Главная памятная дата для любого ленинградца — 27 января, когда в 1944 году город был полностью освобождён от фашисткой блокады. Ради этого самоотверженно боролись и трудились многие люди, про одного из них пойдет речь.
Симон Гельберг родился в 1913 году в Днепропетровске, с отличием закончил архитектурный факультет Ленинградской Академии Художеств, остался преподавать, до июля 1941 года был деканом архитектурного факультета. 5 июля 1941 года Симона Ароновича призвали туда, где больше всего понадобились его знания, как инженера и художника. На "Дороге жизни" он проработал с первого до последнего дня.
Симон Аронович Гельберг отвечал за перевозку грузов по Ладожскому озеру во время блокады Ленинграда. Поначалу военный художник служил заместителем начальника ледового участка пути, позднее — отвечал за отправку людей и грузов через Ладожское озеро. Симон Гельберг рассчитывал нагрузку на лёд, определял число и загруженность машин, которые могут пройти по льду. Он учитывал толщину и усталость льда, температуру и скорость ветра, устанавливал время, когда можно было запускать машины и сколько тонн они могут перевезти.
В 1943 году Симон Аронович был назначен флагманским маскировщиком штаба Ладожской военной флотилии.
С первого до последнего дня работы "Дороги жизни" Симон Гельберг вёл дневник. Художник даже зарисовывал страшные блокадные дни. Опубликован был этот дневник ледовой трассы совсем недавно.
Симон Аронович вёл записи регулярно и тщательным образом, принимая в расчёт каждую мельчайшую деталь. Также он записывал историю каждого человека, встреченного им на "Дороге жизни". Его записи представляют большую историческую ценность — это история с ледяного пути, документирующая жизнь данной спасительной артерии блокадного города.
Дневник Гельберга уникален, в нём прослеживается глубокий анализ происходящего, в нём содержатся размышления на личные и гражданские темы, в нём приводятся описания военной действительности. С. А. Гельберг писал:
«Всякий приказ, всякое уставное положение корректируется и определяется практикой… Вообще наше дело — рисковать. Но рисковать с умом, с толком, а не бессмысленно. Вся Ледяная дорога — это непрерывный самоотверженный риск. Мы рискуем ежечасно и придумываем отговорки нас оправдывающие».
Одна из трогательных записей в дневнике — "все время в мыслях, как жена и сынок". Давид, сын Симона Ароновича, трепетно берег всё, что связано с жизнью отца и его служением Отчизне. В двух небольших комнатах в Риге хранилась история не только семьи — это история освобождения Ленинграда и история Победы родного города и великой Родины. Давид Штурбин вспоминал, как отец рассказывал, что перевозить грузы приходилось в тяжелейших условиях, как налетала вражеская авиация на бреющем полёте и всё бомбила, как, и бывало такое, под лёд Ладожского озера уходили целые эшелоны продовольствия, в котором так нуждался голодный город.
Отец мог вполне не воевать. У него как у художника было освобождение, но он, тем не менее пошёл, чтобы применить свои знания, отомстить за смерть родителей.
Симон Аронович Гельберг был награждён двумя орденами Красной Звезды и медалью "За оборону Ленинграда". После войны жил в Риге.
Симона Гельберга не стало в 1975 году. При жизни он так и не обнародовал военные дневники. Ладожские наброски, эскизы, чертежи и таблицы — все работы Симона Ароновича Гельберга наследники передали в Музей-заповедник — "Прорыв блокады Ленинграда" в деревне Кобона. В нем не только сделанные рисунки, служебные документы, рабочие карты, чертежи и схемы, но и 7 уникальных дневниковых тетрадей, в которые тщательно занесено все, что происходило с Дорогой жизни, самим автором и его сослуживцами. В 2015 году материалы были представлены в формате альбома «Дорога жизни художника-солдата Симона Гельберга»: опубликованы рисунки, фотографии и документы из фондов Музейного агентства Ленинградской области, музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда» и Новоладожского историко-краеведческого музея.
Из дневника Симона Гельберга:
1942 год
9 июня. <...> Обмундирование — предлог. Цель — знакомство с людьми и городом. Туда по каналу, оттуда машиной. Новая Ладога — совсем тыл. Тихий, уютный городишко. Военные живут телефонными разговорами, бумагами, суетней, выправкой, формой, приветствиями и всякими подобными аксессуарами войны, принимающими уродливо-строгие и придирчивые формы.
А природа-то, природа какая! На небо можно смотреть часами и вчитываться, как в труднейшую книгу мудрости!
18 августа. Ледовая дорога завезла в Ленинград около 350 000 тонн. За 3 полнокровных месяца работы по водной магистрали на сегодня перевезено до 250 000 тонн. Вывод: водные магистрали, даже в мирное время, считаются наиболее рентабельными в смысле стоимости и количества перевозимых грузов, а наши баржи только за последние 2 декады в среднем делали по 4-5 рейсов при длительности одного конца 112 часов.
22 октября. С утра получаем донесение: идут бои в районе Сухо. Оказывается, желая высадить десант на берег, финско-немецкие самоходные баржи «наткнулись» на Сухо, где была наша укрепленная точка. Под превосходящими силами им удалось высадиться на этот клочок земли, но их рукопашным раздолбали и отогнали батарейцы. Побежав затем к своим орудиям, они начали долбать их из орудий. В воздухе значительная часть нашей авиации, которая бомбовым ударом решала боевой вопрос. Катера «МО» и канлодки довершали успех, <...> одним словом фашистам досталось по десятое число на орехи. Трофеи: 15 раздолбанных барж с вонючим фашистским мясом. Взято в плен 2 единицы — что-то вроде катеров. Убитых фрицев на клочке Сухо четыре, остальные кормят рыб в воде. Наших тоже немного покарябало. Ладожцы дали жизни лахтырям и немцам.
Готовность № 1 продолжается, все на ногах. Трибуц и Чероков лично руководили операциями.
1943
29 января. Приказано: ко дню... летия А. А. Жданова от имени ЛВФ соорудить подарок в виде картины, отображающей эпизод из Суховской операции, к 20.2.43 г.
Сюжетно вопрос изучен. Имеются 2 подмалевка (не совсем удачных). Задание тяжелое, ответственное, благородное, интересное, почетное и прочая, и прочая, и прочая.
Что же происходило на Сухо?
С 18 по 21 октября 42 г. разведка почти не велась ввиду скверной метеорологической обстановки. Поэтому данные о противнике (свежие) не имелись, и о предполагаемом десанте не имели понятия. Флотилия осуществляла «мирную» перевозку грузов Ленинграду и проводила плановую боевую подготовку.
Первые сигналы были получены от постов СНиС об обнаружении ДЕС судов противника в 07.15 22.11.42 г. Постепенно все посты сыграли «полундру». 07.27 в Новой Ладоге объявлена боевая тревога, части и корабли приведены в готовность № 1. <...> Сухо — небольшой каменный островок искусственного образования 90×60 метров. Контролирует вход в Волховскую губу. Подводные камни, рифы. В навигационном отношении опасен.
Маяк. Пара каменных построек, бухта. Сухопутная оборона не предусмотрена, нет проволочных заграждений, не минированы подходы, не полностью оборудованы огневые точки.
Сигнальщиками в 7.10 в расстоянии 30 кабельтовых было обнаружено большое количество кораблей противника, шедших строем фронта курсом Сухо <...> Немедленно сыграна боевая тревога. <...> В 07.15 все суда противника открыли огонь по острову (а что такое огонь этих судов, можно понять, побывав только на острове в этот момент. По трофеям предположить можно, что это невероятное насыщение арт. средствами) — 88-мм орудия и счетверенные 20-мм автоматы. Сопровождают 8 самолетов. Сбито антенное устройство радиостанции, поэтому донести на материк не удалось, донесение дали дозорные катера «МО» и ТЩ-100. С дистанции 25 кабельтовых ТЩ-100 и другие «МО» открыли огонь и в 07.17 донесли в штаб ЛВФ.
На Сухо командир батареи приказал открыть огонь по судам противника. Это была единственная команда, так как прямым попаданием 88-мм снаряда маячное здание и наблюдательный пункт, там находившиеся, были выведены из строя. Командир батареи и командир группы батарей были ранены и орудия повели огонь самостоятельно. Не ожидая помощи, так как они не знали, что штаб уже оповещен о диверсии, при отсутствии командиров орлы-комендоры прямой наводкой начали громить суда противника. Несколько удачных попаданий — и три судна горят. Два при подходе сели на рифы. Маяк горит. Все пулеметы выведены из строя, и личный состав то ранен, то убит.
07.50: два Ю-88 произвели бомбовый удар, но в остров не попали. Вода кругом кипит от разрывов. Противник развернул суда дугой вокруг острова и ведет по нему сосредоточенный огонь, идя на сближение, повернув «все вдруг» на остров. Под действием огня гарнизон вынужден уйти в укрытия за исключением личного состава орудий. Командир батареи старший лейтенант Гусев из маяка руководил действием батареи. <...> Катера и надувные лодки противника подошли к острову и начали высадку десанта. Гарнизон острова активно, не щадя жизни, противодействовал высадке оружейным огнем, а батарея била прямой наводкой, пока катера не вошли в мертвую зону. Пулеметов на острове не было еще с начала, и противник, преодолев огневое сопротивление гарнизона, высадился в первом броске до 50-70 человек. При высадке противник нес большие потери, но раненые и убитые немедленно убирались на катера и отходили. 08.15: ТЩ-100 попал в десантный катер, который взорвался. 8.20: противник, укрываясь за камнями и бетонными блоками, широко применяя гранаты, окружил дворики орудий.
Личный состав батарей ведет винтовочный автоматический огонь, переходя в рукопашную схватку. Кое-кто начинает бить бляхами. Противник захватил 5 тяжело раненных наших бойцов и увез на катера, прикрываясь огнем. Попытки отбить их успеха не имели. Противник пытается подорвать наши орудия, но их отгоняют гранатами с маяка. Начинают забрасывать землянки гранатами. 8.32: видимость ухудшилась до 3-4 кабельтовых из-за снега. Суда прекратили огонь. Идет жаркий бой на острове, который объят густым дымом пожара. 09.00: наша авиация нанесла первый бомбо-штурмовой удар по десантным судам к зюйду и весту от Сухо. Отмечены попадания. Под действием огня гарнизона, авиации и кораблей противник начал съемку десанта с острова и подрыв матчасти на поврежденных судах.
9.20: десант противника полностью выбит с острова, оставив при отходе 5 убитых, из них 3 унтер-офицера. Отход судов происходил тоже двумя эшелонами, прикрываясь Хейнкелями, Мессерами, Юнкерсами. <...> Славно поработала авиация: имели место до 4 вылетов за время боя одних и тех же самолетов. Потери. У нас небольшие. Пару самолетов, суда все целы, кроме ТК, севших на мель при обратном ходе (воистину, русский человек в бою храбр и самоотвержен, в быту неосторожен и иногда бестолков). Ну-с, а противник? Противник разгромлен. Этим все сказано.
И вот эту эпопею мне надо изобразить в картине. <...> Тут не эпизод нужен. Тут необходимо образное воспроизведение всего события, а не миг.
Еще раз: разве может сравниться красота и благородство картины с красотой человеческих поступков, с благородством идеи, ведущей нас в бой и приводящей к победе, со значительностью человеческих отношений. Картина — это слабое воспроизведение этих аргументов. Но если картина — это свое овеществленное миро-зрение (так, я думаю, оно и есть), тогда я согласен ценить живопись. Надо говорить: «учитесь у самих себя», учитесь у природы (понимая природу не лес, небо, море, поля, и только, а весь комплекс человеческих взаимоотношений в широком смысле слова). https://www.youtube.com/watch ?v=zv1uuCP3…
#РусланТихомиров #режиссёр #актёры #маяк #сёмки #кино #праздник #островСухо #ладога #Санкт-Петербург https://boomstarter.ru/projects/973082/170926#content
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев