Фото айсберга, сделанное старшим стюардом немецкого судна «Принц Адальберт» утром 16 апреля 1912 года. Стюард тогда не знал о катастрофе, но айсберг привлёк его внимание тем, что у его основания была бурая полоса, указывающая на то, что айсберг менее чем за 12 часов до этого с чем-то столкнулся. Предполагается, что именно с ним столкнулся «Титаник»[11].
Распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Флит предупредил «перед нами — лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник Муди ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу!!!» («ice right ahead!!!»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение. Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право на борт»[12], одновременно передав в машинное отделение приказ «полный назад», нажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении.
Фото айсберга, сделанное с борта кабелепрокладчика «Мина», которое было одним из первых судов, обнаруживших трупы пассажиров и обломки судна. Предположительно, «Титаник» мог столкнуться именно с этим айсбергом, так как, по словам экипажа «Мины», это был единственный айсберг вблизи места катастрофы[11].
По терминологии 1912 года команда «право на борт» означала поворот кормы судна вправо, а носа — влево (на русских судах c 1909 г. уже использовалась естественная подача команд например: «лево руля»). Рулевой Роберт Хитченс (англ.) налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «Руль право, сэр!». В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред Оливер и Боксхолл, находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались удары колокола. А. Оливер в своих показаниях в сенате США, впрочем, определенно заявлял, что при входе на мостик он услышал команду «лево руля» (соответствующую повороту вправо), и эта команда была выполнена. По словам Боксхолла (Британское расследование, вопрос 15355), Мэрдок доложил капитану Смиту: «Я дал поворот влево и дал задний ход, и собирался дать поворот вправо, чтобы обойти его, но он был слишком близко.»
Известно, что на «Титанике» не использовались бинокли для впередсмотрящих, поскольку отсутствовал ключ от сейфа с биноклями. Его забрал второй помощник капитана Блэр, когда капитан его выкинул из команды, взяв на борт члена команды из Олимпика. Не исключено, что отсутствие бинокля стало одной из причин крушения лайнера. Однако о существовании биноклей стало известно лишь через 95 лет после крушения корабля, когда один из них был выставлен в аукционном доме «Генри Элдридж и сыновья» в городе Дивайзес, графство Уилтшир. Вторым помощником капитана «Титаника» должен был стать Дэвид Блэр, для чего он и прибыл 3 апреля 1912 года из Белфаста в Саутгемптон. Однако руководство компании «Уайт Стар Лайн» в последний момент заменило его на Генри Уайлда, первого помощника с аналогичного судна «Олимпик», поскольку он имел опыт в управлении столь большими лайнерами, в результате чего Блэр в спешке забыл передать ключ человеку, пришедшему на его место[13][14]. Впрочем, многие историки сходятся на мнении, что наличие биноклей не помогло бы предотвратить катастрофу[15]. Это подтверждает и то, что впередсмотрящие в «вороньем гнезде» заметили айсберг раньше находящихся на мостике, имевших при себе бинокли.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев