25 лет со дня трагедии «Курска»
========================================
Эта трагедия унесла жизни 118 человек. В нескольких городах России открыты мемориалы погибшим подводникам. Гибель «Курска» стала крупнейшей катастрофой в истории отечественного подводного флота. Она вскрыла много системных проблем. На начальных этапах расследования рассматривались 18 рабочих гипотез. Однако история до сих пор овеяна различными мифами.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОДЛОДКИ «КУРСК»
В 1992 году в городе Северодвинске на северном машиностроительном предприятии была заложена атомная подводная лодка (АПЛ) К‑141 проекта «Антей». Её главными конструкторами были Игорь Баранов и Павел Пустынцев.
Весной 1993 года подводную лодку назвали «Курск» в честь победы на Курской дуге. В мае 1994 года лодка была спущена на воду, в декабре того же года принята в эксплуатацию.
С 1995 по 2000 год АПЛ «Курск» входила в состав Северного флота РФ. Лодки этого класса считаются самыми эффективными в мире многоцелевыми атомными подводными ракетоносными крейсерами (АПРК).
Технические характеристики атомной подводной лодки К-141 «Курск», класс «Антей» (Оскар‑II по классификации НАТО), проект 949А:
— длина — 154 м;
— ширина — 18,2 м;
— осадка — 9 м;
— Рабочая глубина погружения — 520 м;
— Предельная глубина погружения — 600 м;
— количество отсеков — 10;
— экипаж: 107 (в катастрофе погибло 118 человек);
— Ракетное вооружение — 24 ПУ крылатых ракет комплекса П‑700 «Гранит» (SSN‑19). Вес ракеты — 6,9 тонны. Дальность полёта — 555 километров. Скорость 1,5 Маха. Ракеты с атомным боезарядом согласно Договору по СНВ сняты с кораблей.
— способна ложиться на грунт, автономность — более 120 дней.
В декабре 1996 года командиром АПЛ «Курск» был назначен капитан 1 ранга Геннадий Лячин.
КОГДА ПРОИЗОШЛА ТРАГЕДИЯ НА ПОДЛОДКЕ «КУРСК»
Подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море 12 августа 2000 года в результате катастрофы, которая произошла во время учений. Трагедия унесла жизни 118 человек, которые находились в тот момент на её борту. Позднее останки некоторых смогли найти, подняли на поверхность и захоронили.
ПРИЧИНА ТРАГЕДИИ
Официальная причина трагедии — взрыв торпеды. Почему это произошло — до сих пор неизвестно. Без ответов остаются и другие вопросы: сколько времени оставались в живых моряки, запертые в девятом отсеке подлодки, и можно ли было их спасти.
«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10—20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников».
Это одна из четырёх записок, которые обнаружили у погибших на «Курске». Судя по ним, после нескольких взрывов подлодка легла на грунт, 23 уцелевших моряка собрались в девятом кормовом отсеке и до конца боролись за жизнь. Они надеялись на спасение. Трагедия в Баренцевом море шокировала страну.
Сразу же после трагедии появились версии, что в «Курск» могла попасть торпеда иностранцев. Многие тогда верили в эту версию. Даже бывалые моряки её не отбрасывали, пока всё не проверили, пишет «Комсомольская правда».
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
В последнее воскресенье июля 2000 года проходил военно-морской парад в честь Дня ВМФ, в котором принимал участие «Курск». После праздника подлодка должна была проходить флотские учения, где отрабатывалось взаимодействие авианосно‑манёвренной группы.
10 августа 2000 года АПРК «Курск» вышел в район учений. На борту были члены экипажа, офицеры штаба дивизии, военпред и инженер с завода «Дагдизель».
Крейсер загрузили штатным вооружением: 24 ракеты «Гранит», две из которых были практические, 20 боевых, одна практическая торпеда калибра 533 мм, две боевые и одна практическая торпеда калибра 650 мм.
11 августа «Курск» выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит», ушёл под воду и направился в район, где планировались торпедные стрельбы. На переходе командир подлодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин держал связь с командным пунктом.
12 августа в 06.00 лодка заняла назначенный район, куда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с тяжёлым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий».
В 08:35 «Курск» нанёс условный удар полным боекомплектом ракет по этим кораблям. В 08:51 командир Лячин доложил об этом, а также о готовности к торпедным стрельбам, на командный пункт Северного флота. Это было его последнее донесение.
В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» наблюдали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке. В 11:30 они зафиксировали другой звук, похожий на подводный взрыв, затем корпус корабля испытал мощный гидродинамический удар, однако командование не придало этому значения.
В 14:12 корабли, которые выступали в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, где находилась лодка, и легли в дрейф. Все ждали, что К-141 всплывёт для доклада о стрельбе, но этого не произошло. Тогда в небо подняли вертолёты.
В 15:25 «Пётр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи. В воду начали сбрасывать взрывпакеты — это был сигнал подводникам о немедленном всплытии.
Только в 17:20 определили готовность к выходу в один час спасательному судну «Михаил Рудницкий». Но спасатели вышли в море только через восемь часов.
Примерно в 23:30 командование Северного флота официально признало, что на «Курске» произошла авария.
По данным следствия, 12 августа в 11 часов 28 минут в первом отсеке подводного крейсера К-141 «Курск» взорвалась практическая торпеда, которую приготовили к учебной стрельбе. Через пробоину в отсек под огромным давлением хлынула вода, и судно пошло ко дну под углом 30 градусов. Лодка врезалась в грунт и пропахала его носом, после чего замерла в горизонтальном положении.
Спустя 35 секунд после остановки на грунте произошёл второй взрыв. Он оказался более мощным и мгновенно погубил всех, кто находился во втором и третьем отсеках. Две массивные межотсечные переборки сорвались с места и прошлись по отсекам, как пресс.
Примерно через десять минут погибли и те, кто находился в четвёртом, пятом и пятом-бис отсеках.
«Тогда капитан-лейтенант Рашид Аряпов намертво задраивает переборку между шестым и соседним отсеками, пятым-бис», — цитирует «Лента.ру» сооснователя и руководителя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитана 1-го ранга Игоря Курдина.
Члены экипажа, которым удалось выжить, всего 24 человека, собрались в девятом кормовом отсеке. Там был оборудован специальный аварийно-спасательный шлюз для эвакуации. С собой они взяли гидрокомбинезоны, водолазное бельё, все дыхательные аппараты, а также банки с пластинами для регенерации воздуха. Командование принял капитан-лейтенант Колесников.
Запасов кислорода, воды и пищи им должно было хватить на 8—10 суток. Но судмедэксперты, проводившие вскрытие тел, заключили, что моряки девятого отсека прожили не больше четырёх с половиной часов, максимум восемь часов после взрывов.
«Мне такая версия не кажется убедительной, поскольку с ней не согласны другие авторитетные специалисты. Анализируя информацию, в том числе и о стуках из девятого отсека, следует считать, что подводники в нём оставались живыми как минимум до четырёх утра 13 августа», — говорит Игорь Курдин.
По его мнению, подводники были живы 16,5 часа и могли продержаться ещё дольше. Запасы пищи и воды были почти не израсходованы. Всё указывало: случилось что-то ещё. В частности, есть предположение, что при перезарядке установки для регенерации воздуха кто-то из подводников уронил несколько пластин В-64, поэтому произошёл взрыв. Три человека погибли от него, остальные 20 задохнулись. Огонь выжег весь кислород в отсеке.
СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ПОГИБЛО
На борту находились 118 подводников, после потопления субмарины из них оставались в живых 24 человека. Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников оставил записку с именами 23 матросов, которые находились в турбинном зале на корме лодки. Их тела были обнаружены водолазами 21 августа — спустя девять дней после аварии.
Взрывы унесли жизни бóльшей части экипажа. Те, кто выжили, ждали помощи в кормовом отсеке. Они стучали, чтобы их услышали, но никто им не ответил. Подводники надеялись и на самих себя, намереваясь самостоятельно покинуть подлодку и всплыть на поверхность. Это предписывает инструкция по выходу из затонувшей подводной лодки. Её обнаружили в руках у одного из погибших моряков.
«Из этого отсека, где они находились, действительно можно выйти на поверхность. Там находился спасательный люк. Но в Баренцевом море для свободного плавания очень низкая температура. Плюс к этому ветер и волны — тебя унесёт, и никто больше никогда не найдёт», — пояснил Игорь Курдин.
Он отметил, что самой главной проблемой был доступ к воздуху. Подводники использовали аварийную систему регенерации. Это простая установка, в которую нужно вставлять пластины В-64, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород. Однако, если кусок такой пластинки бросить в воду, то она вмиг вскипает. Пластины меняются примерно через восемь часов. В момент перезарядки пластин что-то случилось. Три тела офицеров, проводивших перезарядку, сильно обгорели. У остальных были закопчённые верхние дыхательные пути. По мнению Кудрина, на пластины попала капля масла или воды, либо на подволоке скопился конденсат, и установка вспыхнула.
ТОРПЕДА 65-76 «КИТ»
По официальной версии катастрофы, изложенной в отчёте генерального прокурора РФ Владимира Устинова, причиной гибели АПЛ «Курск» стал взрыв торпеды 65-76А. К этому привела утечка компонентов топлива уникального боеприпаса. После взрыва топлива на «Курске» загорелись и взорвались другие торпеды «Кит» в первом отсеке.
Глава отдела перспективного планирования концерна «Гидроприбор» Глеб Тихонов рассказал, что торпеда 65-76А калибра 650 миллиметров является самой мощной и не имеющей аналогов в мире. Снаряд подлодки был способен потопить авианосец.
Торпеда 65-76А «Кит» была создана в 1970-х годах, а её последняя модификация поступила на вооружение ВМФ СССР в 1991 году. По словам Тихонова, ни один флот западных стран не использует торпеды калибром более 553 миллиметров.
В комплект «Кита» входят три торпеды и один прибор гидроакустического противодействия. Кроме того, торпеда «Кит» уникальна по своим характеристикам скорости, дальности хода и запасу взрывчатых веществ. У ближайшего аналога «Кита» — американской торпеды Mark-48 — дальность хода в два раза меньше, отметил эксперт.
«Торпеда была изготовлена на заводе в Алма-Ате. Сделали серию — десять единиц. Через какое-то время выяснилось, что торпеды текут по сварным швам. Командованию разослали документ, в котором говорилось: отозвать боевые торпеды, отправить их обратно на завод, слить топливо, произвести рентгеноскопию, переварить швы, заправить и вернуть. Слово ключевое здесь — „боевые‟. Поэтому девять из них отправили, а одну — она считалась „учебной‟ — оставили», — рассказал «Комсомольской правде» Игорь Курдин.
Проблемы начались, когда торпеду загрузили в торпедный аппарат. Перед самой стрельбой в ней повысилось давление. Позднее генеральный прокурор РФ уточнил время: торпеда взорвалась в 11 часов 28 минут 26 секунд в торпедном аппарате №4.
В феврале 2002 года экс-министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов заявил, что решением командования ВМФ России торпеды семейства 65-76 сняты с вооружения. Командующий военно-морского флота РФ Владимир Куроедов заявил, что торпеды «Кит» не оправдали возложенного на них доверия ВМФ. На вооружение их возвращать не будут.
Президент России Владимир Путин в марте 2018 года подчеркнул, что причиной катастрофы атомной субмарины «Курск» стало «общее плачевное состояние вооружённых сил». Глава государства отметил, что поначалу даже не были понятны масштабы той страшной катастрофы.
КАК СПАСАЛИ ПОДЛОДКУ «КУРСК»
Спасательная операция длилась с 12 до 20 августа. Когда люк подлодки вскрыли, все члены экипажа были уже мертвы. До сих пор есть версии о том, что выживших можно было спасти, если бы Россия запросила помощи у англичан. Тогда моряков якобы сразу могли подняли на поверхность.
Однако оставшийся экипаж прожил только восемь часов. Россия несколько дней пыталась проводить спасательные операции собственными силами, но безрезультатно. 16 августа РФ всё же решила допустить к спасательной операции иностранцев. На подготовку ушло ещё несколько дней, и только 20 августа английские и норвежские водолазы смогли прибыть к месту трагедии. К тому моменту спасать было уже некого...
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОДЛОДКИ «КУРСК»
К-141 «Курск» был двухкорпусной лодкой цилиндрической формы с десятью отсеками. Такие лодки на флоте называют «батонами» и «убийцами авианосцев».
Именно атомные подводные лодки серии 949 представляли основную угрозу для американских ВМС, поэтому они стали предметом торга между Россией и США. К 1 марта 1995 года, когда «Курск» вошёл в состав Северного флота, его боевой потенциал снизили. Ракеты и торпеды были лишены тактических ядерных боеголовок. Спустя примерно год из боевого состава вывели для утилизации К-525 «Архангельск», а в 1998-м — К-206 «Мурманск».
В марте 1999-го начались бомбардировки Сербии, тогда с августа по октябрь «Курск» в одиночку нёс боевую службу в Средиземном море. Отечественный военно-морской флот к тому времени уже не занимался подобными манёврами. Он лишился прежних баз, средств и целей.
ПАМЯТЬ И МЕМОРИАЛЫ
В Санкт-Петербурге над морскими волнами, высеченными из камня, застыла в полёте птица. Немного дальше — венок, лежащий на воде. Может показаться, что это один монумент, но всё же это два разных памятника: птица посвящена экипажу «Курска», венок — погибшим в 2019 году подводникам «Лошарика».
Ещё один мемориал открыт в Мурманске, на спуске между улицей Челюскинцев и проспектом Героев-Североморцев около храма Спаса на водах. В состав мемориального комплекса «Морякам, погибшим в мирное время» вошла рубка атомной подводной лодки «Курск».
Памятник открыли 26 июля 2009 года в День военно-морского флота. В 2001 году в результате крупномасштабной международной операции подлодка была поднята со дна моря, доставлена на завод в Росляково (ныне район Мурманска), затем её переправили в Снежногорск для утилизации. Единственное, что было сохранено, — рубка подводной лодки.
В Москве открыт мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск». Это произошло 12 августа 2002 года, в день второй годовщины гибели корабля. Монумент высотой 4,5 метра носит название «Скорбящий моряк», он установлен на улице Советской Армии, справа от входа в Центральный музей Вооружённых сил. Памятник изображает моряка, держащего в левой руке бескозырку и повёрнутого вполоборота вправо. Позади него размещена подводная лодка, направляющаяся на погружение; её контуры повторяют силуэт затонувшего корабля. Постамент выполнен в форме стилизованного Андреевского флага.
В посёлке Тим Курской области есть улица Некрасова. Она названа в честь родившегося и выросшего здесь, но так и не вернувшегося домой из последнего похода «Курска» матроса Алексея Некрасова. После учебки Алексей Некрасов планировал поступать в военно-морское училище, но ему сказали, что сначала нужно отслужить срочную. Так Алексей попал матросом на подводную лодку.
В городе Курске, в честь которого была названа подлодка, работает музей в средней школе №18. По команде экскурсовода в зале без окон гаснет свет, как в августе 2000 в девятом отсеке. В полной темноте едва заметно мерцает табло прибора, который доставили сюда с подлодки. Их делали фосфоресцирующими, чтобы показания можно было увидеть даже при отказе всего освещения. При таком призрачном свете моряки писали свои последние записки со дна моря.
В самом Курске покоятся 12 членов экипажа. Всего на АПРК «Курск» погибли семь курян, один из них захоронен в Подмосковье.
Все 118 членов экипажа подлодки удостоены посмертно орденов Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.
Фото — по ссылке.
Виктория Ахремчук
ИА «Антифашист»
12.08.2025
#Россия #ВооружённыеСилы #ВМФРоссии #История #ДеньВИстории #Происшествия #Расследования #Мнения #Версии #КнигаПамяти
#af https://antifashist.online/item/rvanaya-rana-na-serdce-rossii-25-let-so-dnya-tragedii-kurska.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев