Рудка. Ф. – это фольварк (слово польское) – помещичье хозяйство, небольшая усадьба, хутор. Значит, фольварк Рудка существовал еще во времена Речи Посполитой. Слово Рудка сохранилось с тех далеких времен. В белорусском, украинском языке есть слово рудый – рыжий. Корень слова Рудый есть в названиях населенных пунктах Гомельской области: Рудаков, Рудые, Рудное, Рудница. Особенно часто встречается название Рудня. Можно предположить, что Ф.Рудка существовала на протяжении всего 19 века. В начале 20 века на конфискованных в 1922 году помещичьих землях начали строиться две деревеньки – Круг и Рудка. Позднее стали называться совместно Круг Рудка. Долго не могли решить, как писать: в два слова или через черточку. Круг Рудка расположена вдали от больших дорог. Проселочная дорога – до Глухович и поселка Рафалов, еще одна ведет к шляху, тянущемуся от деревни Рафалов до Острогляд. Первым, кто здесь построил свой дом, был Левчук Гаврила. Он родился в 1880 году. Был управляющим у неизвестного нам богатого польского помещика. В годы первой мировой войны переехал на территорию Круг Рудки. Построил свой небольшой красивый дом, крытый железом. Так Левчук положил начало строительству новой деревни Круг Рудка. Влияние помещичьего уклада жизни сказалось и на построении дома, и в территории вокруг нее. Обычно в крестьянской хате из сеней сразу попадаешь в кухню с русской печью. У Левчука же – в гостиную, а из нее – одна дверь в в кухню, а вторая в зал, а из него - в спальню. Хозяйские постройки за домом аккуратные, не портят общего вида. Красивый и большой сад, где росли яблони, груши, вишни, сливы, черешни. Кусты черной и красной смородины, крыжовника. Большой малинник с крупными сортовыми ягодами. Грядка клубники. Крестьяне же тогда ягодных кустов не сажали. Отдельно у Левчука цветочная клумба. Занимался пчеловодством. Был первым и долгое время единственным пчеловодом в Круг Рудке. Левчук Гаврила и его жена Зинаида Константиновна гостеприимные, приветливые. О Левчуках все говорили: «Культурные люди». Все трое детей Левчуков получили хорошее образование. Оба сына – Николай и Петр – летчики. Последние годы своей жизни Петр жил в Ленинграде. Его сын Леонид (приблизительно 1937 года рождения) каждое лето и в детские годы, и в юности приезжал к дедушке в Круг Рудку. Дружил с Санько Петром (Назаровичем) из поселка Рафалов. (Петр закончил Гомельский железнодорожный институт). Леонид жил в Ленинграде, там получил высшее образование. Старшая из детей Левчуков дочь Ольга жила с родителями в Круг Рудке. Работала в Глуховичском сельсовете, а затем в бухгалтерии колхоза имени Калинина. Ее муж – Иван Титович Василенко – после Великой Отечественной войны, участником которой он был, работал учителем в Рафаловской школе. В колхозное время Левчук Гаврила работал агрономом. Гаврила и Зинаида Константиновна прожили долгую жизнь. В Круг Рудке до войны не было никаких общественных построек. Детвора ходила учиться в Рафаловскую школу. До Великой Отечественной войны было обязательное начальное образование, а после войны – семилетнее. Два года во время войны 1941/42 и 1942/43 учебные годы выпали из школьного обучения. Послевоенная жизнь налаживалась. В конце 40-х годов между двумя улицами Круг Рудки построили клуб, представляющий собой большую избу без сеней и крылечка. Дверь открывалась сразу с улицы. Это было не только место для собраний, для субботних танцев и песен, для показа фильмов. Молодежь Круг Рудки и поселка Рафалов (метров пятьсот между ними) организовала художественную самодеятельность. Во время представлений собиралось много зрителей. В 1952 году поставили пьесу Кондрата Крапивы «Партизаны». Участники самодеятельности сами смастерили сцену, привезя для декорации сосенки из неблизкого леса. Зрителей полон клуб. Идет спектакль. Двое «артистов», играющих враждебных друг другу героев, должны сразиться в небольшой драчке. Наши же «артисты так увлеклись своей ролью, что уже опрокинуты на сцене скамейки, стол, уже повален «партизанский лес», а они все борются и борются. Еще немного и «артисты» упадут со сцены к ногам зрителей. Криками из-за «кулис» их еле-еле успокоили. «Спектакль» понравился всем. Среди молодежи Круг Рудки был доброволец – библиотекарь. В Глуховичской библиотеке брал книги, сам много читал, рекомендовал односельчанам. Прочитают одни книги – библиотекарь отнесет их в библиотеку и возьмет другие. В Круг Рудке был прием молока. Каждая сельская семья после войны обязана была сдать бесплатно государству определенное количество литров молока. После вечерней дойки с бидончиками или кринками в руках спешили из поселка Рафалов и Круг Рудки на приемный пункт. Там отмечали, сколько ты сдал молока и сколько еще осталось. Этим же вечером сданное молоко увозили в Брагин. После войны через некоторое время колхоз Круг Рудка объединили с колхозом поселка Рафалов, а затем с Глуховичским имени Калинина. Бригадиром поселка Рафалов и Круг Рудки обычно был кругрудовец. Выбирали самого трудолюбивого, справедливого, честного, ответственного и, конечно, умного. Бригадиру нужно было ежедневно видеть, как у себя на ладони, все большое хозяйство бригады, а к вечеру уходящего дня наметить где, что, кому работать, сообщить вечером всем разнарядку на следующий день. А учетчик, взяв собой двухметровый шаблон, ходит по полям, обмеривает, сколько сделано то одной, то другой группой тружеников. Заносит в свою книжку – тетрадь. На каждый вид работы установлена норма. Сделал норму – один трудодень зафиксирован палочкой. Поэтому и говорили: «Работали за палочки». В колхозе долго не оплачивали труд деньгами. Собранный урожай подсчитывали, нужную часть отдавали в государство, а оставшееся распределяли по трудодням. Заработанное развозили по домам. Между поселком Рафалов и деревней Круг Рудкой была ветряная мельница. Из окружающих деревень везли сюда зерно, чтоб смолоть на муку. Бессменным мельником был Садченко Семен из поселка Рафалов. Чтоб жернова мельницы работали безостановочно, на помол занимали очередь. В поставленный и прикрепленный мешок сыплется мука одного хозяина, а другой сидит тут же и ждет, когда ему надо засыпать свое зерно и подставить мешок под муку. В русской печи хозяйка пекла хлеб раз в неделю. Магазинов не было ни в Круг Рудке, ни в поселке Рафалов, ни в деревнях Рафалов и Козелужцы, а был только в Глуховичах. Но хлеба там конечно не продавали. Когда колхозникам в очередной раз урезали надел до тридцати соток, то вырастить собственное жито было негде, а полученное за трудодни было маловато. Когда же труд колхозника стали оплачивать деньгами, то встал вопрос, а где брать хлеб сельскому труженику. Эту проблему взяло на себя государство. Хлеб стали продавать и в сельских магазинах. Между деревнями Рафалов и Козелужцы построили небольшой магазинчик, куда для покупки хлеба были прикреплены окружающие деревни. В Брагине же сельским жителям хлеба не продавали. За определенными магазинами закреплены определенные улицы Брагина. Продавали хлеб только по спискам. Так было и в 1964 году, когда происходила смена власти Хрущева и Брежнева. (Автор этих строк на себе испытала, как, простояв очередь в брагинском магазине, ушла без хлеба: продавали брагинцам по спискам). Молодежи хотелось уехать в город, где горожанам жилось лучше. Но нельзя было уехать: колхозникам не выдавали паспортов. Чтоб уехать из деревни, надо было поступить учиться в специальное среднее или высшее учебное заведение. Кругрудовские подростки, глядя друг на друга, не спешили продолжать образование. Только в 1955 году Остроглядовскую среднюю школу закончили двое: Ермоленко Николай (военное летное училище) и Демченко Валентин (Владивостокское высшее мореходное училище). Их одногодок Бондаренко Владимир сначала закончил Мозырское медучилище, а затем Витебский ветеринарный институт. За ними потянулось и новое поколение. Круг Рудка, как и поселок Рафалов, в двадцатом веке прожила недолгую жизнь: всего лишь чуть больше шестидесяти лет. После Чернобыльской катастрофы 1986 года стала нежилой.
Дуброва Зинаида Ефимовна.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5