Роза — она, как женщина,
Нежна, элегантна, застенчива,
Стройна, временами загадочна,
В своей красоте, просто сказочна!
Все женщины любят цветы, но большинство из них предпочитает розы. Еще бы, ведь они завораживают своей красотой и покоряют своим ароматом. Существует много цветов и сортов роз, но от этого не меняется их суть. Какого бы цвета не была роза, она всегда останется королевой цветов. Цветок розы напоминает загадку: когда бутон полностью раскрывается, роза показывает всю свою красоту. А вот свои шипы ни одна роза никогда не скрывала, они сразу видны. Но тем, кто по-настоящему ценит настоящую красоту, не страшны никакие шипы. К тому же, в отличие от людей, розы никогда не скрывают своих колючек. Именно из-за этих колючек я розы всегда недолюбливал, хотя и восхищался их аристократизмом, совершенством форм, нежностью ароматов, пестротой красок и, конечно же, магической романтикой средневековых легенд. В этих балладах храбрые рыцари побеждали драконов, освобождали прекрасных дам из заколдованных замков и, в конце концов, дарили им свою любовь и миллион алых-алых роз. Этот цветок всегда был для меня символом рыцарского благородства. Я еще со школы помнил романтическую историю войны Алой и Белой розы. Хотя воины в той войне дрались не за высокие эстетические идеалы и цветовые предпочтения, а всего лишь за власть. Война роз - это всего лишь серия вооружённых династических конфликтов между группировками английской знати в 15 веке. Война принесла значительные разрушения и бедствия населению Англии, в ходе конфликта погибло большое число представителей английской феодальной аристократии. Причиной войны стало недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и её фаворитами. Сам король был слабовольным человеком, поэтому командовала всем в королевстве Маргарита. Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя английскую корону. Активным элементом войны выступали многочисленные профессиональные солдаты, которые после поражения в войне с Францией оказались не у дел и, оказавшись в больших количествах в пределах Англии, представляли серьёзную опасность для королевской власти. Война была для этих людей привычным ремеслом, приспособиться к мирной жизни им было трудно, поэтому они охотно нанимались на службу к крупным английским баронам, значительно пополнившим за их счёт свои армии. Таким образом, авторитет и власть короля были значительно подорваны возросшей военной мощью вельмож. Розы были отличительными значками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно. Белая роза, символизировала Богородицу и использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским - Эдмундом Лэнгли в 14 веке. В конфликте принимали участие главным образом представители английской феодальной аристократии с отрядами своих слуг и сторонников, а также незначительное число иностранных наёмников. Служба сеньору в обмен на земли и подарки оставалась по-прежнему важной, однако определялась не феодальной традицией, а поддержкой феодалом какой-либо из противоборствующих фракций, которая, в свою очередь, и покровительствовала ему за это. Переход на службу феодалов к крупным магнатам по причине личных амбиций, жажды наживы и выгодных браков давал почву для роста измен и предательств, которые зачастую решали исход многих сражений.
Подобные сражения происходили и в нашей стране - в Гражданскую войну и в эпоху оголтелой приватизации. Мой друг Сергей был когда-то простым московским школьником, учился, как «все мы учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Как для большинства «троешников» после школы для него были открыты двери всех ПТУ. Серега выбрал профессию токаря и не ошибся. После училища он попал на знаменитый московский автомобильный завод имени Ленинского комсомола, который выпускал автомобили марки «Масквич». Сергей быстро освоился на заводе, стал передовиком производства и активным участником всех заводских туристских слетов и походов. Поскольку завод носил имя Ленинского комсомола, то Серега сначала стал комсомольцем, а затем и комсомольским вождем цехового масштаба. Он часто добровольно оставался на различные субботники и ночные смены, во время которых не только перевыполнял план, но и точил для нашей горнотуристской секции весь огромный ассортимент альпинистского снаряжения. Авторитет моего друга быстро рос как среди заводского начальства, так и среди туристского сообщества. Поскольку среди туристов в те времена в основном были инженеры различных непонятных институтов и кабинетные военные столичных академий, то мастер на все руки, каким был Сергей, ценился весьма высоко. Жизнь у Сергея в целом была недурна и обещала в ближайшем будущем быстрое продвижение по комсомольскому, профсоюзному и туристическому жизненному пути. Впереди маячили награды, звания и всеобщая любовь трудящихся масс. Но случилась перестройка, за которой последовал затяжной кризис и всеобщий хаос. Наступили лихие 90-тые, и на завод пришли бандиты. Серега, недолго думая, весь свой жизненный опыт направил на новую свою деятельность - он стал бандитом. Другими словами, он стал реальным, конкретным пацаном. И про его жизнь в этот период мне рассказать нечего, поскольку о своей жизни в этот период он и сам никому и ничего не рассказывает. Понять его можно - лихие были годы. Много пацанов полегло за новые идеалы, но Серега выжил, видать комсомольская закалка помогла. Он не только выжил, но и стал бизнесменом, владельцем целой сети успешных предприятий нашего города. И опять Сереге засветило лучезарное будущее - банковское и депутатское всевластие. Но тут случилось что-то непонятное, «чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать…» Ну, про книги это я перегнул. Серега неожиданно отошел от дел, построил в ближайшем Подмосковье дом с бассейном, вертолетной площадкой и с полем для игры в гольф. Все эти закидоны мне были понятны, но Серега построил еще и огромную оранжерею, где стал разводить исключительно для себя… вы не поверите, розы - белые, красные, желтые - всякие. Когда я об этом узнал, то был сильно удивлен, тогда мне подумалось: «Интересная штука жизнь с ее неожиданными зигзагами и выкрутасами. Может быть, именно для этого судьба помогла Сереге выжить в нашей российской мясорубке, чтобы он стал садовником». Да и роза цветок удивительный по своим способностям выживать. Современные розы - это ведь потомки скромных диких шиповников. До сих пор нет еще единого мнения относительно многочисленных переходных форм у диких роз. В нашей стране произрастает около 120 видов шиповников, треть из них эндемичны, то есть встречаются только на территории нашей Родины. Существуют листопадные, полулистопадные и вечнозеленые шиповники. Большинство из них — кустарники высотой 1—2 метра, но встречаются и карликовые — не выше 20 сантиметров, и огромные розы-лианы — древнейшая, как считают ученые, биологическая группа роз. Самые же молодые в эволюционном отношении — это шиповники-полукустариики, которые похожи на травы. У этих диких роз, растущих в северных широтах и на большой высоте в горах, надземная часть с наступлением холодов обмерзает до самого основания и вновь отрастает в теплое время года. Розы цвели еще в неогеновом периоде — более 25 миллионов лет назад. На образцах геологических пород тех далеких времен хорошо сохранились отпечатки стеблей, шипов, листьев и даже одного бутона ископаемых шиповников, мало чем отличающихся от современных. Азия считается их колыбелью. Потом разбрелись они по лесам, опушкам, оврагам, речным долинам и горам всего северного полушария. Но большинство все же предпочитает широты умеренной зоны.
А вот Роза Монтесумы из субтропиков Мексики — одна из немногих самых южных. Другим, но уже противоположным исключением может служить иглистый шиповник: он обошел весь Северный полярный круг. А вот морщинистый шиповник, путешествуя вплавь, завоевал Тихоокеанское побережье от Камчатки до Кореи.
Трехсантиметровые плоды этого истинно прибрежного растения, далекого потомка тех мангровых зарослей, что в третичную эпоху занимали берега восточных морей, обладают превосходными мореходными качествами. Они не боятся соленой воды, имеют уплощенную форму и покрыты щетинками, еще более увеличивающими их и без того отменную плавучесть. Прибой и приливы подбирают сорванные ветром ягоды, а морские течения уносят их, чтобы выбросить где-нибудь на песчаном бреге за десятки, сотни, а то и тысячи километров. И вскоре, уже на новом месте, это удивительное растение, ведущее непрестанную борьбу с движущимися песками, солеными брызгами волн, шквальными ветрами, густыми туманами и дождями, своими карминово-розовыми цветами украшает поляны и опушки лесов. Много раз Сергей настойчиво зазывал меня к себе в гости: поплавать в бассейне, поиграть в гольф и полюбоваться его фантастическими розами, о которых он мог говорить часами мне по телефону. Ехать мне не хотелось, развлечения новой русской буржуазии меня никогда не интересовали, а цветные оранжереи тем более. Поэтому под всякими надуманными предлогами я за десять лет так у него в гостях и не побывал. Но Серега не обижался, он звонил снова и звал полюбоваться очередным шедевром - какими-то новыми удивительными по красоте сортами роз. Вот и в этот раз он позвонил несколько дней назад и сообщил, что у него зацвела необыкновенная по красоте французская роза Isabelle Autissier. Как только я услышал это имя, меня всего как-будто ударило током. Боже! Это же Изабель Отисье - удивительная, героическая женщина, знаменитая мореплавательница, неоднократно совершала одиночную кругосветку на яхте, несколько раз терпела крушение. Она написала замечательный роман-робинзонаду, о стойкости и выживании. Многое из того, что описано в книге, писательница испытала на себе; об океане, стихии и дикой природе она знает не понаслышке. Изабель Отисье в предисловии к своей книге написала: «К писательству я отношусь как к предстоящей кругосветке. Для меня литература — мой личный путь к людям, мой вклад в наше общее великое путешествие по жизни». Я прочитал роман за одну ночь, а утром писательнице написал письмо. И через несколько дней получил ответ - теперь мы переписываемся и рассказываем друг другу страшные истории из нашего экспедиционного опыта. Об Изабель Отисье я даже подготовил заметку, но все чего-то ждал. Теперь мне понятно - сначала я должен был увидеть эту прекрасную розу. И я помчался к Сергею.
Когда я вошел в его огромную оранжерею, то чуть не потерял голову! Такой красоты я в своей жизни еще не видел. В этом ароматном раю хотелось говорить только стихами.
Сколько роз! Какая гамма красок
И какая нежность лепестков!
Как на чудо из волшебных сказок
Я весь день на них смотреть готов.
Описать это невозможно. Как словами описать этот божественный аромат, эту неземную красоту. Розы - они же, как женщины, ими можно только наслаждаться, молча смотреть, обожать и любить.
Роза — символ совершенства,
Мудрости и чистоты.
Признано её главенство,
Средь цветочной пестроты.
В лепестках хранит царица,
Тайну нежности, любви.
Каждый может насладиться,
Эталоном красоты.
Роза, ради которой я примчался сломя голову, в сумерках, благодаря светлым цветкам, выглядела божественно красиво. Цвет у нее был очень интересный, нестабильный, постоянно менялся. Что я могу еще сказать об этом цветке? Колюча, но нежна, и в тоже время устойчива к ненастьям и погодным катаклизмам. Цветок нежнейший из желто-розового, или персикового бутона раскрывается крупная чаша махрового цветка, с красновато-розовой каймой, и оттенками персика, никогда не показывающая середину. Цветок достаточно крупный, больше 10 сантиметров в диаметре, скорее, глубоко чашевидной формы, чем бокаловидный. Обладает тонким не слишком сильным, ароматом, с фруктовыми нотками. Впрочем, я не специалист по цветам и по красивым словам тоже. На днях прочитал книгу Марины Ереминой, в которой есть рассказ о цветке персика, который она сравнивает с очень близким и родным человеком. Человек-цветок - это здорово! Изабель Отисье - женщина-роза и это тоже прекрасно!
«Удивительный розовато-кремовый цветок родился на дереве персика. С самого детства он имел одну отличительную особенность, особое свойство - он один мог источать тончайший, изысканный, ни с чем несравнимый аромат. Его атмосфера, выходя из потаенных нектарников, распространяется не только на полные росой, просвечивающиеся лепестки, но и дальше по направлению ветерка. Воздушным куполом озаряет он окружающее пространство. К сладостному, манящему в своих творческих порывах и увлекательных идеях, пятилепестному цветку стремятся трудолюбивые пчелы. Вместе они создают что-то необъяснимо прекрасное, они получают чудесный эликсир, терпкий и одновременно сладкий, густеющий с годами, переливающийся янтарным светом. Он каждый раз, каждую новую весну приобретает свои вкусовые оттенки. Все зависит от настроения цветка и его верности той или иной идее. Подхожу и рассматриваю его поближе. Первый лепесток поразил своей схожестью с парусником - это бесстрашные предки этого удивительного человека-цветка. Они из поколения в поколение стояли на палубах разных по строению кораблей, среди них были и штурманы, и капитаны, были юнги и механики. Конечно, капитаны рангом повыше, но в семье многое воспринимается по-другому. Там и рыбак может быть мудрее любого морского офицера. Они любили своих ребят-морячков, как сыновей, хотя, иной раз, едва ли превосходили их по возрасту. Они любили море и великую русскую реку. Вот, наверное, почему второй лепесток так и трепещет, так и вьется в своем вальсе с ветром - это рожденная в вольных, непокорных волнах, отчаянная свобода, ставшая главной святыней для этого человека. Нет таких пут, которые бы могли связать его мысли, одурачить и навсегда успокоить их. Даже если он не поймет всех хитросплетений лжеца, всей паутины его логично-алогичных рассуждений, то по своему природному чутью, всей своей кожей почувствует скрытую подоплеку.
Вот он - третий лепесток - великолепная интуиция - дочь свободы мысли. Его рецепторы воспринимают тревожные сигналы, мозг анализирует, Высший разум помогает и дает совет, думаю, что так рождаются молниеносные откровения, которые не доступны прямолинейному рацио. Интуиция - главное оружие и защита этого человека. Он прибегает к его сложному устройству только в экстремальных случаях, когда обычные объяснения и доводы оказываются бессильными. Четвертый лепесток, может быть, один из самых важных. Далеко не каждый человек обладает таким качеством - напротив, многие, не имея его, боятся и противятся его проявлению у других, так вот, четвертый лепесток - превосходное чувство меры».
Серега, по-видимому, в последние годы меры в еде и пиве не знал, ибо по цвету лица и по форме тела он напоминал мяч для баскетбола. Он порхал над своими розами и без умолку говорил и говорил об их характерах и капризах, рассказывал секреты заграничных цветоводов и тайны по их добыванию. А я смотрю на его шарообразную фигуру и вспоминаю стройного парня из рабочих кварталов Копотни, который со мной ходил на Эльбрус и Казбек, мерз и голодал в ледовой трещине, куда мы с ним провалились по глупости, а теперь ставшего по какой-то непонятной случайности то ли флористом, то ли садовником, то ли розоводом. Впрочем, какая разница, главное, что он уцелел когда-то, выжил и сумел себя сделать счастливым. В какой-то момент он замолкает, вспоминая об обязанностях хозяина по организации «поляны» и убегает, напевая свою любимую песню Стинга «Роза пустыни». Уже с улицы я слышу слова из песни: «Я мечтаю о дожде, я мечтаю о садах среди песков пустыни. Я просыпаюсь от боли, я мечтаю о любви, а время сочится сквозь пальцы…» Ну да, Серега же еще в 90-е был фанатом этого британского рок-музыканта, помню, как он давал нам первомайские концерты на склонах Эльбруса, одновременно лихо управляясь с тремя капризными «Шмелями». Я улыбаюсь нашему прошлому и прогоняю шумные эльбрусские воспоминания с ветрами и лавинами и остаюсь в тишине один среди роз. От их аромата слегка кружится голова - это как от вальса или глотка шампанского, а точнее, как от поцелуя любимой женщины. Женщины и розы - это, бесспорно, богини красоты и счастья. Вот и индийская богиня красоты Лакшми родилась из розового бутона, состоящего из 108 больших и 1008 мелких лепестков.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прекрасен, холоден и чист,
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья...
Существовал в те далекие времена и древний закон, согласно которому каждый, кто приносил царю розу, мог просить у владыки все, что пожелает. Розами выплачивали тогда даже царские налоги. А священные тексты «Авесты» утверждают, что помимо своей основной, так сказать, эстетической функции, роза в те отдаленные времена выполняла и роль религиозного символа. А в трудах китайского философа Конфуция упоминается, что в ту пору насчитывалось, чуть ли не 600 книг о розах! А в садах Эллады росло огромное количество роз нескольких сортов и видов. В своей «Истории» Геродот в V веке до нашей эры пишет о садах фригийского царя Мидаса, где цвели розы с 60 лепестками и таким сильным ароматом, что затмевали все прочие сорта. А в одном из природоведческих трудов древнегреческого философа Теофраста есть такая запись: «Большинство роз имеет пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые; бывают и такие, у которых количество лепестков значительно больше; есть, говорят, розы, которые так и называются — столепестковые». А еще раньше о розах восторженно писал и Гомер. По одной из греческих легенд, белые розы возникли из комьев белоснежной пены, упавших на землю, когда Афродита, рожденная из той же пены морской, вышла на берег во всей своей божественной красе. Так и оставались цветы белыми, пока не покраснели от капель крови богини в тот печальный день, когда бежала Афродита через колючий кустарник к своему возлюбленному Адонису, убитому вепрем. Бесчисленные кусты белых и красных роз обрамляли храмы Афродиты, а статуи ее украшались венками и гирляндами из этих цветов. Наиболее роскошные розовые насаждения были возле знаменитых святилищ богини любви на островах Родос и Кирен. Царица цветов здесь пользовалась таким уважением, что изображение ее попало на родосский герб и чеканилось на местных монетах. Венки из роз посылали влюбленные друг другу. Клали его на порог дома возлюбленной. Розовыми венками с листьями мирты украшали невест, как и двери их жилищ. Венками из роз награждали воинов-героев, победителей в спортивных состязаниях, выдающихся общественных деятелей. Букетов в те времена не знали. Из цветов свивали венки и гирлянды, изготовление которых требовало настоящего искусства. Из Греции розы были завезены колонистами в Древний Рим и Египет. У жителей долины Нила они стали вскоре важной статьей экспорта. Особенно много роз вывозили в Рим во времена царствования Птолемеев. Да и в самом Египте цветы находили немалый спрос. Известны безумно расточительные розовые пиры Клеопатры, последней царицы этой династии. Невидимая шелковая сеть покрывала толстый слой розовых лепестков, устилавших пол пиршественного зала. Гирлянды из роз обвивали колонны и украшали стены. Дождь лепестков сыпался с потолка. Розовой водой струились фонтаны. Гости в розовых венках возлежали на подушках из розовых лепестков и вкушали розы в сахаре, розовое варенье, запивая эти и прочие деликатесы розовым вином из кубков, увитых розами. Во что обходился такой пир, можно судить хотя бы по стоимости одного лишь розового «ковра», оцененного в полтора таланта (почти 50 килограммов!) серебра.
В роскоши не уступали Клеопатре именитые римские патриции, платившие бочками золота за цветы, вывозимые из Египта целыми кораблями. Именно в те времена в Риме были изобретены обогреваемые трубами с горячей водой теплицы и способы зимнего ухода за розами. Импорт их уже не мог удовлетворить неслыханные потребности римской знати. Вот всего лишь несколько достоверных примеров. На одном из пиров императора Гелиогобала гости были так засыпаны розами, что некоторые погибли от удушья. По приказу того же Гелиогобала розовым вином наполняли общественные купальни. Но даже этого было мало Нерону. И лепестками роз устилали поверхность Люценского озера во время прогулок императора на галерах. Однако подобные излишества известны лишь в эпоху Римской империи. В древнем республиканском Риме роза была своеобразной наградой за героические деяния, символом храбрости и строгой нравственности. По приказу полководца Сципиона Младшего, во время триумфального марша в честь победы над Карфагеном щиты легионеров, первыми ворвавшихся на его стены, были украшены венками из роз. С розами связаны также два старинных римских празднества — день роз, или Розалии, и Флоралии. «Розовый» день не был приурочен к точной дате, отмечался между 19 апреля и 19 июня. Флоралии были очень веселым торжеством и ежегодно праздновались с 28 апреля по 3 мая. Происходили народные гуляния, процессии, разные игры. Флоралии отмечались в честь богини цветов и юности Флоры. С ее именем связана римская легенда, пожалуй, самая поэтичная из всех сказаний о розе. Купидон, преследовавший долго и безуспешно Флору, ухитрился все же пустить роковую стрелу в сердце юной богини. И теперь в отместку за холодность стал избегать ее. Вот тогда-то, страстно желая привлечь внимание возлюбленного, Флора и создала цветок, будто объединяющий печаль и радость, смех и слезы. «Эрос»,— хотела Флора позвать бога любви, чтобы показать ему творение рук своих. Но застеснялась и, поперхнувшись, сумела прошептать только: «...рос». Вот почему отныне у цветка, называемого по-латыни rosa, именно такое имя. Однако совсем иная роль отводится розам в период упадка Рима. Теперь украшают ими уже не Венеру-Уранию, богиню брака, а Венеру-Пандемос — богиню чувственной любви. Горделивый царственный цветок превращается в забаву во время оргий. А ко многим значениям розы добавляется еще одно: цветок становится символом тайны и посвящается богу молчания Гарпократу, который изображался в виде юноши с прижатым к устам пальцем. В те времена было небезопасно публично высказывать свои мысли. Поэтому к потолку пиршественных залов как напоминание: «Не будь очень откровенным» — подвешивали искусственную белую розу. Вот почему крылатое латинское выражение «сказанное под розой» означает «сказанное по секрету». Со временем изображения розы из алебастра, но с той же целью появляются на потолках помещений, где происходили важные совещания. Таково происхождение повсеместной детали современного интерьера — розетки. Увлечение розами в Римской империи привело к возникновению «розариумов» — целых розовых садов. На любом перекрестке, на каждом углу римских улиц можно было встретить и продавщиц и вязальщиц розовых венков и гирлянд. Улицы Рима были настолько пропитаны ароматом роз, что непривычному человеку становилось от него дурно. После падения Римской империи роза, как языческий, нехристианский цветок, была забыта в Западной Европе на несколько веков. Однако царицу цветов, как и прежде, свято чтили и любили на Востоке, особенно в Иране. Недаром эту страну с незапамятных времен называли Гюлистаном — Садом роз. А персидский национальный эпос наречен «Книгой роз». Розами полны были сады и дворцы иранцев. Излюбленными цветами убирали они комнаты и купальни. Без роз не обходилось весной ни одно празднество. Был даже особый праздник начала цветения роз в городе Кашмере. По улицам в сопровождении факельщиков, несущих на голове еще и зажженные фонари, расхаживали юноши и бросали розы прохожим в корзинки. Считалось, что это непременно принесет счастье. Потому прохожие обязаны были отблагодарить юношей подарком или деньгами. А на следующее утро жители отправлялись за город. Угощались там, шутили, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Сходный праздник не так давно существовал и в Средней Азии. Отмечался он в Хиве и в Бухарском оазисе, где под названием праздника красной розы длился целый месяц, эстафетой переходя из одного селения в другое. Излишества с розами в Римской империи вызвали у первых христиан неприязнь к этим цветам, а носить их даже за грех почитали. Однако со временем отношение к царице цветов в корне изменилось. Удивительное дело: греховная, нечестивая роза превратилась в райский цветок, стала символом крови Христовой посвященной деве Марии. И вновь роза стала героиней бесчисленных легенд. Розы — и дикие и культурные — считались в те времена «небесными посланцами детям божьим на земле». Поэтому даже храмы возводить предпочитали там, где рос шиповник. А когда вошли в употребление чётки, делали их сначала из тертых лепестков роз, склеенных гуммиарабиком. Мало того, с XI столетия вплоть до середины XIX века в Ватикане существовал обряд освящения так называемой золотой розы и награждения ею — по крайне торжественному ритуалу — выдающихся духовных и светских лиц, а также церковных организаций. На первых порах «золотая роза» была небольшой золотой веточкой с несколькими цветами, наполненными бальзамом и мускусом. Впоследствии она становится настоящим произведением искусства. Это был огромный цветок, увенчивавший метровый стебель с листьями, обсыпанными бриллиантами. Роза делалась из чистого золота. Но и это еще не все. Розами украшали алтари, разные религиозные процессии. А во время особо торжественных церковных церемоний к освященной воде примешивали розовую и даже детей иногда крестили в этой воде. На юг Европейского континента розы привозили еще греческие, затем римские колонисты, впоследствии арабы, позднее — возвращающиеся из восточных походов крестоносцы. Первой средневековой страной, где роза нашла всеобщее признание, была Франция. Еще в VI веке франкский король Хильдеберг устроил для своей супруги розовый сад в Париже. Но только лишь после обнародования в 800 году специального королевского указа розы стали выращиваться по всей стране. Разведением их занимались главным образом монахи. Из монастырей цветы попали в замки и дворцы знати и к прочим слоям населения. Возродилась давняя греко-римская мода на венки из роз: теперь их надевают лишь женщины. Даже последний бедняк считал своим долгом подарить розовый венок дочери в день ее свадьбы. Венок возлагался на голову во время венчания. И как ни удивительно, отзвук моды еще эллинистических времен докатился до наших дней. Свадебный венок во Франции XIII века назывался «ша-пёль», откуда и возникло, как считают, слово «шапо» — шляпа, шапка. А вот распространенная манера носить розу за ухом не имеет никакой аналогии в прошлом. Появились такие обычаи среди английской аристократии XVI века. Как-то королева Елизавета почему-то приказала всей королевской труппе актеров непременно прикреплять к своим башмакам розы, когда они появлялись в общественных местах. Такая элегантная деталь туалета пришлась по вкусу изобретательным придворным франтам. Вскоре стали они красоваться с цветком за ухом. И чем крупнее он был, тем шикарнее это считалось. Одно время даже на серебряных английских монетах чеканили профиль Елизаветы с большой розой за ухом. Сохранилось в Европе и предание о замке любви. Однажды конный отряд рыцарей во главе с легендарным королем Артуром отправился к замку любви. Замок этот, скрывая за стенами своими самых прекрасных женщин мира, возвышался в Долине роз. И так много росло там цветов, что скала Нежности, на которой покоился замок, казалось, витала в воздухе. Когда лучи вечернего солнца в последний раз коснулись зубчатых стен, рыцари бросились на штурм. Но в руках были у них вовсе не мечи, а цветущие ветви роз, не стрелы и камни летели из катапульт и арбалетов, а розы. Да и на головы нападающих падали не тяжелые бревна, а розовые букеты. Когда же на поле битвы выглянула с небосклона луна, защитницы крепости, новоявленные красавицы амазонки сдались на милость победителей. В России розы появились во второй половине XVII века. Привез их в подарок царю Алексею Михайловичу немецкий посол. До этого в аптекарском и «изящных» садах Кремля выращивали только шиповник, который, по свидетельству летописей, был нередким городским украшением еще со времен Киевской Руси. А вот во времена Екатерины Второй в Царскосельском парке было создано знаменитое Розовое поле. Ох и славное это было поле!
Но об этом вы почитайте уже сами без меня. Серега накрыл «поляну», и «без промедления пригласил к столу отобедать, чем бог послал. В этот день бог послал моему приятелю на обед…» Впрочем, это вы можете узнать у Ильфа и Петрова и из меню ресторана «Desert Rose» что на Тверской-Ямской, хозяин которого так обожает знаменитую песню Стинга «Роза пустыни», что напевает ее вот уже 20 лет. А я уже после первого тоста тоже присоединяюсь к приятелю и вот мы уже подпеваем Стингу вместе: «Сладкая роза пустыни. Каждая из ее масок - тайное обещание. Она - цветок пустыни. Ни один аромат не мучил меня так, как этот. Сладкая роза пустыни. Это воспоминание из Эдемского сада преследует каждого из нас. Этот цветок пустыни, этот редкий аромат дарит сладость опьянения осенью».
И с этим я соглашаюсь, ибо осень эта и впрямь опь-я-ня-ю-ща-я!
Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев