Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».
Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами (Ин.20:19-31).
Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5-е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении. Святитель Григорий говорит: «Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни (Рим.6:4) жительствуйте. <…> Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. <…> А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением».
Современное богослужение этого дня посвящено в основном 2-й теме — воспоминанию уверения апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин.20:19-31).
В этот день мы совершаем как бы альтернативное празднование Воскресения Христова. Действительно, анализ идейного содержания песнопений показывает, что тема воскресения Христа и в этой службе является доминирующей, но рассматривается немного в другом ракурсе. Мы празднуем то же событие Воскресения, но акцентируем внимание на других связанных с ним деталях: явлении апостолу Фоме и обновлении мира. Святитель Григорий вот как говорит о различии Пасхи и Антипасхи: «То был день спасения, а это — день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему».
Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником» (осознавая всю условность такой терминологии).
Этот праздник открывает собой период после Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака.
Тропарь Недели Антипасхи, глас 7
Запеча́тану гро́бу,/ живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех воскресе́ние;/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Перевод: Хотя гроб был запечатан, Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже; и, когда двери были заперты, Ты, всех Воскресение, предстал ученикам, через них Дух Правый обновляя в нас по великой Твоей милости.
Кондак Недели Антипасхи, глас 8
Любопы́тною десни́цею/ жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же;/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Перевод: Любознательной рукою жизнь источающие ребра Твои исследовал Фома, Христе Боже; и тогда, как Ты вошел при запертых дверях, он с прочими Апостолами стал взывать Тебе: «Ты – Господь и Бог мой!»
12 МАЯ- ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ
ФЕОГНИД, РУФ, АНТИПАТР, ФЕОСТИХ, АРТЕМА, МАГН, ФЕОДОТ, ФАВМАСИЙ И ФИЛИМОН.
С Праздником!
Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданелльского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.
Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом († ок. 284–292), и тела их погребли близ города.
Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306–337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.
От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.
Когда воцарился Юлиан Отступник (361–363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы и заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.
В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, "ибо, – пишет святитель Димитрий Ростовский († 1709; память 21 сентября), автор службы 9-ти мученикам, – этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней". Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.
Тропарь девяти мученикам Кизическим, глас 8
Святи́и девяточи́сленнии му́ченицы,/ от разли́чных градо́в во еди́н лик совокупи́вшеся ма́нием Боже́ственным,/ му́жественно за Христа́ пострада́сте,/ неви́димаго врага́ победи́сте,/ злове́рныя кня́зи и мучи́тели посрами́сте ва́шим терпе́нием,/ огне́м же любве́ Бо́жия разжиза́еми,/ веще́ственно вас огнь му́чащий в хлад преложи́сте,/ те́мже даде́ся вам от Христа́ Бо́га благода́ть/ тряса́вичную исцеля́ти боле́знь,/ от нея́же и многови́дных страсте́й,// ми́лостивно спаса́йте и нас предста́тельством ва́шим, мо́лимся.
Основы православия
Седьмая заповедь Нового Завета: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Здесь говорится о мире (1) с Богом, (2) мире с собой – в своей душе и (3) мире с окружающими. Миротворцы – стремящиеся к миру с Богом, в себе и с окружающими людьми.
Мир (евр. шалом) – это не только прекращение вражды, но и состояние согласия и покоя. Христиане должны творить мир прежде всего, в своей душе, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Мы должны стремиться спокойно относиться к лишениям, обидам, ко всему тому, что может нарушить душевное равновесие, мир души. Человек, имеющий внутренний и внешний мир, будет стремиться нести этот мир и окружающим, исполняя главную заповедь о любви к ближнему и Богу.
В начале Литургии диакон призывает: Миром Господу помолимся – в буквальном переводе с греческого это значит не соборно, а в мире. Речь идёт о примирении с Богом и мире в душе человека, исполняющего Божью волю.
В покаянной молитве ко Святому Духу (на сон грядущим) есть фраза «или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих». Что значит свадих? Стать причиной ссоры или возбуждать ссору. Опыт многих людей говорит о том, что молитва о мире с ближними обычно очень действенна.
Мир с Богом – это исполнение Его заповедей. Чистая от страстей душа обретает мир, становится свободной от них, от мук совести и духовной пустоты. Это не безразличие, это гармония.
Миротворцы потому назовутся «сынами Божиими», что в своем подвиге они уподобляются Самому Сыну Божьему, Который примирил людей с Богом, восстановил ту связь, которая была разрушена первородным грехом.
Практический совет
Леность к молитве Божией есть первый признак помрачения ума, помрачения души, предостерегает преподобный Иоанн Лествичник. Если вдруг неохота читать утренние и вечерние молитвы, то надо себя понуждать. Один музыкант говорил: «Если я не упражняюсь в игре один день, то я это уже слышу; если я не буду играть два дня, то это услышат мои родные и близкие, а если я не поиграю три дня, то это уже будут слышать все». Так и в духовной жизни ежедневное упражнение в молитве поддерживает человека в постоянной форме.
Люди, которые учатся в консерватории, по четыре часа в день играют на фортепьяно, для того, чтобы чего-то достичь в жизни, иметь специальность и кусок хлеба. Все для того, чтобы иметь внешнее материальное благополучие. А у нас порой не хватает времени, чтобы по 15 минут утром и вечером посвятить молитве. Если мы день пропустили, два, то сначала это почувствуем мы, а потом почувствуют все — наши родные, близкие...
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Цитата дня
Мы все больше думаем о том, что рай и Царство Небесное – это блаженство. И цель жизни христианской – в это Царство любви попасть. Но мы представляем себе это Царство любви как Царство любви к себе. А Евангелие говорит, что это Царство любви не к себе, а к ближнему, и только этим оно определяется.
прот. Алексий Уминский
Произноси молитву "Господи Иисусе Христе, помилуй мя" день и ночь, постоянно.
Молитва даст всё, молитва всё в себе содержит, всё в себе заключает: прошение, утешение, веру, исповедание, богословие и так далее.
Молитва должна твориться без перерыва.
Молитва принесёт мало-помалу мир, сладость, радость, слёзы. Мир и сладость принесут ещё больше молитвы, а следом молитва принесёт ещё больше мира и сладости и так далее.
Придет момент, когда, если остановится молитва, почувствуешь себя плохо.
Когда монах находит эту радость и мир от молитвы, тогда почитает за сор всё сущее в мире. Тогда прославляет он Бога, Который его восхитил из мирской суеты. Тогда думает: что же будет там, в раю, если так удостоил его Господь, что он ещё здесь насыщается благодатью, что ещё здесь испытывает такое блаженство? Думает: каковы же будут те невыразимые блага?
Так, молитва принесёт мир и сладость, а затем принесёт и слёзы. Сами собой будут идти слёзы, слёзы - это некая иная ступенька. Сначала обретаешь через молитву радость, мир и сладость.
Психика человека такова, что ему необходимо для спасения терпеть скорби, поэтому Господь и попускает их, несмотря на Свою любовь к человеку. Но не попускает сверх сил. Затем: в скорбях скрыта радость и любовь к Богу, если скорби принимаем и терпим без ропота, с благодарностью. Без скорбей человек не смирится, не покается глубоко, не стяжет любви к Богу.
Игумен Никон (Воробьев)
Сейчас в мире царит тьма духовная.
Вот мы и должны быть светом и солью.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
С кем бы человек не начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает... Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев