Вскоре Аксель отправился в школу. Все ждали от него необыкновенных успехов, поскольку в целом он был подготовлен лучше, чем средний первоклассник. Однако в это время в Ревеле скончался муж сестры Елизаветы Камилловны, и вдова отправила одного из сыновей в Санкт-Петербург. Елизавета Камилловна, хорошо понимая состояние сестры, охотно приняла племянника. Он был старше Акселя на два года, отлично говорил по-немецки и был весьма умен. Однако «мужское содружество» надежд не оправдало. Подружившиеся мальчики забросили учебу, и в результате Аксель был оставлен на второй год, а его товарища отправили на воспитание другой тетке. Все лето семья решала, что с парнишкой делать дальше. Дед Бертольди настаивал на закрытом учебном заведении, однако на него у Бергов не хватало средств. Оставался один выход — кадетский корпус, в котором сын умершего генерала мог обучаться за казенный счет.
Выбор матери пал на Александровский кадетский корпус, размещавшийся на Итальянской улице. Туда Елизавета Камилловна и повела своего сына в конце 1904. Аксель был принят в учебное заведение, и жизнь его пошла по заведенному распорядку — вставали кадеты в семь утра и отправлялись на утреннюю зарядку, затем строем шли на молитву, читали хором «Отче наш», а после брались в столовой за ложки. Постепенно парнишка привык к этому, у него появились первые друзья. В кадетском корпусе, к слову, царили дисциплина и чистота, а жестокости, муштры и «неуставных отношений» не имелось и в помине. Однокашники Акселя были в большинстве своем детьми военных, выходцами из интеллигентных семей, с детства усвоившие понятия о порядочности и чести. Штабс-капитан также оказался прекрасным человеком — он тепло относился к своим воспитанникам, стремился сблизить их и развить таланты каждого. К слову, в Александровском корпусе помимо производственных мастерских и спортивных залов имелись музыкальные комнаты. В них Аксель проводил немало времени, совершенствуясь под присмотром музыканта из Мариинского театра в игре на скрипке.
Четыре года Берг провел в кадетском корпусе. Многие выпускники этого заведения поступали затем в университеты или в высшие технические школы, однако юноша решил для себя, что пойдет только в Морской корпус. С этой целью он еще будучи александровским кадетом самостоятельно изучал космографию и астрономию. В 1908 Берг сдал все необходимые экзамены и оказался в младшем классе Морского корпуса. Обучение там было рассчитано на шесть лет, и в соответствии с этим все учащиеся делились на шесть рот. Самые младшие — четвертая, пятая и шестая — считались «малышовыми» или кадетскими. В момент перехода в третью роту «морской кадет» становился «гардемарином», принимал присягу и значился на действительной флотской службе. У Берга этот переход совершился в 1912. Аксель Иванович писал: «Я никогда не интересовался артиллерией, минами и торпедами, однако очень увлекался навигацией, лоцией, астрономией и мечтал стать штурманом... В Морском корпусе работали лучшие ученые-моряки, их отношение к делу обязывало и ребят работать с полной нагрузкой». Гардемарином Берг ходил в учебные летние плавания. Он побывал в Голландии, Швеции и Дании. В Копенгагене, к слову, сам король принимал воспитанников русского Морского корпуса.
В эти годы юный Аксель познакомился с семьей Бетлингков. Глава семейства, статский советник Рудольф Ричардович, являлся известным в Санкт-Петербурге терапевтом. Бывать у него Акселю было чрезвычайно интересно. В качестве хирурга Бетлингк участвовал в Русско-японской войне, был необычайно начитан, обладал широким кругозором и поддерживал дружеские отношения с ярчайшими представителями тогдашней интеллигенции. Кроме того у Рудольфа Ричардовича было две дочери, и Берг незаметно для себя привязался к младшей, которую звали Нора. Она училась в художественной и музыкальной школах, владела несколькими иностранными языками, посещала «Петришуле» и занималась живописью по фарфору. Привязанность Берга переросла в любовь, и вскоре он объявил девушку своей невестой. Их свадьба прошла зимой 1914. Обряд венчания молодых состоялся в лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте. После свадьбы они отправились в Гельсингфорс (ныне — Хельсинки), где сняли номер в гостинице. Вскоре Бетлингки купили молодоженам квартиру в городе. К тому времени молодой человек уже окончил со званием мичмана Морской корпус и был для прохождения службы направлен вахтенным начальником на линкор «Цесаревич». Зиму 1915-1916 годов «Цесаревич» стоял в Гельсингфорсе, и Аксель Иванович бывал дома каждый вечер. На этом линкоре моряк плавал с июля 1914 по июнь 1916, то есть почти два года. За отличную службу он был переведен сначала на должность младшего штурмана, а потом на должность ротного командира.
В 1916 Берга перевели на подводный флот, назначив штурманом подводной лодки Е-8. Уже шла война, и на этой субмарине он провоевал больше года — до декабря 1917. Немцы, не забывая прошлую удачливость подлодки Е-8 (она пустила ко дну крейсер «Принц Адальберт»), держали под наблюдением ее передвижения. В связи с этим и командиру субмарины, и ее новому штурману приходилось постоянно быть начеку. Выследить лодку у немцев вышло при выходе ее в Балтийское море из Рижского залива. В тот злополучный день она двигалась в тумане по извилистому и узкому фарватеру Соэлозунда и в результате выкатилась на мель. Командир попробовал снять лодку задним ходом, однако мель оказалась слишком пологой, и эта попытка не удалась. Между тем туман рассеялся, и перед немцами предстала отличная мишень. Однако приближаться к подводной лодке противник не желал — опасался огня береговых батарей. Все попытки снять Е-8 с мели результата не принесли, и экипаж решил запросить помощи. Отправиться на берег вызвались Аксель Иванович и еще двое матросов. Спустив на воду маленькую шлюпку, они отправились в путь. Мокрые и облепленные грязью моряки добрались до берега и сразу же разошлись в стороны, чтобы быстрее отыскать береговой пост. Вскоре командование узнало о случившемся, и еще через сутки из Рижского залива вышел большой буксир, а с ним три миноносца, которые не стали останавливаться у терпящей бедствие субмарины и, пройдя мимо нее на полной скорости, погнали немцев перед собой в открытое море. А буксир благополучно снял подлодку с мели.
В зимний период 1916-1917 годов Е-8 не принимала участие в боевых операциях, а сам Берг в ноябре 1916 был отправлен на учебу в штурманский офицерский класс, который размешался в Гельсингфорсе на транспорте «Митава». В феврале 1917 Аксель Иванович окончил учебу, получил чин лейтенанта и продолжил службу на подлодке Е-8. Во время Октябрьской революции он находился в море и услышал о ней только после возвращения в Ревель. Немцы, к слову, продолжали выслеживать его субмарину. После очередного длительного нахождения под водой на ней загорелся правый электромотор. Лодка не могла подняться на поверхность, и моряки друг за другом стали отравляться газами, выделяющимися при горении. Экипажу чудом удалось привести Е-8 в Гельсингфорс. Находящегося без сознания Берга в числе прочих срочно доставили в госпиталь. На подводную лодку он уже больше не вернулся — отремонтированная она отправилась в плавание с новым штурманом.
А вскоре произошло отделение от России Финляндии. Матросам, служившим с Акселем Ивановичем, удалось впихнуть еще слабого после отравления моряка в последний уходящий в Петроград поезд, а следом втиснуть и его супругу. Уже в городе Берг повстречал своего товарища, капитана второго ранга Владимира Белли, которого назначили командиром строящегося эсминца, названного в честь его знаменитого прадеда «Капитан Белли». Правнук петровского героя подбирал себе команду и предложил Акселю Ивановичу занять место штурманского офицера с исполнением обязанностей первого помощника. Берг дал согласие. На этом эсминце он сделал всего один-единственный поход — он случился во время иностранной интервенции, когда необходимо было увести подальше от Путиловской верфи недостроенные корабли, попавшие в зону обстрела. Суда, которые не могли самостоятельно двигаться, отводили при помощи буксиров. «Капитан Белли» Берг отвел к Николаевскому мосту, где вражеская артиллерия не могла его достать. Когда опасность прошла, эсминец был отбуксирован обратно, а Акселя Ивановича отправили в штаб командования флота и утвердили на место оперативного помощника флаг-капитана.
В то сложное время матросы Балтийского флота представляли одну из самых боеспособных частей вооруженных сил Советской республики. В феврале 1918 немцы начали по всему фронту мощное наступление, устремившись в числе прочего к Ревелю и Гельсингфорсу, дабы захватить зимовавшие там боевые корабли. Центробалт призвал военных моряков спасти военные суда, и Берг, имевший опыт войны на Балтийском море, работая в должности помощника флаг-капитана по оперативной части, успешно выполнил все задачи, связанные с доблестным переходом боевых кораблей (впоследствии получившим название «Ледовый поход»). При его непосредственном участии в феврале месяце из Ревеля вышли последние подлодки, дорогу во льду которым проламывал ледокол «Ермак». А из военной гавани Гельсингфорса замыкающие корабли ушли в первой половине апреля.
В мае 1919 Берг был поставлен штурманом подлодки «Пантера», и первый боевой поход его начался в конце июня. На «Пантере» Аксель Иванович плавал до августа 1919, а затем получил приказ отправляться на подлодку «Рысь». Отличие заключалось в том, что теперь он был назначен командиром субмарины. «Рысь» находилась в ужасном состоянии, и первоочередной задачей Берга стала организация на подводной лодке восстановительных работ, а также работ по обучению команды. После долгих круглосуточных трудов в доке «Рысь» удалось восстановить. Зтем начались учебные походы, во время которых команда набиралась опыта. Учился, к слову, и сам Аксель Иванович — его зачислили в подводный класс Соединенных классов комсостава флота. Кроме того он поступил в Петроградский политехнический институт.
Очень скоро за Бергом на Балтийском флоте укрепилась репутация офицера, способного решать сложные задачи восстановления и постановки в строй подлодок. В 1921 его «перебросили» на восстановление подлодки «Волк». Эта субмарина из-за повреждений, полученных в кампанию 1919, находилась в крайне плохом состоянии. Прошло несколько месяцев, и в активе Акселя Ивановича появилась еще одна восстановленная подлодка. За вводом ее в строй сразу же последовало новое назначение — срочно отремонтировать подлодку «Змея». Во время ремонтных работ на ней Берг получил серьезную травму — ему оторвало фалангу одного пальца. В это время «Змея» находилась в плавании, и на перевязку моряк попал лишь через несколько часов. В результате у него началось заражение крови, и он долгое время провел в больнице.
В конце 1922 медкомиссия постановила отчислить Берга из действующего флота. На это решение повлиял и сепсис, и отравление на Е-8, и общее перенапряжение за последние годы. Окончательно порвать с морем Аксель Иванович не захотел и решил заняться наукой, а конкретно радиотехникой. Вскоре он появился на электротехническом факультете Военно-морской академии, однако там бывший моряк узнал, что его незаконченного высшего недостаточно — необходим диплом Высшего военно-морского инженерного училища. Спустя год упорнейших занятий (в 1923) Аксель Иванович сдал все недостающие экзамены и окончил электротехнический факультет инженерного училища с дипломом флотского инженера-электрика. Отныне дорога в академию была открыта. Занятия в академии Берг совмещал с преподаванием радиотехники на курсах телеграфистов и в училищах разного уровня, так как он очень нуждался в деньгах, которые при советской власти никто не отменял. В это время в свет вышли первые учебники, написанные Бергом, «Пустотные приборы», «Катодные лампы» и «Общая теория радиотехники». А так как денег все равно не хватало, Аксель Иванович еще подрабатывал на близлежащем заводе монтером.
В 1925 Берг окончил Военно-морскую академию и получил направление в столицу страны в аппарат Наркомата по морским и военным делам. Это было почетное назначение, предполагающее руководство радиосвязью на всех флотах. И, тем не менее, бывший моряк был недоволен — он стремился к живой научно-исследовательской работе. В дело вмешался начальник академии Петр Лукомский, ему удалось оставить Берга в Ленинграде, и Аксель Иванович был направлен в Высшее военно-морское училище обычным преподавателем радиотехники. Вместе с этим ему дали и допнагрузку — назначили председателем секции радионавигации и радиосвязи Морского научно-технического комитета.
1928 год ознаменовался изменениями в личной жизни Берга — он разошелся с Норой Рудольфовной и женился на Марианне Пензиной. Этому, к слову, предшествовала весьма необычная многолетняя предыстория. Моряк познакомился с ней в Туапсе осенью 1923. Двадцатитрехлетняя девушка одна жила в домике, оставленном ей скончавшимся отцом, и работала машинисткой в порту. Спустя год Берг приехал к Марианне Ивановне в Туапсе вместе с супругой. Женщины познакомились и потом несколько лет писали друг другу письма. В 1927 Марианна Пензина продала свой домик и перебралась в Ленинград к Бергам, у которых не было детей. Щекотливую ситуацию с разводом сам Аксель Иванович пояснял коротко: «На совете семьи было принято решение, что с Норой мы должны расстаться».
В сентябре 1928 Берг был командирован в Германию для выбора и закупки гидроакустических приборов. В течение двух месяцев он побывал на заводе «Электроакустик», расположенном в Киле, и на заводе «Атлас-Верке» — в Бремене, где отобрал образцы гидроакустических приборов наблюдения и связи для подлодок. В апреле следующего года Берга отправили в командировку в Соединенные Штаты, а в сентябре 1930 и в феврале 1932 — в Италию. Там его принимал, к слову, сам Муссолини. Впоследствии Берг писал: «Тогда он не был еще фашистом, притворялся, рассуждал о демократии». Когда спустя несколько лет над Бергом сгустятся тучи и по его делу начнется следствие, это частое и длительное пребывание в командировках за границей окажется для работников НКВД причиной для подозрения радиоинженера во «вредительстве» и шпионаже.
В 1927 по предложению Акселя Ивановича при секции связи был создан Морской научно-испытательный полигон. Там Берг проводил «отработку тактико-технических заданий промышленности» на разработку новой аппаратуры. В 1932 этот полигон — снова по инициативе Акселя Ивановича — преобразовали в Научно-исследовательский морской институт связи. Размещен он был в Ленинграде в крыле Главного адмиралтейства. Главой нового заведения назначили Берга, и под его руководством были закончены работы по разработке и внедрению на флоте новейшей системы радиовооружения под названием «Блокада-1». В это же время (в июле 1935) Аксель Иванович стал инженером-флагманом второго ранга, а в 1936 аттестационная комиссия присудила ему степень доктора технических наук.
Нет комментариев