С самого начала Булгаков описывает этого героя довольно нелепым и немощным. Он выходит на сцену в несвежем белье и мятом фраке, его лицо подобно младенческому. Таким образом перед нами как бы беззащитный младенец, который привык веселиться на сцене и радовать других.
"...заговорил Бенгальский, улыбаясь младенческой улыбкой..."
"...Кот лапами обмахнул фрак Бенгальского и пластрон..." (пластрон - галстук)
...Бенгальский сделал паузу, ожидая, что произойдет взрыв смеха, но так как никто не засмеялся, то он продолжал..."
"...Произнеся всю эту ахинею, Бенгальский сцепил обе руки ладонь к ладони и приветственно замахал ими в прорез занавеса..."
"...Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь? – грозно спросил Фагот у плачущей головы. – Не буду больше!.."
"...А он попросту соврал! – звучно, на весь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: – Поздравляю вас, гражданин, соврамши!.."
"...Между прочим, этот, – тут Фагот указал на Бенгальского, – мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс!.."
Перефразируя слова Воланда скажу:
Существует много теорий про прототипов Бенгальского. Есть среди них и такая что он не имеет к этому никакого отношения... Впрочем все теории стоят одна другой.
Следует также заметить что псевдоним "Бенгальский" был весьма распространен в артистической среде в начале 20-го века.
Однако вернемся к теме.
Комментарии 1