Самые поразительные картинки мальчишек и девчонок от трех до двенадцати лет.
Война глазами детей – какая она? Страшная? Да. Ужасная? Да. Голодная? Да. Не гадать – а увидеть все своими глазами. Такой шанс теперь есть у всех и каждого.
В Петербурге представили альбом детских рисунков времен блокадного Ленинграда. Картинки, написанные мальчишками и девчонками от трех до двенадцати лет, долгие годы собирали в музее истории Петербурга. И вот, наконец, укомплектовали в одно издание, которое увидело свет. 273 детских работы и на каждой из них война. Даже если задание было – нарисовать сказку…
- На начало Великой Отечественной войны в Ленинграде жили 700 тысяч детей. Из них эвакуировали только триста, - рассказала хранитель Фонда современной живописи и графики музея Вера Ловягина. – Первые эшелоны ушли из города 29 июня. Они отправились в сторону Старой Руссы и попали под вражеский артобстрел. Слухи о гибели детей передавались в городе из уст в уста. Некоторые родители отказывались увозить детей, ведь на тот момент в Ленинграде не прозвучало ни одного выстрела. Многие думали, что покидать город нет необходимости…
Рисунок Козлова. Школа №284.
Тем не менее, скоро Ленинград оказался в блокаде. На весь город работали только 130 детских садов, которые могли вместить тридцать тысяч детей. Иногда малышей подкидывали на порог в отчаянном стремлении спасти от голодной смерти. Ведь воспитанников детских садов всегда старались обеспечить питанием. На февраль 1942 года в рационе значился хлеб, яйца, и даже мясо.
Рисунок Гени Дюдякова, 8 лет. "Воздушный бой"
Чтобы отвлечь ребят от ужасов войны, воспитатели старались их занимать – играть в игры, давали задание нарисовать что-нибудь.
- Детское восприятие особенно удивительное. Мы видели, как на одной картинке сочетаются иллюстрации из сказки и военные сюжеты, - говорит заместитель директора музея истории Петербурга по научной работе Юлия Демиденко. – Заметили интересную деталь: у советских воинов на рисунке красное солнце, а у фашистов – черное.
Рисунок Толи М. "Репка"
Юра Шершунович. "Два немца"
Иногда ребята давали своим работам название. Или с их слов его записывали воспитатели.
- Под одной картинкой есть поразительная надпись: Шурик Игнатьев, три года. «Это война, а посередине булка. Больше ничего не знаю», - вспоминает Вера Ловягина.
Рисунок Елсукова. "Вперед! На врага!"
Юра Шершунович. "Мальчик плачет весь в слезах - убивают маму"
В музее истории Петербурга уверены: война не должна быть безымянной. И создание альбома с детскими рисунками – это еще одна попытка за безликой картинкой разглядеть конкретного человека и его судьбу.
Рисунок Виктора Кудиша "Освобождение деревни". Школа №284, 4-й класс.
- Мы пытались найти детей, чьи рисунки попали к нам в руки, и кое-что нам удалось, - говорит Юлия Демиденко. – Мы выяснили, что Илья Фоняков вырос и стал замечательным поэтом, а Борис Заозерский и Валя Герасименко – художниками.
Рисунок В. Лисовского. Школа №284, 2-й класс.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев