Образы для фильма создавал художник по костюмам Уолтер Планкетт. За свою жизнь он получал немало наград, но за «Унесенных ветром» не получил ничего. И хотя дизайнер не был оценен современниками в должной мере, сегодня модные критики считают, что именно в этом фильме его талант раскрылся на все 100%.
Планкетт всегда стремился к подлинности, даже в мелочах. Например, он настаивал, чтобы нижнее белье героев обязательно соответствовало времени. Вивьен удивлялась: «Зачем так много денег тратить на создание правильного нижнего белья той эпохи? Ведь его никто не увидит!» «Зато Вы будете знать и чувствовать, что оно на вас надето!» – отвечал ей Планкетт.
За вдохновением Уолтер отправился в исследовательскую поездку в Джорджию, где встретился с Маргарет Митчелл. Там дизайнер посетил плантации и опросил стариков, которые еще застали Гражданскую войну на Юге. Его приглашали в дома и с гордостью показывали шелковые платья, принадлежавшие бабушкам и прабабушкам. «Одна женщина в Чарльстоне даже отправила своих детей собирать для меня коробку с шипами с дерева, растущего в этом районе, потому что во время блокады не было металлических булавок и иголок, и вместо них одежда скреплялась этими шипами», — вспоминал Уолтер.
Барбекю-платье
В поездку художник взял с собой книгу образцов тканей с фабрик 1840-х годов и иллюстрации из модного в XIX веке журнала Godey'S Lady's Book. Ему повезло найти фабрику неподалеку от Филадельфии, которая по-прежнему печатала текстильные принты по образцам середины XIX века. Именно там были напечатаны зеленые букетики на отрезе муслина, из которого потом сшили «барбекю-платье» Скарлетт.
В этом же платье Вивьен Ли снималась и в самых первых сценах фильма, но их решили переснять из-за разногласий на съемочной площадке и цветовых искажений на старой пленке. Заодно продюсер Дэвид Селзник попросил Планкетта сделать другое платье для начала фильма. Последнее слово относительно костюмов было только за продюсером, он даже отдал распоряжение не показывать эскизы Вивьен Ли. «Но я все равно показывал», — признавался Планкетт.
В итоге Скарлетт была одета в безупречное весеннее платье из белого муслина с зелёным цветочным орнаментом и такого же цвета поясом. К нему была подобрана соломенная шляпка с атласными лентами (опять же - зелёного цвета) и маленький зонтик – тоже зеленый! Такое обилие зелени объясняется довольно просто – это любимый цвет писательницы Маргаретт Митчелл.
Белое платье «С любовью к Таре»
Платье, в котором юная Скарлетт появляется в первых кадрах «Унесенных ветром» описано так:
«Новое платье Скарлетт, на которое пошло двенадцать ярдов муслина, воздушными волнами лежало на обручах кринолина, находясь в полной гармонии с сафьяновыми туфельками без каблуков, только что привезёнными ей отцом из Атланты. Лиф платья как нельзя более выгодно обтягивал безупречную талию, бесспорно самую тонкую в трёх графствах штата, и отлично сформировавшийся для шестнадцати лет бюст».
На съемочной площадке платье получило название «С любовью к Таре». Оно было изготовлено из 33 метров стопроцентного хлопка и оформлено кружевами на восьмиуровневой юбке. К платью был добавлен пояс из красного бархата с пряжкой. Красные бантики украшали и прическу девушки. Цветовые акценты здесь неспроста, ведь в переводе Скарлетт означает «красный».
Стоит отметить, что Вивьен была очень худенькой, поэтому практически все наряды обильно декорировались рюшами и воланами, а в лиф зачастую подкладывали вату.
Бордовое бархатное платье
Планкетт специально попросил разрешения у Митчелл разнообразить палитру платьев Скарлетт, поскольку в книге она почти всегда носит зеленую одежду.
Бальное платье на вечеринке по случаю дня рождения Эшли тоже описано в книге как нефритовое, но было решено сделать его насыщенно-винным. Платье – само воплощение нескрываемой роскоши. Оно было сшито из французского бархата бордового цвета (хотя из-за пленки выглядит красным), украшено рубинами и перьями страуса.
Разумеется, оно не является аутентичным нарядом, это лишь эффектная стилизация с элементами трендов конца 1930-х годов. Данный наряд некий компромисс со стороны Планкетта: с одной стороны он стремился к исторической точности, с другой – признавал необходимость адаптации костюмов к современной аудитории.
Кроме того, в фильме были и другие неточности. Так, в одной из сцен Скарлетт держит в руках пластиковый нарцисс, а некоторые ее прически выполнены в стиле сороковых годов.
Как создавались платья Скарлетт О’Хара (Часть 2)
"Шторное платье"
В своих исследованиях Уолтер Планкетт (художник по костюмам) обнаружил, что женщины Атланты во время блокады Юга часто использовали подручные материалы для изготовления своих платьев. Идея «шторного платья», в котором Скарлетт устраивает «представление» Ретту, писательнице подсказала пара штор ее матери. Во время вторжения армии Союза плантация ее семьи в Северной Джорджии была разорена, и из ценного остались только шторы, которые теперь передаются из поколения в поколение как фамильная ценность, сумевшая пережить войну.
Для «шторного платья» Планкетт использовал чистый зеленый бархат и бархат цвета мха. Материал специально подвергли обработке, чтобы сделать его более фактурным и слегка выцветшим. Еще один интересный факт: во время Гражданской войны женщины Юга украшали шляпы куриными перьями. Поэтому на голове у Скарлетт красуются петушиные перья и позолоченные куриные лапы.
О шляпке, которая дополняла шторный ансамбль стоит сказать отдельно. Ее автор – Джон П. Джон, владелец марки «Мр. Джон». Сегодня это имя почти забыто, а когда-то «Мистера Джона» знали все модницы мира как «Диора шляпок»! Он создавал настоящие арт-объекты. А зелёная шляпка Скарлетт была так популярна, что Джон П. Джон не раз делал её копии для продажи. Одна из них находится в Бруклинской коллекции музея костюма.
"Свадебное платье"
Снедаемая отчаянием и обидой, Скарлетт принимает предложение Чарльза Гамильтона, брата Мелани. Жених и невеста поспешно играют свадьбу, ведь объявлена война, и Чарльз должен отправиться на фронт.
Когда смотришь на это платье, возникает впечатление, что оно великовато для героини Вивьен и выглядит слегка старомодно. Но так и было задумано, чтобы показать быструю организацию свадьбы. А сам подвенечный наряд шили на экранную маму Скарлетт – актрису Барбару О'Нил (Эллин О'Хара).
На данный момент свадебное платье Скарлетт хранится в Центре Гарри Рэнсома, который находится в Университете штата Техас. Там же можно увидеть и шторное платье, и бордовое из бархата, и многочисленные роскошные халаты.
Платье «Прощальный поцелуй Эшли»
Это платье с верхом в тонкую полоску, красно-бордовой юбкой и белоснежным кушаком получило название «Прощальный поцелуй Эшли». Так, Скарлетт и действительно удаётся «украсть» поцелуй того, кто живет в её грёзах.
Платье «Клятва Таре»
Скромное бордовое платье с геометрическим рисунком. Именно в нём Скарлетт ухаживала за ранеными в госпитале, бежала из охваченной огнём Атланты и вернулась в разорённую Тару, найдя там мёртвую мать и обезумевшего от горя отца... В нём же она произносит слова, ставшие знаковыми:
«Бог мне свидетель, бог свидетель, я не дам янки меня сломить. Я пройду через все, а когда это кончится, я никогда, никогда больше не буду голодать. Ни я, ни мои близкие. Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать!»
"Платье для лесопилки"
Став женой мистера Кеннеди, Скарлетт полностью уходит в работу. Она наравне с мужчинами вступает в руководство лавкой и лесопилкой. Именно благодаря ей дела Фрэнка резко идут в гору.
Соответственно, ее наряды становятся более практичными, чтобы подчеркнуть активность и предприимчивость своей обладательницы.
Платье для лесопилки очень похоже на наряды из журнала мод 1864 г.
Платье «Скарлетт в опасности»
В один из дней Скарлетт отправляется на лесопилку, которая находится недалеко от Декейтерской дороги – опасного места, служащего приютом для любителей лёгкой наживы. Здесь на Скарлетт совершается нападение, но Большой Сэм – их бывший раб с плантации в Таре, спасает её.
Наравне со «шторным» это серо-голубое платье с черным узором до сих пор бережно хранится. В 2015 году оно было продано с аукциона, состоявшегося в Беверли-Хиллз, за 137 000 долларов!
Интересно, что до продажи на аукционе оно находилось в коллекции Джеймса Тумблина, который работал на студии Universal в отделе причёсок и макияжа. Джеймс купил его в 1960 году за символические 20 долларов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7