Сегодня день рождения Тамары Афанасьевны Попович – легендарного Учителя Алексея Султанова! Именно она заложила основы фортепианного мастерства, позволившие Алексею Султанову максимально раскрыть свой потенциал музыканта.
Представляю Вашему вниманию главу из статьи «Педагогические воззрения на творческое восхождение Алексея Султанова к вершинам фортепианного исполнительства» Е. П. Красовской и А. И. Николаевой, посвященную Тамаре Афанасьевне и ее методической системе в работе с выдающимся учеником.
ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ДАРОВАНИЯ ЮНОГО МУЗЫКАНТА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАННОГО Т.А.ПОПОВИЧ
Имя этой легендарной личности, воспитавшей целую плеяду великолепных пианистов, по праву вписано золотыми буквами в историю становления и развития узбекской национальной пианистической школы. Уроженка Ленинграда, заслуженный учитель Узбекистана, почётный профессор Ташкентской консерватории, Тамара Афанасьевна Попович (1926¬2010) была одним из самых опытных и авторитетных в республике преподавателей специального фортепиано, посвятив педагогической работе в РСМАЛ имени В. А. Успенского почти 50 лет своей жизни.
Класс Т. А. Попович являл собой «интереснейшую творческую лабораторию, своеобразный инкубатор юных дарований», способствовавший стремительному росту учеников. Исполнительский уровень учащихся был настолько высок, что позволял большинству из них по окончании школы продолжить своё обучение в лучших музыкальных вузах Советского Союза.
Шестнадцать выпускников Попович стали студентами Московской консерватории и ГМПИ имени Гнесиных. Среди них - Анна Маликова, Бекзод Абдураимов, Улугбек Палванов, Лола Астанова и многие другие. Получив великолепную исполнительскую подготовку на начальной ступени обучения, они начинали самостоятельное творческое восхождение, становясь впоследствии лауреатами престижных международных конкурсов, завоёвывая признание авторитетных специалистов и слушательской аудитории.
Попав в класс Тамары Афанасьевны с характеристикой «отличные данные, пианистичен, эстраден», Алёша Султанов сразу стал одним из любимых её учеников, причём «она не только учила его музыке. но и заботилась о нём по-матерински, переживала все его победы и поражения, мысленно находясь рядом и поддерживая». Интенсивное развитие юного пианиста, как и других учеников класса, осуществлялось на основе созданной Попович уникальной авторской методики обучения игре на фортепиано. Несмотря на то что имя Т. А. Попович широко известно в музыкальных кругах, в опубликованных источниках весьма скупо освещены её педагогические подходы. В этой связи рассмотрим их более подробно.
Методическая система Тамары Афанасьевны всегда была ориентирована на высокий конечный результат - достижение безупречной исполнительской интерпретации. Одна из ключевых задач, выдвигаемых педагогом на уроке, заключалась в необходимости «познать, принять, пропустить сквозь сердце музыкальное пространство иного времени. сделать “чужую” музыку своей и вернуть слушателю.». Её решение требовало от учащихся максимальной самоотдачи. Отбирая в класс наиболее одарённых и талантливых детей, Попович достаточно легко расставалась с теми учениками, которые не соответствовали её представлениям о трудоспособности и прилежании. Занятия под руководством Тамары Афанасьевны с раннего возраста формировали в учениках чувство ответственности, вырабатывали строжайшую дисциплину и критическое отношение к себе.
По воспоминаниям младшего брата Алексея Султанова - Сергея, «всем своим ученикам Т. А. Попович стремилась дать, в первую очередь, прочную техническую основу. У неё был главный принцип, согласно которому каждый из питомцев, независимо от возраста, должен был уметь играть произведения любой степени сложности. Для достижения этого значительное количество учебного времени посвящалось воспитанию надёжного пианистического аппарата. Его формирование не ограничивалось овладением отдельными техническими формулами и приёмами исполнения, а подразумевало налаживание работы всего организма с целью достижения координации между психическими особенностями и физическими возможностями ребёнка.
Начиная с организации посадки ученика, процесс формирования аппарата включал выработку профессиональных игровых движений (“постановку рук”), освоение техники педали, воспитание культуры звукоизвлечения - ассимиляции учащимся разнообразных приёмов туше для передачи многообразия оттенков фортепианной палитры. Интенсивное совершенствование двигательно- моторных умений и навыков позволяло обучающимся быстро и качественно овладевать обширным репертуаром. Достаточно сказать, что программа одного года обучения в классе Попович подразумевала освоение учеником значительного списка произведений: 12-14 этюдов, 5-6 полифонических произведений, 10-12 пьес, а также 4-5 сочинений крупной формы, включая концерт для фортепиано с оркестром.
Высочайшая требовательность нередко проявлялась в довольно жёстком отношении Тамары Афанасьевны к своим питомцам. Например, первокласснику вменялось в обязанность ежедневно проводить за инструментом как минимум три часа. Результаты времени домашней работы должны были фиксироваться родителями в специальной тетради — обязательном атрибуте самостоятельных занятий. В случае невыполнения требований временной “долг” обучающегося переходил на следующий день. Будучи не удовлетворённой работой ученика на уроке, Попович могла по окончании занятия запереть его в соседнем классе, где учащемуся предстояло
самостоятельно поработать ещё несколько часов (заметим, что некоторые дети при этом иногда засыпали). Затем шла проверка выученного задания. Если результат не устраивал педагога, то, попрощавшись со своим питомцем, Попович звонила родителям с выдвижением следующего требования: “Ваше сокровище должно мне ещё два (или три, или пять) часа!” Получив соответствующую установку, ребёнок смиренно шёл к роялю “расплачиваться за содеянное”, дабы избежать попадания в разряд “задолжников”.
Уроки Тамары Афанасьевны всегда велись в интенсивном темпе, были информативны и до предела насыщены количеством поставленных профессиональных задач. В ходе занятий под пристальным вниманием педагога оказывалась каждая “составляющая” музыкальной ткани — техническая, интонационная, стилистическая, которые подвергались тщательному анализу и отработке. Попович идеально умела расчленять музыкальный материал на составные элементы, чтобы затем синтезировать его на новом, более качественном уровне. Следуя определённой логике, она подчиняла техническое формирование учащегося определённой схеме: “ощущаю понимаю осознаю”, шла в направлении “от пальцев — к мозгу”, а не наоборот». При этом разнообразные технические экзерсисы, отобранные Т. А. Попович за годы многолетней работы, представляли собой не самоцель, а только средство для выражения музыки. Они использовались педагогом для того, чтобы «техника не довлела над сознанием», а способствовала появлению у юного исполнителя свободы и мастерства.
«Одна из особенностей методики состояла в использовании приёма “работа способами”, — вспоминает далее Сергей Султанов. — Для разучивания того или иного фрагмента педагог подбирал для ученика конкретный способ — специальное упражнение, внутри которого решались художественные задачи. Так, например, при освоении “неудобного” в техническом отношении пассажа (например, заключительного пассажа в Этюде ор. 12, № 4 Ф. Шопена) Тамара Афанасьевна, предложив оптимальный вариант аппликатуры, рекомендовала брату самостоятельно решить сложную технологическую задачу путём транспонирования материала во все тональности, не теряя при этом выразительности исполнения».
Такой подход свидетельствует о приверженности Попович ключевым установкам педагогики А. Г. Рубинштейна, стоявшего на позициях тесной взаимосвязи технической и художественной работы. Следуя заповеди основателя петербургской пианистической школы о главенствующем положении «духа» над технологией, Тамара Афанасьевна уделяла внимание формированию эмоционального отношения учеников к изучаемым произведениям. На уроках она совершенствовала восприятие ими музыкального содержания путём применения многочисленных художественно-ассоциативных параллелей. Умелое их использование педагогом стимулировало исполнительский поиск звуковых образов на инструменте, пробуждало интерес учеников к занятиям.
Другой, не менее важный принцип системы Попович был связан с приобщением её питомцев к игре с оркестром, начиная с раннего возраста. Уже в 8 лет состоялось первое выступление Алёши Султанова с Концертом ре-минор Моцарта, исполненным в сопровождении симфонического оркестра учащихся школы имени В. А. Успенского. Впоследствии юный пианист ежегодно выступал с различными симфоническими коллективами Узбекистана, играл с оркестром под управлением польского дирижёра Б. Мадея, успешно гастролируя не только в городах своей республики, но и далеко за её пределами (Киев, Баку, Москва, Прага, Белград). Наряду с сольными программами, включающими обширный список произведений различной жанровой и стилевой направленности, его репертуар пополнился концертами Бетховена, Рахманинова, Шопена, Чайковского. Благодаря приобретённому опыту, юный музыкант «переставал быть просто одарённым учеником музыкальной школы и становился настоящим концертирующим пианистом» с большим блестящим будущим.
И, наконец, ещё один принцип методики Попович - выход ученика «в свет» - был связан с поездками в Москву с целью расширения общего кругозора, посещения концертов, а также занятий со столичными педагогами. В каникулярное время Тамара Афанасьевна неоднократно сама возила своих воспитанников на консультации к преподавателям московской консерватории, что было «не совсем типичным для педагогов музыкальных школ, обычно ревнующих своих учеников к коллегам». Она обладала совершенно фантастическим ощущением момента показа юных пианистов авторитетным коллегам и всегда безошибочно определяла степень готовности своих учеников к восприятию новой, «взрослой» методики, применяемой профессорами вуза.
Наиболее близким творческой природе Тамары Афанасьевны был «экспансивно-философический» романтический стиль Г. Г. Нейгауза. Будучи сама склонна к восприятию и трактовке музыкального содержания «в традициях романтизма», она чаще всего вручала профессиональную судьбу своих питомцев представителям нейгаузовской школы, и в частности Л. Н. Наумову. Именно к поступлению в его класс и готовила Т. А. Попович Алексея Султанова по окончании школы им. В. А. Успенского.
В завершении смотрим видео, посвященное Тамаре Афанасьевне Попович, с любовью созданное Жахангиром Юлдашевым.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1