05.2020 -22.05.2020
Лексическая тема недели: «Цветы, растения луга и сада, насекомые»
Цель: Познакомить с понятиями «Луг» и «сад» и цветами, растущими на них. Рассказать детям о великом многообразии цветов – садовых и дикорастущих, луговых, лесных, полевых, их красоте и пользе. Расширять знания детей о представителях класса насекомых.
Понедельник 18.05.2020
Беседа «Цветы-краса земли».
Задачи: расширять знания дошкольников о цветах, развивать воображение, память, внимание, расширять кругозор ,воспитывать любовь и бережное отношение к цветам.
Содержание беседы.
Взрослый: Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы? Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
Взрослый: Интересно, а вы хорошо знаете цветы? Вот сейчас мы и проверим (демонстрация иллюстраций цветов).
Есть одна игра для вас -
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы не зевайте,
Дружно хором отвечайте.
В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк.
Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)

Золотая середина и лучи кругом,
Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок … (ромашка)

На солнечной опушке в траве стоит она.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка.
Все зовут цветок … (фиалка)

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик,
Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)

Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине … (подснежник)

Взрослый: Многие цветы – это лекарственные растения. Собирая цветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом мы иногда бываем в лесу, в поле, на лугу. Там растёт много красивых цветов. Люди собирают большие букеты ландышей, колокольчиков, купавок
  
(демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!
- Не рвите цветы, не рвите -
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
Выучите с ребенком стихотворение Т. Собакина;
« Если я сорву цветок…»

Взрослый: А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.
«Сказка о ромашках».
Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения. А вы помните, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших лесов, лугов, прудов и речек. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
Давайте подведём итог нашей беседы:
- Какие цветы вы знаете?
- Какие цветы растут клумбе, у вашего дома?
- Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?

Презентация « Путешествие в мир цветов»
Смотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=K7D7DFMomHI Это интересно!
«Почему их так назвали?»
Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь.
Анютины глазки – полевые цветы, напоминающие глаза девочки Анюты.
Венерин башмачок - цветок, напоминающий башмачок, утерянный по легенде богиней Венерой.
Львиный зев – цветок при нажатии открывается словно пасть (зев) льва.
Мать-и-мачеха – листья с одной стороны тёплые, бархатные, нежные, как руки матери; а с другой – холодные, гладкие, как руки мачехи.
Сон-трава – люди верили, что от этой травы сон спокойный.
Куриная слепота – цветы горькие, по поверью, от них слепнут куры.
Плакун-трава - мелкие листья напоминают слезинки.
Незабудки – по поверью, голубые цветочки, как и глазки любимой, нельзя забыть.
Вьюнок – вьётся, обвивает растения, растущие рядом.
Медуница – пахнет мёдом, пчёлы собирают нектар.
Стрелолист – листья по форме напоминают наконечник стрелы.
Сердечник – листья по форме напоминают сердце.
Подснежник – из-под снега первым появляется.
Одуванчик – разлетается от дуновения (от слова «дуть»).
Кувшинка (речная) – середина цветка по форме похожа на кувшинчик.
Флокс – пламя, цвет пламени.
Астра – звезда.
Гладиолус – меч.
НОД Аппликация
«Нарядные бабочки»
Задачи:
Продолжать формировать умение детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам и украшать по своему желанию графическими или аппликативными средствами.
Способствовать развитию чувств формы и ритма.
Воспитывать любовь и интерес к природе.

Посмотрите с ребенком; Легенду « Иван да Марья»

Смотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=py2i1JyguNc Вторник 19.05.2020
НОД Развитие речи
Рассказы из личного опыта «Мои любимые цветы»
Задачи:
Продолжать учить детей рассказывать, передавая свои впечатления
Упражнять в составлении описательных рассказов из личного опыта с опорой на схему.
Расширять и активизировать словарь по теме «Цветы».
Развивать память, мышление, речевые навыки, диалогическую речь.
Воспитывать эстетические чувства,
Оборудование: картинки с изображением цветов, натюрморт с луговыми цветами, схема для составления описательного рассказа.
Ход занятия:
Организационный момент. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Взрослый: Закончите начатое мной предложение. Цветы бывают большие, а бывают… (маленькие). Цветы можно рвать, а можно… (сажать).Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть… (короткие). Листья у цветов могут быть широкие, а могут быть… (узкие). Лепестков у цветка может быть много, а может быть… (мало).
Упражнение «Четвёртый лишний».На картинки луговые, садовые, комнатные цветы. Дети должны найти лишнюю картинку.
   
Физминутка «Весенняя». (см. картинку)

Составление рассказа по схеме.
Взрослый: У каждого человека есть самые любимые цветы. У вас есть любимые цветы? Они могут быть садовые, полевые, комнатные. Какие вы знаете полевые цветы? Садовые? Лесные? Сейчас вы будете рассказывать о своих любимых цветах. Рассказывать нужно по плану: что это за цветок, где он растет, какие части у нее есть, чем нравится.
Дети рассказывают: Это ромашка. Ромашка растет на лугу. У нее тонкие стебли, узкие длинные листочки, крупные цветы с белыми лепестками и желтыми серединками. Мне нравятся ромашки, потому что они очень красивые, нежные.
Взрослый с детьми в процессе рассказа работает с моделью «Круг», для определения структур.
Модель «Круг»
Распространённой моделью является круг, разделённый на 3 неравных части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа.(см. картинку)

Взрослый: Многие поэты посвятили свои стихи этим замечательным дарам природы, украшающим нашу жизнь.
Взрослый читает детям стихотворение:
«Цветочная полянка»
По опушке подружки гуляли,
Для букетов цветы подбирали.
Вон фиалок лиловые глазки
Им подмигивают, словно в сказке.
Вероники синие донышки,
Одуванчики будто солнышки.
Там голубенькие незабудки,
Рядом с ними желтеют «анютки»;
В яркой зелени огоньки,
Нежных лютиков светлячки.
Как уютно цветам на опушке…
Пожалели их наши подружки:
— Ну, зачем нам нужны букеты?
Без цветов станет грустным лето.
Арсенова Л. А.
Игра « Что сначала, что потом?»

Среда 20.05.2020
НОД №1Формирование элементарных математических представлений.
Повторение. «Форма. Сравнение окружающих предметов со знакомыми геометрическими фигурами».
Задачи:
Продолжать формировать умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Закрепить умения детей, различать предметы по цвету, форме, расположению.
Развивать образное мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Взрослый предлагает ребёнку выполнить следующие упражнения (см. картинки):
«Из каких геометрических фигур состоит предмет»

«Помоги Чебурашке найти лишнюю фигуру»

«Дорисуй фигуру»

«Найди пару»

Прочитайте ребенку рассказ М.Пришвина « Золотой луг»

НОД №2 Лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили».
Задачи:
Учить лепить по выбору луговые растения: ромашку, василёк, одуванчик, колокольчик и др.
Развивать наблюдательность, творческие способности, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к живой природе.
 
Четверг 21.05.2020
НОД №1 Формирование звуковой стороны речи.
Дифференциация звуков[Ж] и [З].
Задачи:
Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Формировать умения детей дифференцировать звуки [ж]-[з] в слогах, словах и предложениях.
Развивать внимание, память, фонематический слух и восприятие.
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: предметные картинки (коза, змея, жук, ёжик, фишки)
Ход занятия:
Взрослый: Ребята, как жужжит жук? (ж-ж-ж). Как звенит комар? (з-з-з). Правильно ребята.
II. Основная часть.
Взрослый: Звуки ж-ж-ж и з-з-з на первый взгляд похожи по звучанию, но они оба разные.
Давайте проговорим эти звуки вместе. Какой звук издает жук? (ж-ж-ж) Какой звук издает комар? (з-з-з).
Характеристика звуков.
Взрослый: Ребята, давайте дадим характеристику звукам, какие они? (звук Ж – согласный, звонкий, твердый и шипящий. Звук З – согласный, звонкий, твердый и свистящий). Сравните звуки [Ж] и[ З]. Что общего? В чём разница?
Связь звуков и букв.
Взрослый: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим. Звуки на письме мы обозначаем буквами. На что похожа буква Ж, а буква З?
Развитие фонематического слуха.
Взрослый: Ребята, я предлагаю поиграть в игру. Я буду называть вам звуки, а вы на звук [ж] – хлопайте, на звук [з]- топайте.
4. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Взрослый: Я буду произносить слоги и вам бросать мяч. А вы должны поймать мяч и бросить обратно, изменяя звук в слове.
Жо-зоуз-уж
За-жа из-иж
Игра «Отгадай загадку».
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу. (Жук.)
Молоко даёт и пух.
Не корова, не петух,
И не утка, и не гусь.
Отгадать я не берусь!
А ещё есть и рога!
Ох, бодлива, ох, строга!
Налетает, как гроза,
Быстроногая.! (Коза)
Верёвка по земле ползёт,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я – (Змея)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Ёжик)
5. Звуковой анализ слов КОЗА и КОЖА (дети выкладывают графическую схему слов)
6. Составь предложения со словом ЖУК (из двух, трёх, четырёх слов).
Запись графической схемы.
III. Заключительная часть.
Взрослый: Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этим звукам
Презентация «Тайная жизнь насекомых»

Смотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=_WL2hWPr2DE Предложите ребенку игру « Чья тень?»
 
Игра « Где чей дом?»

Игра « составь насекомое из геометрических фигур»
 
Видео- загадки о насекомых;
Смотреть здесь; https://www.youtube.com/watch?v=TDneeGeJncs НОД №2 Рисование
«Бабочки летают над лугом»
Задачи:
Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией.
Развивать цветовое и эстетическое восприятие.
Воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материалы: Альбомные листы, краски акварель, палитры, гуашь, баночки с водой.

Пятница 22.05.2020
НОД Ознакомление с окружающим миром.
«Насекомые вокруг нас»
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.
2. Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насекомых и их необходимости.
3. Развить познавательный интерес к насекомым.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением насекомых.
Ход занятия:
Взрослый загадывает детям загадки. После каждого правильного ответа, появляется иллюстрация с насекомым.
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

На ромашку у ворот,
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза)

Домовитая хозяйка,
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)

Какая коровка, скажите, пока,
Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)

Взрослый: Ребята, а скажите, как назвать одним словом бабочку, стрекозу, жука, муравья, пчелу и божью коровку? Кто это? Правильно, это насекомые.
Игра «Четвертый лишний»
Взрослый: Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.
Бабочка, жук, паук, медведь.
Муравей, кузнечик, червячок, снегирь.
Божья коровка, волк, лиса, заяц
Взрослый: Давайте рассмотрим картинку с нарисованной на ней божьей коровкой. Расскажите о божьей коровке.
Дети должны рассказать самостоятельно о размере, строении, окраске, о том, как передвигается, приносит пользу или вред человеку.
Примерный рассказ ребенка: «Божья коровка – жучок. У нее овальное выпуклое тело и ярко-красная спинка с черными точками. Она умеет ползать по стебелькам трав, может летать, у нее есть маленькие крылья.
Взрослый: А еще, окраску божьей коровки называют предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и их не клюют. Божья коровка хищница, питается тлей, личинками жуков, приносит пользу для людей в сельском хозяйстве.
Взрослый: А сейчас я вам загадаю еще одну загадку
Удивительно силен,
Не смотри, что мал:
Ведь в лесу с друзьями он
Гору натаскал (муравей)

Взрослый: Как называется гора, которую натаскали муравьи? Из чего муравьи строят муравейник? (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.)

Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые. Если бы их не было, лес мог бы быстро погибнуть. Муравьи спасают наш лес.
Взрослый читает стихотворение:
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа-мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С НАСЕКОМЫМИ.
ОСЫ. Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползет по сухому бревну – скребет челюстями и потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
Если вы увидели осиное гнездо, понаблюдайте за обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
ПЧЕЛЫ. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух,приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Укус пчелы очень болезнен. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
МУРАВЬИ. Муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер и окрас этого муравья. Не будешь мешать муравьям, они тебя и не укусят. При укусе муравей выделяет муравьиную кислоту, которая сильно обжигает.
КОМАРЫ. Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Комары при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых, особенно при походе в лес, где комары нападают в течении всего дня.
МУХИ. Комнатная муха распространена повсюду. Личинки мухи живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Так же личинки мух могут развиваться и в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер и т. д.). Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу, комнатные мухи находят по запаху. Поэтому, чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
Прослушайте с ребенком произведение П.И.Чайковского «Вальс цветов» https://www.youtube.com/watch?v=4AXB4ZzonRk Просмотреть мультфильмы;
«Одуванчик толстые щеки»
Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=waaLwlkPptc «Муравьишка хвастунишка»
Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=h4HPkAMuUPw «Как муравьишка домой спешил» В.В Бианки
Смотреть: https://www.youtube.com/watch?v=x5xlOoM09nI Желаем всем приятной творческой работы!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев