«В тот день мы потеряли восемь самолетов, но только четверо из нас были единственными, кто вернулся»
Джон Боб Пардо.
История авиации знает немало удивительных историй когда самолеты и их пилоты делали удивительные вещи казалось бы вопреки законам физики. Человек в экстремальной ситуации борясь за жизнь способен совершать нереальные вещи. Будь то поднять большой вес который в обычной ситуации он бы никогда не поднял, или например развернутся на 180 градусов в в тесном пространстве как это сделал Леонов в трубе шириной всего 1 метр будучи при этом в раздутом скафандре. Так и пилот борясь за жизнь способен творить с самолетом нереальные вещи.
И эта история лишний раз тому подтверждение.
Во Вьетнаме мы сопровождали F-105 «Во время миссий MIGCAP (МиГ Combat Air Patrol) мы были за пределами ударного формирования, чтобы бродить вокруг поисков МиГов. В ударных силах всегда была пара F-4. Мы носили бомбы и всегда брали с собой четыре ракеты Спарроу» .
Если понадобится, они сбросят бомбы, где бы они не находились, чтобы взяться за МиГы и увести их от 105-х. Сначала они поражали цели, которые «вряд ли этого стоили». Но в конце февраля 1967 года президент объявил, что с 1 марта военные США начнут наносить удары по крупным промышленным объектам; Первым в этом списке был сталелитейный завод в тайском Нгуен, единственный в Северном Вьетнаме.
«Мы делали это 24 часа в сутки, - сказал Пардо.
Во время этих вылетов миссии Пардо чередовались CAP и MIGCAP.
Погода первые несколько дней не позволяла нам нанести удар по цели и мы поражали второстепенные объекты. Но в этом есть и свой плюс облака являются помехой от огня зенитных орудий. Но облака не помеха зенитным ракетам что всегда делало вылеты интересными.
Пардо летал бомбить сталелитейный завод 9 дней подряд ни разу так и не добившись попадания в цель.
10 марта 1967 года погода улучшилась и был назначен вылет.
«Мы знали, что будем бить, - сказал Пардо. Однако он не знал, что спустя три с половиной десятилетия люди все равно будут говорить о том, что произошло в тот день.
Во время дозаправки у одного Ф-4 из атакующей группы случились неполадки и он вынужден был вернутся на базу а его место в строю занял Эрл Аман, и его WSO 1-й лейтенант Роберт Хоутон на F-4D с бортовым 63-7653. Их ведущим были капитан Боб Пардо и WSO 1-й лейтенант Стив Уэйн на F-4D с бортовым 64-0839. В 50-ти милях от цели по ним начала работать зенитная артиллерия и один из снарядов повредил Фантом Амана. Повреждения были незначительными и Ерл решил продолжать полет.
«Нам не разрешали менять план полета потому что кому то в Вашингтоне хотелось что бы мы наносили удары в одно и то же время каждый день».
Прибыв к цели уже прям над целью Фантом Амана получил еще один удар «Он мог бы уйти прямо сейчас, но он решил не делать этого», - сказал он. «Мы идем в низ Боб, нам надо избавиться от бомб».
Из-за их положения в хвосте ударной группы , они были дольше всех «задержаны в горячей зоне».
«Там было очень горячо», - сказал он. «Разведка, в первый день, когда мы начали вылеты, показала около 180 зенитных орудий в радиусе пяти миль от цели. Но их количество увеличивалось ежедневно, пока на девятый день разведчик не сказал: «Хорошо, у них есть тысяча орудий в радиусе пяти милях от цели. 25 процентов всех зенитных орудий Северного Вьетнама оказались именно там, у одной цели.
На выходе из атаки Фантом Боба Пардо получил удар зенитного снаряда но продолжал лететь. Когда мы вышли из атаки стало очевидно что 4-й номер(Аман) в звене отстал и я покинул формацию чтобы узнать в чем проблема.
«РП запросил остаток топлива, - сказал он. «У нас мало топлива, чтобы вернуться на ближайший аэродром. На обратный путь на борту должно было оставаться 7000 фунтов топлива. У меня было только 5000; У Эрла было 2000. Когда он получил удар во второй раз, терял много топлива мгновенно". Пардо продолжал летать вместе с Аманом, пока они приближались к Красной реке, на северо-западе Северного Вьетнама. К западу от него находится Черная река и только к западу от нее - лаосская граница. «Когда вы приближаетесь к Лаосу, вы попадаете в довольно плотные джунгли, - сказал Пардо. «Мы пересекали Красную реку, поднимаясь наверх, и я пытался выяснить, могу ли я чем-нибудь помочь Эрлу. Было очевидно, что он собирается выходить(катапультироваться); Он даже не собирался уходить из Северного Вьетнама. Если вы катапультируетесь там то ваша, жизнь зависит от того, кто вас поймает. Если гражданские люди поймают вас, вы скорее всего немедленно умрете. Если милиция или армия тогда у вас есть хороший шанс попасть в тюрьму. Ни один из вариантов не был хорошим.
«Восточная половина Лаоса, в основном, была коммунистической, а западная половина все еще была свободна лаосцами», - сказал Пардо. «Если лаосские военные схватили тебя, это не гарантировало, что ты попадешь в тюрьму. Из того, что я слышу, они будут держать вас около недели, и если некоторые северные вьетнамские войска не придут и не купят вас, они вам не помогут ».
Когда Аман выровнялся на высоте около 30 000 футов, Пардо велел ему сбросить свой тормозной парашют. «Отсек тормозной камеры на F-4 был самым кормовым в самолете, - объяснил Пардо. «Это большой лоток и отсек для перетаскивания, и я подумал, что, когда дверь полностью откроется, а сопротивление исчезнет, мы могли бы опустить нос обтекателя прямо в отсек лотка и нажать на него. Но из-за большой турбулентности это было невозможно ». Вместо этого Пардо предпринял отчаянный шаг и опустился под самолет Амана.
«Я думал, что если мы положим верхнюю часть нашего фюзеляжа на его живот, мы сможем поддержать его», - сказал он. «Теперь он сбросил все оружие с самолета. Единственное, что у него оставалось, это блок ECM (Electronic Counter Measures), который мы использовали для застревания зенитно-ракетных ракет. Мы не хотели выбрасывать их.
«На расстоянии примерно на один фут от Фантома Амана, я почувствовал вакуум, какая то сила пыталась прижимала нас к самолету Эрла».
«Я подумал:« Это, вероятно, не очень хорошая идея, потому что если мы ударим его то это может пробить наш фонарь». Мы исчерпали топливо быстрее, чем мы его сжигали двигатели. Мы полагали, что у нас есть утечка топлива от боевого повреждения, которое мы получили".
“Pardo's Push” / “Толчок Пардо”
*К этому моменту у Фантома Эрла уже не было горючего.
Пардо выскочил из-под Амана. Когда он был под днищем самолета, он вдруг заметил хвостовой гак, который на F-4 очень большой.
«Он большой и сильный, как самолет. Я сказал: «Эта штука опускается на четыре или пять футов ниже самолета, так что давай попробуем это», сказал Пардо.
Пардо сказал Аману, чтобы он опустил гак.
«Мы аккуратно, уложили гак на наше лобовое стекло и начали толкать», сказал он о знаменитом «Pardo's Push». «Вместо того, чтобы снижаться со скоростью 3000 футов в минуту, мы смогли замедлить скорость до 1500 футов Минуты, что эффективно, удваивает расстояние которое вы сможете пролететь».
Но они могли оставаться в такой позиции только 20 или 30 секунд за раз.
«Да он откидывается в сторону(гак), но когда он опускается, он удерживается гидравлически», объяснил он. «Он поворачивается, так что, когда вы берете трос аерофинишера на авианосце или на взлетно-посадочной полосе, он немедленно выпрямляет самолет, если вы находитесь в боковом ветре или у вас есть скольжение».
Гак постоянно соскальзывал с лобового стекла, которое вскоре начало проявлять трещины и разрывы, пребывать в таком положении было нелегким делом.
«Я старался держаться подальше от его самолета, чтобы оставаться в стороне от турбулентности, - сказал Пардо. «Я не хотел подниматься выше, но нам пришлось это сделать, поэтому я просто подтянулся, чтобы взять упор гак чуть ниже лобового стекла на металл. Он все еще работал очень хорошо, поэтому мы продолжили ».
Однако примерно через 10 минут левый двигатель Пардо загорелся.
«Мы должны были заглушить его, - сказал он. «Мы вернемся и попробуем толкать его на одном двигателе. Это не сработало. Вертикальная скорость, о лучшее, что мы могли сделать, составляла 2000 футов в минуту. Мы перезапустили двигатель, надеясь, что он не взорвется. Мы снова вернулись, но в течение 30-45 секунд он загорелся, и мы снова заглушили его. Мы летели последние 10 минут на одном двигателе »
Когда у самолета Пардо закончилось топливо они были в Лаосском воздушном пространстве на высоте 6000 футов (1800 м). За 20 минут Боб Пардо сумел толкая самолет Амана пролететь около 88 миль/150 км.
«Мы сказали Эрлу и Роббу катапультироваться, и вскоре после этого мы увидели, как они выбросились, и оба купола открылись, поэтому мы знали, что они вышли из самолета живыми», - сказал он. «Как только мы увидели парашюты, мы направились к LIMA, лагерю специальных сил. Мы знали, что там была небольшая взлетная полоса уложенная из стальных конструкций. Мы думали, что можем быть на расстоянии не более 25 или 30 миль. Хотя он знал, что не хватит взлетно-посадочной полосы, чтобы остановить самолет.
«Мы даже не прошли половины пути, как загорелись; Мы оба катапультировались. Затем началось веселье ».
Пардо и другие спустились примерно в 20 милях к северу от Бан-Бан, находящегося под коммунистами, «не очень хорошее место, но, по крайней мере, лучше, чем спуститься в Северный Вьетнам». У Уэйна не было проблем с его опусканием на парашюте.
«Когда он опустился на землю, вокруг него не было никого, - сказал Пардо. «Он просто нашел хорошее укрытие и остался там, чтобы дождаться вертолета».
У Пардо же спуск не был таким простым. Он приземлился на ветки деревьев получив ушибы.
Когда Пардо снял свой парашют, он заметил, что две или три панели слегка расщеплены, но в остальном все было в порядке.Освободившись от парашюта при приземлении Пардо ударился головой о колено и отключился на пару минут. Прийдя в себя он взял набор для выживания и поднялся на холм где смог связаться по рации с Уэйном, а после и с пилотами в воздухе которые навели на них спасательную группу.
«Стив держал положение Эрла и Боба на карте, - сказал Пардо. «Он смог дать им свои координаты. Они вернули вертолеты в радиусе мили, где они были.
Аман и его задница подверглись преследованию
«Были люди, стреляющие из винтовки и лай собак», - сказал Пардо. «Сэнди сопроводила вертолеты. Когда первый добрался туда, он согласился на меня. Я сказал ему, что у меня есть люди с горы, и попросил его посмотреть, что он может сделать, чтобы избавиться от них. Несколько раз он обгонял горы.
Все стрельбы прекратились, и голоса больше не было.
«Видимо, они думали, что я этого не стоил, поэтому они ушли», - сказал он. Когда дело дошло до спасения, Пардо сначала должен был дать положительную идентификацию, что это был Капитан Джон Роберт Пардо.
«Тот факт, что вы стоите там с радио на правильной частоте, разговаривающей с людьми в воздухе, не имеет никакого значения, - сказал он. Враг, сказал Пардо, захватил не только людей, но и множество радиоприемников. «Прежде чем вы начнете сражаться, вы заполняете карточку определенными вещами о своей жизни, которые вы вряд ли забудете, и что никто другой не узнает или, по крайней мере, не враг. Они используют эти вещи, чтобы помочь идентифицировать вас. Этот парень спросил меня: «Какая у тебя была первая машина?» Я сказал ему, что это Chevrolet 1926 года. Все это; Как девичья фамилия моей матери. Затем он спросил: «Когда твой день рождения?» Я сказал: «10 марта».
«С днем рождения», - последовал неожиданный ответ.
«Я даже не понимал, что это мой день рождения»
Через 30-45 минут вертолет спасателей подобрал Капитана Пардо последним. Они затащили меня на тросе в вертолет и дали пару глотков виски. Как я потом узнал это был первый боевой вылет молодого пилота а рядом сидел инструктор.
Пардо отвезли в форпост, где всех четверо мужчин погрузили в вертолет, чтобы отправить в госпиталь в Удорне.
«У Эрла и его заднего сиденья были компрессионные переломы позвоночника, с места выброса, и через несколько дней после того, как мы вернулись в Убон, мы поехали в больницу на Филиппинах», - сказал он.
В целом, Уэйн был в порядке. У Пардо были порезы на подбородке, а на шее у него сломали позвонки пять и шесть. Аман и Хотон отдыхали от месяца до шести недель. Медицинские записи Пардо, переносимые рукой, как-то заблудились между Удорном и Убоном. Два дня спустя Пардо и Уэйн снова вернулись к летному расписанию; Это было хорошо с Пардо. Несмотря на то, что они с Уэйном сделали что-то очень смелое, более высокие взлеты в ВВС не были счастливы, что «растратили самолет».
«Были люди, которые больше заботились о железе, чем люди в них, - сказал Пардо.
Все на базе считали что за геройский поступок Бобу Пардо и Уейну дадут Серебряную звезду но ВВС за потерю самолета его едва не отдали под трибунал. Но командир полка Робин Олдс вмешался в дело и ВВС спустили все на тормозах сделав пилоту только строгий выговор и оштрафовав по зарплате.
Серебряная Звезда - это не единственная честь, которую можно получить за Пардо. Помимо получения воздушной медали, фиолетового сердца и множества других наград, он также был награжден двумя отличительными летающими крестами, один за миссию бомбардировщиков, а другой за «маленькую битву с Мигом», в которой он участвовал вместе с Робином Олдсом (Знаменитая операция "Боло") через пару месяцев после «Pardo's Push». За этот сбитый МиГ Боб получил 100доларов (выиграл ставку) которые пожертвовал в детский дом в Убоне.
Но спустя 20 лет историю об этих пилотах услышали в высших кругах и награда нашла своего героя и в 1989 году дело было пересмотрено и Пардо и Уэйна наградили Серебряной звездой за то что не бросили товарищей в бою.
Уже выйдя на пенсию спустя много лет Пардо услышал, что Аман страдает болезнью Лу Герига, и заручился помощью Ассоциации пилотов-истребителей долины Ред-Ривер (River Rats), чтобы основать фонд Графа Амана, чтобы предоставить Аману синтезатор голоса, компьютер и Моторизованное инвалидное кресло и микроавтобус, чтобы помочь сделать его жизнь более комфортной. (Аман поддался болезни в 1998 году, но фонд продолжает финансировать медицинскую помощь для других больных).
Выйдя на пенсию Боб Пардо не перестал летать и устроился работать на гражданскую фирму.
10 марта 2001 года в день своего 67 летия он в последний раз сидел за штурвалом Фантома.
10 октября 2014 года во время посещения военно-воздушной базы Сеймур Джонсон, Северная Каролина Полковник в отставке Боб Пардо попытался повторить свой маневр на симуляторе Ф-15Е.
В 1986 году Стив Фергюсон узнав об этой геройской истории нарисовал эту знаменитую картину и подарил её Капитану Пардо
В 1999 году подвиг капитана Боба Пардо и лейтенанта Стива Уэйна был экранизирован в сериале "Военно Юридическая Служба"(5-й сезон 3-я серия) серия посвящена Бобу Пардо.
Источники:
Все интервью не влезло, перед вами примерно половина, то остальное по ссылкам.
1 часть http://airportjournals.com/bob-pardo-stuck-between-a- ..
2 часть http://airportjournals.com/bob-pardo-stuck-between-a- .. http://www.acc.af.mil/News/Article-Display/Article/66 .. https://www.reddit.com/r/AirForce/comments/18mm06/pil ..
Компьютерная Визуализация случая https://www.youtube.com/watch?v=-5J-WQFdWn0 https://www.thisdayinaviation.com/tag/pardos-push/ https://www.kijkmagazine.nl/nieuws/luchtvaarthistorie ..
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6