БЫЛА ЛИ ЛЮБОВЬ.
- Васька, что это ты делаешь?
Широко распахнутые серые глаза шестилетней Людки с удивлением смотрели, как ее соседский ровесник топчется в кучке мокрой глины.
- Толоку - С важным видом ответствовал с ног до головы измаранный в глине сосед.
- Какую еще толоку? - Серые глаза распахнулись еще больше.
* * *
Полуразрушенная после страшной войны страна очень нуждалась в жилье. Поэтому массово начали выдаваться желающим участки под постройку и в казне изыскали средства для выдачи ссуды застройщикам. Таким образом семья Касаткиных, получив на законных основаниях участок земли и деньги, развернули строительство по соседству с недавно построившимися Бурлуцкими. Они уже покрыли крышу возведенного дома шифером, с наружи обложили силикатным кирпичом. Начались внутренние работы. По тем временам - то ли из за нехватки цемента, то ли отдавая дань устоям, дома изнутри обмазывались глиной, замешанной с соломой. Это было трудоемкое мероприятие, поэтому для замеса и последующей обмазки стен приглашались соседи, родственники и обычно гуртом за один один день вся работа была выполнена. В конце дня хозяева за выполненную работу накрывали обильный стол. Вот это мероприятие и называлось "толока."
Вчера "толока" была у Касаткиных, но немного не закончили За столом активно обсуждалось, как в следующий выходной закончат "толоку" Но сверх активному карапузу было недосуг ждать целую неделю. К тому же он горел желанием помочь родителям поскорее переселиться из временного флигеля в просторный, новый дом. Вот он и наносил в глину своим ведерком водички из емкости, стоявшей у водяной колонки, и теперь детскими ножонками пытался как - то размять то, что получилось Объяснив Людке суть происходящего, он попросил принять участие в "толоке" свою юную соседку.
Пришедшая с работы мама Васьки, услышала в новостройке детские голоса:
- Васька, не лепится твоя толока.
- А ты прижми рукой и размазывай.
Заинтересованная этим диалогом, Валентина Ивановна вошла в недостроенное помещение и застыла от увиденного - два карапуза старательно пытались намазывать размокшую глину на одранкованную часть стены. Мама задала резонный вопрос:
- И, что это такое?
- Толока, - усталым голосом объяснил Васька.
- Я вижу вы уже изрядно потрудились, теперь пошли в летний душ на обмывку, улыбнувшись, предложила Валентина Ивановна.
Уставшие ребята безропотно последовали за мамой Васьки.
* * *
Варвара Антоновна Бурлуцкая вихрем ворвалась в дом соседей Касаткиных:
- Что же это такое? Нет, ты только посмотри, - обратилась к хозяйке дома - Валентине Ивановне, плюхнувшись на стул и, одновременно сунув той в руку фотокарточку.
Валентина посмотрела на снимок. С него смотрели, державшиеся за руки и улыбающиеся ее сын Василий и дочь Варвары Людмила.
- Ну, и? - Непонимающе посмотрела на соседку.
- Чего это ты притворяешься непонятливой? Почему это твой Васько таскается за моей Людочкой, еще вон за руку схватил.
- Варя побойся Бога. Они еще дети, А, собственно говоря, чем это мой Василий тебя не устраивает?
- Да неряха он!
Доля правды в этом была. Васька никогда не следил за своей внешностью - в брюках, с пузырями на коленях, взлохмаченной шевелюрой, в вечно мятой рубахе он действительно производил впечатление неухоженного подростка.
- Да, Варя. Здесь есть твоя правда. С детства с этим справиться не могу. Вымою, одену в чистое, выглаженное и пока за руку вожу - ребенок паинька. Но стоит только отпустить, как через десять минут не узнать. То в какую - то грязь влезет кораблики пускать, то что - то ремонтирует. Поняла, что это у него голос далеких предков. Ведь мы из запорожских казаков, А у них, как известно, к своему внешнему виду - ноль внимания. Но оружие всегда было на высоте. У Васи, прада, пока оружия не наблюдается, Но к своему инструменту отношение, как к святыне. Так, что внешность, я считаю, не самое главное.
- А, что бандюганом растет, вон уже и милиция к нему приезжала?
И в этом была доля правды. Васька с детства рос любознательным и все время что - то придумывал, строил, если видел что - то интересное, то должен был сделать такое же у себя. В то время пошла мода на радиолюбителей. Васька, учившийся в техникуме, уже знал основы электроники и поэтому не мог отстать от остального мира. С собранным им радиопередатчиком он занял место в эфире на диапазоне средних волн. Но недолго пришлось ему наслаждаться своим творением. Он просто не знал, что для радиолюбителей узаконены короткие волны. К тому же необходимо зарегистрироваться в соответствующих органах и получить разрешение на работу в определенных частотах. А посему он автоматически попадал в разряд радиохулиганов, был запеленгован и закончилось изъятием радиоаппаратуры и небольшим штрафом.
Но занятие радиотехникой дало свои плоды. В то время телевизионная сеть только начинала развиваться , прием был лишь эфирным. Ближайший телецентр находился от их городка на расстоянии семидесяти километров. Для улучшения приема местные умельцы устанавливали антенны - до тридцати метров высотой. Но это не очень помогало, сигнал оставался довольно слабым и изображение часто прерывалось различными помехами.
Касаткины также приобщились к нововведению и приобрели столь модную вещь. Но глава семейства пошел на эту жертву лишь из - за тяжких вздохов жены - у всех людей есть, а у нас...В виду своей загруженности на работе ему некогда было уделять внимание домашнему телевизору, который получал сигнал от невысокой антенны, а поэтому изображение на экране постоянно закрыто помехами. Этого Васька стерпеть не мог. Тем более, что при таком стечении обстоятельств телевизор переходил, практически, в его владение. Покопавшись в литературе, он смастерил свою антенну, собрал усилитель и, о чудо, изображение стало таким чистым, что посмотреть интересные передачи к ним часто приходили соседи, дабы не мучаться у своего прыгающего чего - то на экране.
Об этом Валентина напомнила соседке. Но Варвара Антоновна не могла покинуть поле боя пораженной, Поэтому она ввела в действие последний и, как ей казалось, убийственный резерв:
- Не для того наша Людочка училась на пианино играть, чтобы с вашим Васькой якшаться.
Варвара Антоновна работала в городском исполнительном комитете каким - то мелким чиновником.А так, как она имела отношение к такому уважаемому органу власти, то и себя себя относила к самым престижным слоям общества. Если бы применить табель о рангах Петра Великого, то семья Бурлуцких оказалась бы в нем явно ниже семьи Касаткиных, но о таком табеле эта особа понятия не имела, а посему относилась ко всем с какой - то снисходительностью.Укрепила ее превосходство (как она считала) покупка пианино и то, что ее дочь немного научилась стучать по клавишам инструмента. Единственное пианино на улице - это должно вызывать зависть и пиетет всех соседей.
Но лучше было бы ей не касаться этой темы. Валентина Ивановна не могла упустить шанс запустить свою шпильку:
- Ой! Артистка! Ну, если дуэтом Люда на пианино, а Вася на губной гармошке, то зазвучит.
И немного подумав:
- Нет, негоже Ваське с гармошкой позориться рядом с такой пианисткой.
Такого оскорбления Варвара Антоновна вынести не могла - покрывшись от праведного гнева багровыми пятнами, захлебываясь от злости вскочила со стула и смогла выдавит только:
- Ты! Ты!... И пулей вылетела из дома.
* * *
После Васькиной "толоки" между ребятами проскочила искорка тепла. С возрастом она разгоралась и превратилась в тлеющий уголек, который подогревал сердце. Конечно, были и ребячьи ссоры, обиды, но все быстро забывалось, дружба брала верх и уголек горел все ярче. В подростковом возрасте , если бы со стороны Люды появилось больше тепла, то, возможно, от этого горящего уголька разгорелось бы пламя любви. Но мама Людмилы в то время уже прикидывала выгодную пару своей дочери и соседский мальчишка никак, по ее понятию, не вписывался в этот дуэт. Поэтому своими поучениями очень умело погашала чувство Люды, не давая возможности ему разрастаться. Так и продолжалось - отношения теплые, но в нечто серьезное не преходящие.
Васька окончил техникум, работал на шахте горным мастером, затем помощником начальника участка. Людмила же уехала в областной центр, и училась в институте на товароведа.
Однажды вечером, когда Василий отдыхал после работы, зазвенел телефон:
- Вася, привет. Я на каникулах, приехала к родителям. У тебя нет желания немного побродить со мной по парку?
Желание у друга детства появилось и уже через полчаса эта пара вела оживленный разговор на лавочке около фонтана. После первых: "Как ты?" "А как там"?" - Люда посерьезнела:
- Вася , я хочу с тобой посоветоваться.
Василия эта просьба не удивила. К нему часто обращались за советом знакомые, особенно часто представительницы слабого пола. И, по всей вероятности, не потому, что у него были задатки мудрости Соломона, а потому, что он умел хранить тайны и, услышанное им оставалось известным только двум.
- Вакся, тут такое дело,замялась Люда и как - то виновато посмотрела на Васю. Понимаешь, я заканчиваю институт.За мной ухаживает хороший парень, сделал мне предложение. Хочу услышать твой совет - принимать ли его..
У Василия внутри все похолодело, только уголек ярко вспыхнув причинил нестерпимую боль сердцу:
- А ты любишь его? - осипшим вдруг голосом спросил он.
Людмила, как -то по особенному посмотрела на друга:
- Вася, мне всю жизнь казалось, что я люблю одного человека. но мама свозила к одной , знакомой ей гадалке и и та предсказала, что с этим человеком меня ожидает очень плохая жизнь, а с парнем, сделавшим предложения, все сложится отлично.
- Здесь Люда совет один - слушай или маму, или свое сердце.
* * *
Прошли годы. Людмила вышла замуж за своего парня. У Василия уголек долго тлел, но все же перегорел и угас, только пепел от него еще не осел в глубинках души. Встретил хорошую девушку, полюбил, создали семью, воспитывали двух ребятишек. получили квартиру, съехали от родителей.По службе тоже все ладилось - работал главным инженером шахты, предлагали должность в производственном объединении. От мамы. по прежнему соседки Бурлуцких , по началу слышал, что мама Людмилы не не нахвалится зятем, как хорошо ее Людочке за таким прекрасным человеком. Вскоре молодые обрадовал ее внучкой. Постепенно хвалебные речи стали менее интенсивные, а потом совсем затихли.И гром среди ясного неба - молодые развелись и дочка с внучкой переехали жить к родителям. Вскоре родители Василия сменили место жительства и он о бывшей подруге знал от общих знакомых, что Людмила в торговой сети начала увлекаться крепкими напитками, отчего на работе начались неприятности.
А потом наступили страшные девяностые годы, когда в стране дефолт, зарплата не выдавалась, надо было спасать семью от голода. Василия спасли его характер, природная смекалка и знания. Он открыл свое предприятие, которое стало очень успешным. Правда, миллионером он не стал, но на жизнь вполне хватало А Людмила совсем спилась, работала уборщицей в каком - то учреждении, но и оттуда была уволена за пьянство.
* * *
Однажды вечером Василий, поставив машину в гараж и возвращаясь домой, встретил давнего знакомого. Остановились для короткого разговора:
- Вася, слышал, что Люду Бурлуцкую похоронили? - спросил знакомый
У Василия что - дрогнуло в душе:
- Что случилось?
- Да пьяная поставила чего - то варить на плитку, а сама уснула. Варево закипело, затушило горелку, вот и угорела.
- А что же родные?
- Да дочка где - то учится. В отъезде. А мать где - то гостевала. На кладбище убивалась, что своими руками сломала жизнь дочери.
Нина - жена Василия сразу заметила несколько подавленное состояние мужа, но по опыту знала, что переварит все в себе и сам расскажет. и приставать с расспросами не стоит. Так и случилось. Нина, знавшая все об отношениях мужа и Людмилы, не удержалась и задала чисто женский и в общем риторический вопрос:
- А ведь могло и у вас все сложиться?
- Нет, не судьба, - грустно улыбнулся Василий.
- Да, что такое судьба?
- Нина , ты слышала притчу, как из двух городов, по однококолейному пути, навстречу друг другу вышли два состава и нигде не столкнулись.
- Почему?
- Не судьба. А ты моя счастливая судьбинушка достань бутылочку водки. Я хочу помянуть частички моих умерших детства и юности.
,
601
татьяна федосенко
Комментарии 9