Первым советским фоторужьем была модель, названная «Фотоснайпер». Она была создана сотрудниками Государственного Оптического Института в 1937 году.
За основу был взят принцип работы дальномерных малоформатных зеркальных фотоаппаратов «ФЭД», которые были почти точной копией немецкого аппарата «Leica II».
В дальнейшем фоторужье выпускалось на Красногорском заводе. В течение первых десятилетий «фотоснайперы» с деревянными прикладами изготавливались для вооруженных сил.
В послевоенное время производство фототехники в СССР активно развивалось, и с 1965 года в продажу поступили модели, которые могли приобрести все желающие. Их внешний вид был менее «военный»: на смену тяжелому деревянному прикладу пришел удобный металлический, а цвет хаки заменили на нейтральный черный. Они выпускались на базе популярного советского фотоаппарата «Зенит». В комплект входил чемоданчик, приклад с фиксатором для объектива и фотоаппарата, длиннофокусный и нормальный объективы и сама камера «Зенит».
Новинка пользовалась большой популярностью среди фотолюбителей и даже пес Шарик из популярного произведения Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» мечтал о фоторужье. По меркам советского времени он стоил дорого – около 300 руб., - и позволить себе такую фототехнику мог не каждый, в то время как купить фотоаппарат было гораздо проще.
Фоторужья выпускали не только заводы. В 50-60-х гг. фотолюбители сами разрабатывали собственные модификации фоторужей, например, в 1961 году на ВДНХ впервые была продемонстрирована модель «ФРАМ-II» - разработка А. Я. Артюхова.
Фоторужья продолжали выпускать и в 2000-х, а самой современной моделью красногорского фоторужья является «ФС-412» (с камерой «Зенит-412LS» или «Зенит-412DX»)
Одной из основных областей применения фоторужей была военная отрасль. Во время Первой Мировой Войны использовались фотопулеметы. Британская компания Thornton-Pickard, которая выпускала фотоаппараты с 1888 года, в начале 20 века поставляла армии фотопулеметы MK.III-H. Внешне они были копиями первых моделей пулемета Льюиса и устанавливались на бомбардировщиках и истребителях.
Это было сделано в тренировочных целях: с помощью камеры, встроенной в ствол, воздушные стрелки могли тренироваться и одновременно экономить боеприпасы. Их целью было не попасть в мишень, а сфотографировать ее максимально точно. Помимо тренировочных целей, фоторужья использовались для разведки, а также подготовки военных кинохроник.
Во второй половине 20 века особое внимание уделялось сохранению окружающей среды, а в 1949 году была создана Комиссия по редким видам, которая начала составление списка редких видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения – Красной книги. В СССР был поставлен вопрос о культуре охоты, и охотников-любителей выручила фототехника. Занимаясь фотоохотой, следопыты могли испытать все те же эмоции, связанные с выслеживанием добычи, маскировкой, но в результате вместо убитого животного они получали фотографию.
В послевоенное время фоторужье перестало быть стратегической единицей и привилегией оружейных заводов. В 60-е годы Красногорский механический завод, который входил в тройку крупнейших производителей фотоаппаратуры, начал специализироваться на массовом производстве фоторужей «Фотоснайпер». На этот раз ими вооружились журналисты, чтобы фиксировать публичные мероприятия, спортивные состязания и различные политические события.
Нет комментариев