1.3 ПРОГУЛКА СТАВРА 🔥
Автор - Александр Ступнев
Ставр неспешно шёл домой, пребывая в хорошем расположении духа и даже немного в благовейном настроении. Было над чем поразмыслить наедине, после такой встречи.
Ему вспомнился тот день, когда впервые сестра узнала о крёстном. Однако и для Ставра эта новость была подобна грому среди ясного неба. Они с матерью уже давно смирились с мыслью, что ничего подобного у сестры не будет.
Крёстный или крёстная, появляется, как правило в детском возрасте и далеко не у всех. Крёстный является не из среды людей, а уровнем развития человека или выше. Это носитель особого знания креста человеческого. Кто будет крестником, крестницей решает он сам через наблюдение за детьми. Если в ком-то из детей замечались задатки нужного свойства, то родителям объявлялось о намерении стать ребёнку наставником духа во кресте.
На памяти Ставра отказавшихся родителей от такой перспективы для своего дитя не было. Назначался день и проводился обряд крестного входа. Крёстный принимал дитя в своё пространство духовного покровительства.
Всё дело в том, что крёстными становились волхвы. Никакой ворожей или целитель крёстным быть не мог, ибо не ведал крестодвиженья. В их селе было почти 300 семей и за время жизни Ставра, крестниками стали не более четырёх детей села.
Твёрдая мужская рука сжалась в кулак, ощутив сквозь ткань узелка зерна цветных камней. Вспомнился отец. Это его закрома сегодня перебирал Ставр. Отец был искусным мастером головных уборов. Сын перенял наследственное мастерство. Эти камушки ещё предстояло огранить и вшить в кокошник.
Воспоминания об отце вытолкнули тяжёлый вздох. Вспомнилось как такой же холодной зимней порой пришла печальная весть. Ранним утром отец ушёл в лес проверить силки. На его беду, вышел огромный секач. По следам мужики определили, что покатала эта тварь отца изрядно. Отрядили тело к Роду, а через четыре месяца на свет появилась сестра. Что-то не задалось в роду по мужской линии. Отец был четвертым в череде несчастных смертей.
Сестрёнка родилась крепкой и шустрой девочкой. Только была у неё одна странность: кожей была она смугла. Девочка контрастно выделялась от других малышей. На вопрос брата мама ответила, что такое иногда бывает. Однако это была не единственная странность, которая ждала Нежану в её жизни. Мама старалась не вывозить дочку за пределы села, но всегда с удовольствием с собой брала сынишку. Мама в срок почему-то не учила её женским наукам и не подбирала наставников. Сестра же росла жизнерадостной девочкой, и как будто бы не замечала этих странностей вокруг себя. Она походила на мать, слывшей одной из лучших красавец села.
И вот Нежана стала девушкой вовсе не степенной, а задорной, темпераментной, колючей на язык и большой проказницей. Ставр любил её за этот неунывающий и залихватский нрав. Своей не здешней красотой она покоряла сердца многих парней. Обходилась с ухожерами дерзко, беззлобно, часто ставила их в неловкое положение.
Друг Ставра с детства Вараим влюбился в сестру неостужимо. Он не упускал ни одного случая быть с ней, увиваясь подобно хвостику. Похоже, Вараим был единственным, с кем она вела себя относительно покладисто. Ставра удивляло то, что с его сестрой никто не помовлен.
Когда ей вышел срок на выдание Вараим пришел к своим родителям просить о её руке. Родители, без объяснения причин отказали в этом сердечном деле. Сказать, что он был удивлён нельзя, он был убит и просто раздавлен. Вараим парень видный и нравился многим девушкам. Родители, как могли, утешали сына. Выждав время, когда буря уляжется, вскоре женили его на помолвленной. Вараим исполнил волю родителей, но сердце его было не с молодой женой. Наяночка, девушка не глупая, очень милая, прекрасная хозяйка и рукодельница. Видела этот треугольник, но все же пошла за любимого, видимо надеясь на то, что стерпится, то и слюбится.
Мама после смерти отца замуж за другого так и не вышла. Любовь промеж них была нешуточная, не могла она отпустить его из своего сердца. А идти то было за кого. У отца был брат, немногим младший. Вот с ним то они её и делили. Мама выбрала отца. Брат Ротай после свадьбы возлюбленной ещё с годок похолостяковал. Киана давно ждала разрешения этого треугольника и конечно же не упустила своего счастья. О да, она стала прекрасной женой Ротаю и родила ему четверых вихрастых мальцов.
После смерти отца Ротай звал маму в жены, безнадёжно. Нояночка, видя сердечные страдания мужа, несколько раз встречалась с мамой и умоляла не упрямиться, войти в их дом любимой женой, дабы сладилось всё в целое. Однако и она вскоре оставила эти попытки. Мама была неумолима в своей тоске по ушедшему безвремени мужу. Лес она невзлюбила и старалась его всячески избегать.
С такими думами Ставр прошёл с сотню неспешных шагов. Его внимание привлекла идущая навстречу старушечья фигура. Вглядевшись узнал Пифу Лэцкиевну. Поравнявшись, поздоровались. Баба Пифа явно шла по его душу. Заслонив путь, спросила:
- Как гостит Весах Вышневич?
- Хорошо всё, баба Пифа. Баньку принимает сейчас. Я нынеча изрядно натопил, - ответил мужчина, стряхивая воспоминания.
- А ты скажи милок, кто там с ним в услужении?
Ставр вспомнил, как услужение перетянула на себя сестра. От того вопрос ему не понравился.
- А ты старая, по что интересуешься? Или себя прочишь в услужение?
Старуха замахала руками.
- Что ты мелишь всякое? В своём ли уме? Да не гневи Бога напраслиной. Я же не из пустого любопытства.
- А тогда почто тебе то знать надобно? - спросил Ставр, окончательно вернувшись в реальность.
- Дело у меня к тебе важное. Надо бы, что бы он с твоей сестрой был.
- Что-то я не пойму тебя баба Пифа. Что за надобность такая? И при чём тут ты?
- Эй, милок, какой торопыжный. Ступай-ка за мной. Сейчас всё и узнаешь, ибо время пришло.
Старуха многозначительно прищурилась, развернулась, и уверенно покавыляла впереди орудуя палкой.
В дом Пифы они зашли в густом облаке пара. Изба была натоплена в самую пору для старых костей. Две её завсегдашние подружки почему-то быстро засобирались и разошлись по домам.
- Вот, милок, сюды присядь, - бабка ткнула своей палкой в скамью, - садись, садись, чего топчешься? В ногах правды нету.
Её костлявые руки умело наполнили чашу душистым травяным чаем.
- Благодарю! - Ставр взял горячий предмет в свои замерзшие ладони. По рукам к телу побежала приятное тепло.
- Сама чего не пьёшь?
- Эй милок, дай бабке с мыслями собраться. Не каждый день вести такие доносить приходится.
- Что за вести то баба Пиф, не томи уж?
- А ты милок не торопи старую, коли не знаешь куда торопишь.
Вести и впрямь видно важные, Ставр заметил, как старушечьи руки нервно жмут сухую палку. Угнездившись на низком табурете старушечья фигура словно замерла на мгновенье.
- Ну, да ладно, - начала было Пифа, - только не перебивай, пожалуйста.
Слова разорвала пауза.
- Не перебивай, и ничему не удивляйся. Ибо всё, что сейчас услышишь, есть истинная правда.
Ставр не перебивал, и внимательно смотрел в старческие глаза. Старуха мялась, явно не зная как начать. Всё же собравшись с духом начала.
- Нежана, сестра твоя Ставр, - раставляла она слова, - родная тебе только по матери.
Чаша в руках Ставра неожиданно громко стукнула об стол. Волна гнева наполнила существо.
- Ты чего болтаешь Пифа!? - громко выкрикнул Ставр, - Где, ты нахваталась таких слухов!?
Старуха же напротив, была сосредоточена, спокойна и внимательно смотрела в глаза.
- Послушай же меня, милок. Сказала же, не удивляйся. Да ты присядь, присядь, милок. Только сейчас Ставр заметил, как напружено подалась вперёд его фигура. Усилием, он заставил себя сесть, смахивая со лба неожиданно проступившую испарину.
Я в у служении у повитухи была, при родах сестры твоей. Так вот, она мне наказала кое-что. Сильную повитуху тогда нашли, из сана Ягинь. Как думаешь, зачем такое надобно было? - Пифа вновь заглянула в глаза. Не дождавшись ответа, погрузилась в свои воспоминания.
- А как ты Ставр разумеешь про то, что нет у Нежаны наставников, помолвленного друга и женить на ней сынов своих никто не желает?
Старуха вновь заглянула в глаза, словно испытывая звериное терпение. Ставр с трудом держал себя в руках, чтобы не встряхнуть этот мешок с костями.
- Не знаю я! - отрезал он, - а коли знаешь сама чего, так душу не тяни!
Вот, что ты должен узнать сегодня, - при этих словах палка старухи утвердительно стукнул в пол, - тебя не было в ту пору при родителях. Далече ты был. А случилось так, что в неделю торжища, когда большинство сельчан на сорочинской, беда пришла. Мать твоя с другим числом девок да баб на сборах в лес пошли. Там-то их тати и накрыли. И сгинули бы все в полоне, да вещие сердца беду ту учуяли. Ударили в набат. Собралась лихом дружина да на конях в лес. В ту пору уже тати те над многими надругались. Как услышали топот коней, так бабами как щитом закрылись. Дружина стремглав неслась. Им бы притормозить или ещё как иначе. Может, и выжили бы многие. А так, завидя смерть свою неминуемую, эти изверги порезали да покололи всех девок наших. Вот мать твоя одна в живых осталась. Смогла от насильника своего отбиться да укрыться вовремя.
Ставр чувствовал как взмокла рубаха. Кулаки сжались до белых костяшек и услышал он скрежет зубов. Пифа опустила голову на жилистые сухие руки, крепко сжимающих палку. На пол капнули слезы. Странно, беззвучно, как то по-мужски плакала эта старая женщина.
Я ведь тогда дочь, Милашеньку, свою потеряла.
К горлу Ставра подкатил горький ком. Он сорвался с места и обнял эту страдающую душу. На рубаху Пифы упали его слезинки. Вскоре, совладав с собой, она продолжила.
Те тати были кожей тёмны. Откуда пришли неведомо. Следопыты до реки их след обнаружили. А языков никаких не сохранили. Всех упокоили там же, за жён, дочерей своих. С тех пор у нас табу на эту беду. Не сговариваясь, всем словно языки отрезало. Все свидетели молчат, а кто не видел, тот не знает. Даже в день повиновения молчком поминаем. Всех тех заложенных наших покойничков по обряд оплакали. Все их имена уже в детях. Так что мир им на том свете, да врата в этот приготовили. Всех заложенных упокоили как следует.
Помолчав и собираясь с силами, Пифа продолжила, - а вот сестрёнка твоя, нам всем живое напоминание о той боли. Ты не подумай чего. Мы все её любим и всякий помощь свою завсегда рад принести и приносит. Но есть то, что перешагнуть нельзя. Нельзя Род свой кровью жидкой разбавлять. Вот и не отдают своих сыновей ей в пару.
Мать твоя понимает это. Понимает какое клеймо от роду на ней. Понимает, что будущего у неё нет. Не выйти ей замуж, детей не растить. От того и в деле женском Нежана дикая. Уж пора выдана скоро уж минет. А у неё даже друга помолвленного нет. Некому её передержу угомонить. Смущает она своей перезрелостью парней наших. Обеспокоены многие родители. Видящие говорят, что фон от неё в 6 сажений идёт. Как только мать твоя всё это выдерживает? Ведь где такое видано, чтоб так над девкой измывалась судьба. Но сестра твоя все же молодец. Другая бы какая, давно бы лёгкой стала. А она держит и не растрачивает. Эвон как отшивает щегольцов, - Пифа грустно улыбнулась.
- А что ты говорила о Ягине?
- Да, да. Вот что она мне наказала. Как увидишь, говорила, перемены крутые в судьбе, так найди того, кто её от места крови отрезать сможет.
- А что это?
- Обряд такой нарочный. Мне не ведомо то.
- А зачем ты хотела, чтобы княжич с сестрой в бане был?
- Так чего же теперь не ясно, что ли? Надобно тебе, пока они там, с матерью своей об этом важном деле поговорить. Надо чай волхва звать.
- А что княжич тебе не волхв что ли? Может это напервой, как раз с ним надобно говорить?
- Не гоже милок через мамку, в этом деле прыгать. Делай как я тебе говорю. Так вернее будет.
- Благодарю тебя Пифа. Побегу я, пока не спозднилось.
- Давай сынок, беги. Оставь меня, я отдохну.
Продолжение следует!
#крёстный
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев