« Вернитесь к своим корням - и вы
откроете врата в Божий мир»
(Восточная мудрость)
Как гласит пословица «Три вещи имеют значимость: твоя земля, твой народ и твое сердце”.
В древние времена Бог наделил каждый народ особенным предназначением, поэтому познавая Всевышнего, каждый народ познает мир через свою Родную Веру-Обычай. Она является его духовной основой и воплощением Высшего Призвания. Родная Вера является вечным и несокрушимым Божьим даром, указателем к высшему бытию. Она существует в народе вечно и неизменно, меняться могут лишь ее внешние формы – особенности названия обрядов, толкование вероведческих понятий, самосознание ее носителей, но внутренняя суть остается неприкосновенной.
Для того, чтобы она была изменена, необходимы сотни тысяч лет, в течение которых происходит перевоплощение Духа определенного народа. Тогда весь народ, благодаря своим земным деяниям поднимается или опускается на определенный уровень в Божественной иерархии. Наша Вера – это знание о сущности Вселенной и законов, по которым она построена. Эти знания позволяют совершенствовать душу и тело каждого, давая ему душевное равновесие, радость и счастье. Родная Вера и душа нашего народа едины, наши Родные Боги живут в нас, а мы – в них.
Великая тайна древних сакральных знаний лежит в основе традиционной осетинской молитвы и в исполнении завещанных предками обычаев и ритуалов. Сколько удивительных знаков и таинственных символов сумел пронести народ сквозь века и тысячелетия, сколько мудрых заветов сохранил в своей духовной культуре!
И, прежде всего это обращение к Богу с тремя круглыми пирогами и словами: «Иунæг Стыр Кадджын Хуыцау, Æмбал кæмæн нæй, Дуне скæнæг, Дуне сфæлдисæг». (Создатель, мир сотворивший, Единственный Великий, Равных которому нет). Так молились осетины и их далекие предки на протяжении многих и многих тысячелетий. И в этих словах есть Истина, которая была известна человечеству в глубокой древности.
Что же символизируют три пирога, над которыми произносится молитва?
В сакральной геометрии «круг с точкой в центре известен как очень древний общемировой символ, священный знак, обозначающий Единого бога, вмещающего в себя все творение;
Точка означает начало будущего Мироздания. Круг – это Космос в Вечности, перед новым пробуждением»
В гимнах Риг-Веды, говорится: «Ничто не существовало, царил мрак и все было сокрыто изначала».
В даосском трактате сказано, что «Прежде были тьма и небытие, потом появился свет в точке и появилась масса вещей и явлений»
Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе:
«Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ, раджы мæнг дуне, дам, уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг». (Говорили мудрые предки, что земной мир когда-то был во мраке, небытии и безмолвии).
Таким образом, символ зарождения мира – в древности был обозначен, как круг с точкой в центре. И именно этот символ несет форма осетинских пирогов.
А что означают три круга с точками посередине? Известно, что Земной мир имеет трехмерное пространство. Бог проявлен для земных жителей в трех мирах, в трех уровнях Мироздания: Высшем - небесном, среднем - земном и нижнем - подземном. В осетинской мифологии говорится о семи уровнях небес – авд уæларвы, семи уровнях подземного мира - авд дæлзæххы. Троичность зафиксирована и в определении бытия в прошлом, настоящем и будущем. А три круга в круге – есть символ вечности. И именно так клались ритуальные пироги на круглый осетинский фынг. Таким образом, три пирога – это сохраненный осетинами древнейший арийский символ, обозначающий Творца, проявленного в земном мире. Именно три круглых пирога с сыром кладутся на фынг, когда молятся Богу.
А при обращении к покровителям различных сил природы (зæдтæ æмæ дауджытæ) осетины используют три треугольных пирога. Сложенные друг на друга в определенном порядке они составляют девятиконечную звезду.
«Девятиконечная звезда из трёх треугольников, является символом трёхмирья или трех уровней мира в вере наших первопредков славян и ариев.
В данной троичности заключается целостность Божественного мироздания» (Сакральная геометрия)
Равносторонний треугольник здесь символизирует эманацию бога, его явленность в качестве производительных сил земли (зæдтæ æмæ дауджытæ). И именно к ним обращаются осетины с тремя треугольными пирогами, прося помощи и поддержки в земных делах: в домашнем хозяйстве, на охоте, при сборе урожая.
Треугольные пироги, таким образом, посвящены тем, кто управляет силами земли, однако при этом сохраняется связь с богом, ибо точка в центре маркирует единство мира.
В Осетии сохранился до наших дней и древний обряд вождения жертвенного быка по селу с песнями и танцами перед закланием его в святом месте. И вот что написано о значении этого обряда в статьях о сакральной геометрии …
«Бык занимал важное место в обрядах, связанных с плодородием, в первую очередь, как традиционное жертвенное животное. Однако роль быка в подобных обрядах отнюдь не ограничивалась только
принесением в жертву: так, в некоторые праздники быка наряжали, украшали лентами и цветами и в сопровождении торжественного шествия водили по селу.
Бык был необходимой частью множества славянских обрядов и молений еще с древних времен, когда его приносили в жертву богам и духам. Древнейшее свидетельство о жертвенном быке принадлежит Прокопию Кесарийскому (VI в.), который сообщил, что славяне веровали в Верховного бога громовержца и в жертву ему приносили быков и иных священных животных. Наиболее часто быка жертвовали в Ильин день, некогда — день громовержца Перуна. Так, например, в восточной Сербии в Ильин день традиционно резали быка, варили его в большом котле и съедали сообща всем селом».
Как видим, бывший когда-то единым для всего индоевропейского мира обряд сохранился только у осетин.
АЛИНА ТУАЕВА,
член Союзов писателей и журналистов России, Заслуженный работник культуры РСО-А
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев