=====
Почему Петр не остался в шведской крепости Ниеншанц и не увидел перспективы ее развития? Ведь крепость можно было расширить и укрепить. Ссылаются на слова Петра о том, что место это от природы не крепко и удалено от устья реки. Но мы видим, что такая удаленность не мешала городу Ниен вести торговлю и принимать суда — торговые и военные. Город был полноценным «окном в Европу» и оборонительным форпостом Швеции на пограничных территориях.
При обороне края положение шведской крепости за излучиной реки (той, что у Смольного) не могло иметь решающего значения. Ведь Петропавловская крепость тоже стоит далеко от залива. Десант неприятеля имел возможность для внезапной высадки на юго-восточном берегу Финского залива у впадения в него рукавов Невы. Именно там, у будущего Екатерингофа, произошла стычка Петра со шведскими кораблями, пришедшими на помощь Ниеншанцу.
Этим берегам дельты Петропавловская крепость защиты не давала. Петр это понимал и вынес линию обороны далеко в залив. Он сразу стал укреплять остров Котлин и строить форт Кроншлот. Только эта крепость и стала настоящей защитой Петербурга на самых дальних подступах. Если бы враг добрался до Невы и вошел в реку, Петропавловская крепость была бы уже бесполезна. Она перекрыла бы огнем своих орудий фарватер, но действиям противника на суше ничто бы не препятствовало. (…)
Но по прошествии некоторого — небольшого — времени стало ясно, что строительство города, столицы страны, важнее военного укрепления места. Сильная крепость в городе-резиденции, городе дворцов имела главным образом символическое значение. Но в этом качестве она была действительно необходима. Крепость входила в число обязательных в имперском городе объектов. Она олицетворяла военную власть монарха. В этой роли крепость была подобна церемониальному мечу в государственных ритуалах. Меч представляет монарха военачальником — военной главой государства, хотя само это оружие никогда не используется по прямому назначению. Оно даже не обладает необходимым для этого качеством — остротой клинка.
Фото: Г.С. Мусикийский. Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади в Петербурге. 1723. Золото, эмаль, роспись. Государственный Эрмитаж.
=====
Ухналев А. Е. Наш Петербург. Прогулки с искусствоведом. — СПб.: Нестор-История, 2022. — 248 с. ISBN 978-5-4469-1985-7
Сборник очерков об архитектурных ансамблях и памятниках зодчества Санкт-Петербурга XVIII века знакомит читателей с находками последних десятилетий, еще не известными вне узкого круга историков архитектуры. Судьбы зданий, площадей, улиц сложны и запутанны, истина не спешит открывать свой лик, сдаваясь только упорству и постоянству ученых. Так что повествования о памятниках нередко напоминают детективные рассказы. Книга рассчитана на широкий круг читателей, неравнодушных к Петербургу и архитектурному наследию XVIII столетия.
=====
Наши книги по издательским ценам можно заказать на сайте: Издательство «Нестор-История». Доставка заказа в ближайший к вашему дому пункт выдачи или постамат. Ещё наши книги можно приобрести в интернет-магазинах: Wildberries, Озон, Лабиринт. А также купить их в любимых книжных магазинах, таких как: Читай-город (вся Россия), Фаланстер (Москва, Тверская, 17), Подписные издания (СПб, Литейный. 57).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
https://nestorbook.ru/uhnalev-a-e-nash-peterburg-progulki-s-iskusstvovedom
Ознакомительный фрагмент:
https://drive.google.com/file/d/11TKWqZHbk9MSrxcznrvlr0hBysMWEKLo/view?usp=sharing