#моустарохуторскаяоош Консультация для родителей:
«Понятие «деньги» в понимании детей?»
Маленькие дети не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных контекстах. Почему если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Не приставай! У нас денег на это нет!» и тогда допроситься у нее невозможно.
Почему взрослые все время дают какие-то не яркие и ничем не
интересные бумажки в магазине, а тетя за прилавком выдает сладости? Или почему, когда мама или папа приносят в дом какую-то зарплату, появляются новые туфельки или платьице? Ребенок недоумевает и пытается понять эти странные связи и закономерности. Из анкет участников опроса: фразы, которые он часто слышит от родителей в ответ на просьбу купить игрушку:
«Не куплю, потому что у нас денег нет», «Деньги нужно экономить», «Нельзя тратить деньги на каждую твою прихоть», «Деньги дорого достаются», «Когда у нас будут деньги, мы придем и купим», «Когда зарабатывать будешь, тогда и купишь», «Я тоже много чего хочу, да только денег на это нет», «Я и так потратила на тебя ползарплаты», «У мамы денежек нет, нам папа не выделил». Слово «деньги» становится для ребенка символом чего-то важного, того, чем оперируют взрослые и что дает «игрушки и кайфушки». По мере взросления ребенок начинает понимать значение слова «деньги» более точно.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ДЕНЬГАХ
1. Деньги – это некие штучки, маленькие бумажные вещи, которые
получают взрослые (дети имеют конкретный визуальный образ денег, которые они имели возможность держать в руках и каким-то образом использовать).
Данная точка зрения отражает небольшой опыт ребенка в сфере экономики, преобладание образного мышления, что является нормальным для данного возраста. Деньги здесь представляют собой атрибут взрослого мира. Дети приписывают человеку «взрослые» характеристики по самому факту наличия у него денег.
Легко предсказать, что дошкольник старшего возраста может попробовать поднять свой статус среди сверстников путем демонстрации своего «тугого» кошелька (или кармана), при этом для достижения цели тратить деньги ему совсем не обязательно. Возможно, вы имели возможность наблюдать такие случаи. Например, у мамы из шкатулки неожиданно могут пропасть деньги, а потом, после расследования, они оказываются в целости и сохранности в кармане у ребенка. Причем ребенок до этого никак не отличался «криминальными» наклонностями.
Детям иногда нравится просто сам вид купюр, какие они разноцветные, с рисунками. Положите в кошелек ребенка несколько имитаций купюр разных стран и разного достоинства, сейчас нет проблем найти такие вещи. Это и привлечет внимание сверстников, и подбодрит ребенка, и даст пищу к
разговору об истории, географии, экономике.
Кроме того, ребенок может не понимать до конца (он же еще ребенок!)
смысла денежного оборота, не иметь представления обо всех функциях денег в обществе. Поиграйте с ним в компьютерные или настольные игры –
экономические стратегии. Часто такие игры развивают экономическую
грамотность не только ребенка, но и родителей, не говоря уже о пользе
совместной деятельности и обмена мнениями. В результате ребенок выйдет на другую ступень представлений о деньгах, близкую описанной ниже.
2. Деньги – средство обмена (подразумеваются прежде всего блага,
которые можно получить, купить за деньги). Конечно, потребительская
позиция налицо, но и шаг вперед сделан – понятие «деньги» стало более
абстрактным, универсальным. Ребенок с таким представлением, скорее всего,
хорошо понимает, что в разных государствах деньги различаются, но
выполняют сходную функцию. Он понимает, что к деньгам относятся и рубль, и доллар, и йена, может рассказать, что, например, в Америке пользуются долларом, а в Японии – йеной. Он готов учиться и усваивать отличия, связанные с денежным обращением. Возможно, ребенок не понимает, как образуется цена товара, который можно купить, не имеет понятия о наценках, издержках и прибавочной стоимости, но он начинает сравнивать конкретные понятия (товар) и абстрактные (деньги). Здесь уже недалеко до более серьезных исследований экономических стратегий, самостоятельных экономических экспериментов.
На практике вы можете наблюдать, что многие дети имеют склонность к
постоянному обмену – игрушками, книжками, картинками и пр. Само по себе это является признаком достижения определенной ступени мышления, нового уровня сравнений и аналогий и не должно быть поводом для беспокойства.
Лучшей реакцией будет тактично и подробно узнать у ребенка, по каким
критериям он провел обмен (даже если, с точки зрения взрослого, обмен был
явно не равноценный, ребенок «продешевил»). В критерии ценности у ребенка могут входить совершенно не те свойства, которые являются таковыми у взрослых, или же ребенок может опираться на эмоциональные, скрытые, неочевидные критерии, которые придают большую ценность (действительно большую ценность в глазах ребенка!) полученной вещи. Если такие критерии есть, и мудрый взрослый сумел понять их и принять, что немаловажно, то конфликта, раздражения, повода для наказания не возникнет. Зато возникнет основа для дальнейшего сотрудничества и обсуждения в области финансов, что особенно важно в более старшем возрасте.
3. Деньги – средство для жизни (наиболее «продвинутая» точка зрения,
требующая от ребенка определенных философских обобщений,
свидетельствующая о его личном опыте и опыте его семьи). Дети с такими
представлениями, скорее всего, сами уже стакивались с лишениями,
угрожающими жизни, либо лично, либо на примере близких людей. Подобные родительские напутствия дети получают в семьях, испытывающих
постоянный, даже навязчивый страх перед нищетой, или в ранее бедных
семьях, знающих, что такое нужда, члены которых упорно трудятся для того,
чтобы тяжелые периоды их жизни не повторялись. Вид убогого жилища,
пустого стола, голодных родителей сильно воздействует на ребенка, особенно в сочетании с теми словами, которые говорят взрослые, с их эмоциями. Урок усваивается очень быстро, если он несет реальную угрозу, стресс – таковы законы психологии.
Деньги становятся для ребенка волшебным ключиком либо к
выживанию вообще, либо к определенному уровню жизни в частности. Такая
позиция имеет и позитивные, и негативные стороны. Позитивно то, что
ребенок возможно раньше других сверстников начинает задумываться о
жизни, анализировать, «снимает розовые очки», начинает искать, как добыть
столь «нужные для жизни» деньги. Возможно, эти дети раньше хотят стать
материально независимыми и начинают зарабатывать самостоятельно,
понимают трудности своих родителей. При этом трудности не пугают их, а
побуждают к творчеству, оригинальным решениям, обдуманному риску. Такие дети раньше начинают учиться общаться со старшими на их уровне, стараются освоить, и не безуспешно, взрослые правила игры.
Далее они могут постараться посмотреть на вещи свежим взглядом и
попытаться внести кое-что свое, не желая во всем подчиняться установленным правилам. Здесь важно, чтобы психика ребенка не сломалась, не получила нагрузки, с которой не может справиться. Поэтому здесь опасными реакциями взрослых являются, как попытки пресечь экономическое творчество ребенка, так и чрезмерное обучение его по взрослым правилам.
Однако часть детей, даже прошедших через критические условия
существования, начинают осваивать противоположную тактику. Поняв, что
деньги обеспечивают определенный уровень жизни, они активно начинают
искать человека (или группу), от которого можно получать деньги «просто
так» с минимальными усилиями.
В любом случае возраст 5-7 лет – лишь стартовая площадка для развития
устойчивых финансовых стратегий.
Не требуйте от ребенка взрослого отношения к деньгам – большинство
детей пока не способны на это!
Большинство дошкольников старшего дошкольного возраста мыслит
вполне конкретными категориями и успешно впитывает информацию от
близких взрослых. Наилучшей формой обучения экономике являются игра,
театр, сказки и иной фольклор.
Вместе с пониманием значения слова «деньги», его функциями, ребенок
впитывает эмоциональное отношение членов семьи к деньгам. Это является
более важной деталью в формировании отношений с деньгами у ребенка.
Внутреннее значение слова, его глубокое личностное понимание по большей части зависит от той не всегда уловимой «семейной культуры», которая имеется дома.
Фоновые влияния, действия воздействуют на ребенка не менее сильно,
чем основные, «целевые», «сюжетные». Во многих семьях финансовые дела
становятся неким психологическим театром военных действий не только
между родителями и детьми, но также и между супругами. В других семьях
разыгрываю драму, в сюжет которой включают и ребенка, он с младенчества
знает, что у мамы с папой денег нет и вся семья «скоро с сумкой по миру
пойдет». Следующие семьи вводят культ экономии и учат ребенка чрезмерной бережливости и аккуратности, а то «больше не купят, будешь в обносках ходить». Есть и другие примеры семей, где ребенок видит деструктивную картину: «Родители получают зарплату, накупают сладостей и гуляют по развлекательным площадкам, а тремя днями позже начинают экономить и переходят на «хлеб и воду» до зарплаты.
«Семейная культура денег» бывает настолько сильна, что даже
логически связные рассказы, специальное обучение, по сравнению с ней не
могут оказать более сильного влияния на представление ребенка.
Кроме всего этого родители – пример для подражания. «Так делали в
нашей семье!» – сознательно или бессознательно этот образец диктует линию
поведения. Деньги в жизни ребенка скорее всего будут занимать то место,
которое им отводили близкие люди.
Итак, семейная культура денег может быть различной. Она выражается в
следующем:
что говорят друг другу члены семьи о деньгах;
как члены семьи воспринимают деньги;
как в семье принято тратить деньги;
какие эмоции испытывают члены семьи при контакте с деньгами;
каким способом склонны получать деньги;
какими стратегиями или моделями отношений с деньгами пользуется семья.
Как научить ребенка составлять свой бюджет
Первое, с чего надо начинать – это научить ребенка правильно тратить деньги.
Тратить – это значит делать выбор между необходимым и желаемым, между качественным и не очень, между дешевым и дорогим, между первоочередным и тем, что может подождать. Учить расходовать деньги надо на реальных деньгах, принадлежащих лично вашему ребенку, потому что тратить родительские деньги легко, а к своим собственным у ребенка подход другой – хозяйский. Именно этим целям и служат карманные деньги, которые должны выдавать родители своим детям.
На этом этапе ребенку важно объяснить движение денег, их приход и
расход, используя для этого простейший финансовый отчет, состоящий из
двух колонок: доходов и расходов с подсчетом того, что остается после
любого движения. Что происходит с финансовым положением ребенка, когда
деньги поступают, и что происходит, когда деньги тратятся? Остаток
наличных денег в копилке – всегда результат отношения к тем средствам,
которые есть. Для того, чтобы считать итоговые цифры за определенный
период, нужны навыки сложения и вычитания. Поэтому, если ваш ребенок
слишком мал, то вам придется ему помочь, особенно в расчетах с копейками.
Старшие дети обычно подсчитывают баланс без проблем.
Научить ребенка составлять свой бюджет можно при прохождении
нескольких этапов:
Первый этап – деление расходов на части. Мы знаем, что бюджет – это определенное количество расходов для поддержания образа жизни, которого придерживается человек. Необходимо объяснить ребенку систему трех копилок, когда все поступающие деньги делятся на три части: сбережения, благотворительность и текущие расходы. В соответствии с этим принципом делится и блокнот, который ваш ребенок будет использовать для учета своих расходов по этим видам затрат.
Второй этап – это дробление текущих расходов. Если вы даете ребенку кроме карманных денег еще и деньги на его обязательные расходы: завтраки в школе, проезд на автобусе и т. п., то деньги на завтраки и прочие
согласованные с вами цели используются только на завтраки и то, для чего
они предназначены, а карманные – на его желания и удовольствия.
Третий этап – расширение горизонтов планирования. Это работа со
статьей расходов, например, на домашнее животное, на хобби, т. е. на то, о чем ребенок имеет представление как о процессе.
Так, если у вашего ребенка живет кролик, то все расходы на него надо
поделить на одноразовые, которые были затрачены при покупке, например,
клетка, поилка и прочее оборудование для домашнего любимца. Затем вы
определяете расходы, повторяющиеся из месяца в месяц, например, такие как
корм и витамины.
Что касается доходов ребенка, то, как правило, они складываются из
карманных денег, также денег, подаренных родственниками к определенным
праздникам, и из заработанных денег. Ко всем видам доходов должен быть
применен принцип трех копилок: часть денег оставлять себе, а частью –
делиться и помогать нуждающимся.
Передача ребенку ответственности за некоторые «личные» статьи затрат
будет связана с тем, насколько хорошо вы научили его зарабатывать деньги на свои нужды.
В результате планомерной работы с карманными деньгами вы все больше будете вместе с ребенком «дробить» текущие расходы для того, чтобы их можно было анализировать, и искать оптимальный вариант для выбора, и научите отличать необходимые расходы от удовольствий. Это именно то, чего так не хватает сегодня даже взрослым людям, испытывающим финансовые проблемы.
Цель родителя-воспитателя – научить ребенка планировать свои расходы, и четко понимать, каким образом можно обеспечивать тот стиль жизни, который он для себя выбрал. Что и к выбору будущей профессии, при помощи которой ребенок будет зарабатывать себе на жизнь, позволит отнестись со всей серьезностью, так как именно правильный выбор сферы деятельности даст ребенку ту финансовую основу, на которую он может опереться.
«Финансовая грамотность и её роль в жизни ребенка»
Сегодня я хочу поговорить с вами о финансовой грамотности и ее роли в развития личности ребенка. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабушками и дедушками. Некоторые знания особенно важны. Причем, чем раньше Ваши дети получат самые важные знания, тем больше ошибок им удастся избежать в зрелом возрасте.
Родители, как правило, учат ребенку тому, что важно для них. Ваша задача – дать своим детям такие уроки, которые помогут им научиться быть успешными, счастливыми и продуктивными.
К сожалению, одна из наук, которой очень часто пренебрегают, это
наука денег. Очень многие дети растут без навыков обращения с деньгами. То ли их родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах, то ли они не думают, что это важно.
Деньги – это не та наука, которую надо изучать, уже будучи взрослым.
Последствия могут быть слишком значительными. Как пример, финансовый стресс, который может вызвать другие заболевания и расстройства. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и полное отсутствие сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ РЕБЕНКА БЫТЬ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ?
У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают
в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также
концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность
помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки – ничто,
по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.
УЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ, ЭТО ЗНАЧИТ УЧИТЬ ЕГО:
Как экономить деньги.
Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и
краткосрочные.
Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все
необходимые нужды.
Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль
над своими деньгами.
О том, что он единственный в мире человек, который может принимать
решения о своих деньгах.
О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для
последующих нужд и покупок.
Как работают банки.
Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо
преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и
требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых
навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения
ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ?
Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда
Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию,
«денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих
людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не
сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший
шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять
своими деньгами.
Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
КОГДА НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ?
Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах
уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно
начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните –
никогда не поздно начинать.
До школы
В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции
денег – иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете
поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также
можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.
В начальной школе
В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в
продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это
также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку,
чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.
В средней школе
В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.
Высшая школа
К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.
После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение, и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.
Никогда не бывает слишком поздно, чтобы начать учить ребенка
деньгам, экономии и инвестированию.
КОГДА СТОИТ РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ?
Обучение ребенка деньгам, это гораздо больше, чем один разговор.
Использование реальных жизненных ситуаций и примеров помогут ему понять все на практике. Они будут учиться не только из Ваших слов, но и через свои действия. Вот Вам несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.
Поговорить с ребенком о деньгах вы можете, когда он получает подарок
Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой
праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии
денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других
планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок
деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку
спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это
делать.
Поговорить с ребенком о деньгах вы можете, когда Вы пользуетесь банкоматом
Банкомат – это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
Поговорить с ребенком о деньгах вы можете в магазине
Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная
возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что
различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка
помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
Поговорить с ребенком о деньгах вы можете во время оплаты счетов и квитанций
Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся.
Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц. Это также хорошая возможность для разговора с
ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Консультация для родителей: «Что такое деньги?»
В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того,
чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы – тоже.
Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они
обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или
глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен
какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):
– предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»
– товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба – это выгодно?»
– товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет
свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»
И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные
товары – деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми
деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными
номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу
своей красоты и физических свойств.
Что же такое деньги?
Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.
Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне?» или «как собрать сумму в 64 рубля?». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:
1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной гривен?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку
После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.
Альтернативные виды денег.
Расскажите детям про (по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните, что денежный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.
Заработок.
Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги.
Расскажите детям, что людям надо работать, чтоб зарабатывать деньги. Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то — за проект.
Также расскажите, что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также — что можно стать предпринимателем и начать свое дело, и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).
Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы. К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем.»
После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать, он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас. И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.).
Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка, открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте, какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать» или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.
При рассуждении о будущей профессии вашего ребенка, подумайте о следующем: какие самые любимые (успеваемые) предметы в школе?
почему именно эти предметы, а не другие?
какие профессии могут использовать навыки от этих предметов и наук?
какие любимые хобби?
есть ли варианты обратить хобби в занятость?
Карманные деньги.
Давать деньги детям на регулярной основе — это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности.
Только важно — приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром (перед началом учебной недели) или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.
Кроме простой регулярной (линейной — выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.
Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны: если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.
Потребности и желания.
Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что — желание.
Потребность — то что нужно для выживания.
Желание — то что нам хотелось бы иметь.
Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить.
Примеры потребностей:
• дом (в широком смысле)
• пища
• здравоохранение
• одежда
Примеры желаний:
• технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
• ювелирные украшения, бижутерия
• кино, телевидение, компьютерные игры
Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае?» Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи — куда важнее желаний ваших или его.
На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.
Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника?», «может пристанем платить за воду?», «что важнее купить: еду или игрушку?»
Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое — на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи.
Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.
Правильный выбор: куда тратить деньги?
Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.
В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть — оставаться неизменной.
Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги — ресурс ограниченный, и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности.
Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор. Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.
После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уравнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 рублей, а робот — 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 рублей», и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать, какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.
После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные: причины за и причины против. Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против.
К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:
- мои друзья будут меня уважать;
- он удобен, стилен и эстетичен;
- он поможет мне в учебе и ежедневных задачах.
Причины против покупки:
- он дорого стоит;
- у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций;
- я избавлю себя от фальшивых «друзей», которые потянуться ко мне из-за последнего айфона.
И когда у ребенка будет список причин «за» и «против» для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.
Попросите ребенка сузить список до 1 товара, и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег.
Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить к решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.
Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор», потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).
Принцип накопления.
Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь, которую ни вы, ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельство — отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления.
Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать. И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно и подождать.
Проясните несколько вещей с ребенком:
• сколько уже есть у вашего малыша;
• сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты;
• сколько денег ребенок может накопить в неделю;
• сколько потребуется времени для получения необходимой суммы.
Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните, что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.
Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.
Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится.
Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет и посадит дерево, или помоет машину или еще что-то.
Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей. Сегодня ваш ребенок может решить, что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.
Вывод: Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы — родители — должны их подготовить и обучить финансовой грамотности.
Именно умение правильно обращаться с деньгами может в будущем стать решающим фактором для успешности вашего ребенка.
Консультация для родителей:
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую очередь детей.
Педагогический потенциал семьи во многом зависит от материальных условий, которые она может создать для ее существования: жилье, питание, одежда, игрушки, досуг и т.д. Важно и то, как семья умеет распорядиться теми благами, которыми она располагает, кто является распорядителем, хозяином семьи. Таким благом в первую очередь является бюджет, заработанные всеми членами семьи деньги. Убедительным показателем актуальности экономического воспитания дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу формирования начал экономической социализации ребенка, его адаптации к современным жизненным реалиям к моменту поступления в первый класс.
Молодым, а порой и опытным педагогам можно только поучиться у многих родителей секретам домашней экономики, которыми часто лучше владеют родители воспитанников, нежели воспитатели. Можно привести массу примеров того, когда усвоенные полезные навыки и привычки в семье проявляются в повседневной жизни ребенка в детском саду. Такие дети выгодно отличаются от своих сверстников по уровню и качеству практических умений, осознанности их выполнения, желанию помочь няне и воспитателю в повседневных делах. Воспитатели всегда опираются на таких детей в организации бытовой деятельности группы, привлекают их к выполнению трудовых поручений, обязанности дежурных, особенно когда отсутствует помощник воспитателя. Например, когда дежурные раздают материалы к занятию, большинство из них действует шаблонно: всем наливают краску одинаково, хотя иногда за некоторыми столами сидит по одному ребенку, ставят приборы отсутствующим детям. Однако некоторые дежурные учитывают это и предлагают ребенку сесть, с разрешения педагога, к сверстнику (меньше краски раздавать и розеток мыть); предлагают вынести обрезки цветной бумаги на участок и сортировать их на улице, чтобы не сокращать время прогулки. Многих детей отличает высокая культура еды, аккуратного, бережного отношения к вещам, игрушкам и особенно к книгам, материалам, которым они пользуются.
Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
Когда ребенок видит, как аккуратно мама очищает картофель, меряет чашкой крупу для каши, приговаривая: «Сегодня возьмем меньше, так как завтракать будем вдвоем!», отмеряет сахарный песок, нарезает хлеб («лучше дорежем, чтобы куски не остались!») – все это не проходит мимо внимания ребенка дошкольного возраста. Он, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой, постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель происходящего.
Поскольку экономической науке свойственны сложные категории и понятия, то мы должны это учитывать и соблюдать осторожность, избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир экономики понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.
Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся. Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не компьютерщики: профессия может иметь совсем другое название.
Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы. Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии. Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.
Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). Дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними. Мы хотим подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство радости за успехи других и за свои собственные удачи. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.
Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве. Но родители как раз жалуются, что дети делают это с большим трудом. Особенно это трудно, если в семье нет определенных дней генеральной уборки, если нет порядка в других помещениях квартиры, а от ребенка его требуют. В любом случае инициативу должны брать на себя взрослые и всякий раз мотивировать необходимость участия ребенка: «Давай посмотрим, какие игрушки, игры, книги надо отремонтировать, а может приобрести новые, чтобы заменить надоевшие» и т.д.Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все-таки надо искать разнообразные способы включения ребенка в домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало желание трудиться. Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.
Одним из этапов программы по экономическому воспитанию дошкольников является знакомство детей с интереснейшим в жизни людей социально-экономическим явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о покупательной и накопительной способности денег, сколько о деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги, какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран др. дети с интересом знакомятся с данным явлением, и родители могут внести свою лепту по расширению у детей познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной жизни. Очень важно донести до сознания детей связь понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа мышления, воспитания начал осознанных потребностей является знакомство детей с понятием бюджет. Программа рекомендует рассказать детям: что такое бюджет, из чего он составляется (из денег членов семьи, поэтому называется «семейный»). Дети легко усваивают материал, особенно когда подготовлены наглядные пособия. Можно подготовить карточки с изображением разного вида расходов; можно нарисовать круг с секторами, в каждом из которых нарисован вид расхода, можно сделать аппликацию из цветной бумаги лестницы, пирамиды с разноцветными полосами, на которых нарисованы или написаны виды расходов - от первостепенных до тех, без которых в ближайшее время можно обойтись.
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д. Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты. У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны. Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Очень важной, завершающей частью работы по экономическому воспитанию является воспитание полезных привычек, облегчающих жизнь человека. Идея данной части программы заключается в следующем. Люди много трудились, сделали нужные вещи, товары. Заработаны деньги, чтобы купить их; с помощью рекламы узнали, где ее можно купить; приобретена нужная вещь, и она стала частью семейного хозяйства, теперь нужно знать, как пользоваться ею, чтоб она долго служила людям.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.
Нет комментариев