Наперебой перечисляются вымирающие профессии: банковские работники, турагенты, нотариусы, риэлторы, бухгалтеры. Покушаются даже на переводчиков, учителей, врачей-диагностов.Искусственный интеллект пугает нас тем, что в перспективе он исключает пресловутый «человеческий фактор», в то время как на безошибочность человека мы положиться не сможем.
Но не стоит забывать, что о «человеческом факторе» речь может идти не только в случае врачебных ошибок, катастроф и слабой компетентности среднестатистического работника. Этот фактор — ещё и особый аспект нашей социальной действительности, то, что делает нас обществом.
В сфере услуг человеческий фактор — это вежливость и внимание специалистов, вызывающих доверие и проявляющих эмпатию (или хотя бы её успокоительную иллюзию). В образовании человеческий фактор — это харизматичный педагог, который передаёт своим ученикам не сухую информацию, а полноценный опыт. Перечислять можно бесконечно — даже представляя себе самое высокотехнологичное общество, нам хочется верить, что коммуникация между людьми останется.
Можно даже сказать, что чем технологичнее общество, тем выше ценится человечность, и потому сегодня мы всё больше говорим о так называемых soft skills, гибких навыках. Что это такое?
В отличие от hard skills, жёстких навыков, имеющих прикладной характер и чёткое назначение (навык вождения авто, навык программирования и т.д.), soft skills — это неспециализированные навыки, они надпрофессиональны, но при этом от их уровня развития зависит успех решения многих профессиональных задач. Особенно это касается тех задач, что мы решаем в коммуникации с другими — а сотрудничество есть основа всех современных экономических, политических, экологических и культурных проектов.
Вот некоторые из наиболее востребованных сегодня гибких навыков:
Коммуникация: умение общаться адекватно коммуникационной ситуации; считывать намёки и жесты; находить точки соприкосновения собеседником; грамотно начинать и завершать общение; договариваться; подводить итоги разговора.
Эмоциональный интеллект: умение распознавать чужие эмоции и демонстрировать свои; артикулировать то, что чувствуешь; налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности.
Работа с информацией: умение собирать, анализировать и оценивать новую информацию; задавать нужные вопросы; пересказывать своими словами без искажений; ориентироваться в широком информационном поле современного мира.
Аргументация: умение формулировать своё мнение; взвешивать «за» и «против» в той или иной ситуации; обнаруживать противоречия и логические нестыковки; мыслить критически.
Системное мышление: умение планировать; ставить промежуточные и конечные цели и реализовывать их; анализировать сложные ситуации; находить оптимальные решения.
Мотивация: умение мотивировать себя и своих подчинённых; понимать чужие мотивы и намерения; преодолевать препятствия и кризисы.
Это только некоторые из soft skills, но, как видите, они представляют из себя единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. В этом одно из фундаментальных отличий работника-человека от работника-машины — последний может в совершенстве выполнять конкретную задачу, может обучаться и демонстрировать отдельные «человеческие» качества, но весь комплекс гибких навыков ему недоступен.
Источник: https://newtonew.com/school/svoy-sredi-chuzhih-deti-i-tehnologii
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев