3 января 1943 года было опубликовано распоряжение командования группы армий «А» о начале отхода с территории Терека всех казаков Войска Терского и горцев, желавших эвакуироваться вместе с частями Вермахта. Начальником штаба по эвакуации был назначен комендант Пятигорска генерал Вермахта Мержинский. Беженцев оказалось неожиданно много. Маршрут многотысячной эвакуировавшейся массы людей пролегал по проселочным дорогам от Моздока и осетинского села Эльхотово на станицу Прохладную, от Пятигорска через станицу Невинномысскую на Армавир, от Георгиевска через Моздок, Кизляр, на Армавир и от Кисловодска через станицу Баталпашинскую на Кропоткин. У Кропоткина немцы заворачивали беженские потоки на запад к Краснодару. Туда же стремились беженцы из Ставрополья.
В январе - марте 1943 г. на 16-километровой песчаной полосе Чушка на севере Таманского полуострова нашли пристанище, по немецким данным, почти 120 тыс. беженцев, среди которых насчитывалось более 80 тыс. казаков, казачек и их детей, отступивших вместе с немцами с Северного Кавказа, Ставрополья и южной Кубани. При этом они подвергались бомбардировкам с воздуха. Любопытно, что, по свидетельству итальянской печати в воздушном прикрытии Чушки и Кубанского предмостного укрепления принимали участие две истребительных и бомбардировочная казачьи авиаэскадрильи, правда, остается до сих пор неизвестным, какими кадрами они были укомплектованы. Русские добровольцы и перебежчики в первой половине 1943 г. на Кубанском предмостном укреплении получали следующие суточные нормы довольствия: хлеб - 700г, мясо - 125 г, масло сливочное - 40 г, повидло - 125г, кроме того - сахар, горох, макароны и т. д. В феврале - марте 1943 г. в течение трех недель в Крым с Таманского полуострова под прикрытием германских и румынских кораблей были переброшены более 100 тыс. беженцев, в основном в район Керчи. Через сеть КПП после кратковременного отдыха они направлялись к Перекопу, откуда двигались на Херсон, ставший местом сбора донцов, кубанцев и терцев. Небольшая часть эвакуируемых строевых казаков не покинула пределы Крыма, а влилась в мелкие казачьи формирования и крымско-татарские батальоны, в составе которых участвовала в боях на Крымском полуострове весной 1944 г. После взятия Крыма войсками Приморской армии все русские добровольцы, служившие при 98-й, 73-й, 50-й пехотных дивизиях, а также при других частях Вермахта, были расстреляны на мысе Херсонес. Не исключено, что среди них могли быть и казаки…
Массовое перемещение казаков с территории Области Войска Донского началось еще в середине декабря 1942 г. Все транспортные артерии: станица Боковская - ж/д ст. Миллерово, ж/д ст. Мальчевская - Ворошиловград, станица Морозовская - станица Ермаковская - Сулин - Чистяковка - Макеевка, станица Цымлянская - станица Раздорская - Новочеркасск - Ростов-на-Дону и др. оказались забиты эвакуировавшимися. Повсеместно возникали пробки и заторы. Бросаемый немцами и румынами гужевой транспорт мгновенно забирался казаками. Для полноты картины упомянем о сильном морозе, непрерывных бомбардировках с воздуха, пожарах станиц и куреней...
С конца января 1943 г. из строевых казаков и мелких казачьих подразделений по приказу Клейста спешно формировались кавалерийские и пластунские части, которые уже в феврале 1943 г. вводились в бой против советских войск 2-й гвардейской армии. Это было важно, тем более что за двое суток до штурма Новочеркасска, 10 февраля, полковник Оринеску, командир одной из пехотных румынских дивизий, заявил коменданту города полковнику Грюнвальду, что румыны покидают Новочеркасск, «так как солдаты будут бунтовать», а поэтому им принято решение отозвать всех румын из города и продолжать далее марш на запад. В пригородных и уличных боях за Новочеркасск 13 февраля совместно с 79-й пехотной дивизией Вермахта и прочими сборными частями участвовали 1-й Донской казачий полк Походного Атамана полковника С. В. Павлова (около 900 человек), казачий боевой отряд Абвера № 201 полковника Т. К. Хоруженко (около 1 тыс. человек) и еще приблизительно до 2 тыс. неорганизованных казаков. Яростные бои шли в предместье Хутунка и за паровозостроительный завод «Локомотив», при этом один раз три конных сотни из полка Павлова атаковали в конном строю, добившись тактического успеха. Можно с уверенностью утверждать, что это уникальный эпизод в истории Второй мировой войны: в конном строю кавалерия одержала победу, контратаковав вооруженную ручным автоматическим оружием пехоту. Этот факт признавали и немецкие офицеры, высоко оценив участие казаков в боях за Новочеркасск.
Понеся серьезные потери (не менее 30-40% от личного состава полка), Павлов во главе беженских колонн покинул Новочеркасск вместе с немцами 13 февраля и двинулся по направлению к Матвееву Кургану. В пути к Павлову присоединился со своей колонной войсковой старшина Греков - атаман станицы Грушевской. Прикрывали отступление Вермахта и казаков из Новочеркасска отряд Абвера № 201 Хоруженко и германский отряд Абвера № 202 (более 600 человек) гауптмана Вальтера. Оторвавшись от противника, Хоруженко пошел на Донбасс. Павловцы сумели эвакуировать Провальский конной завод есаула Г. И. Копылова, поголовье которого насчитывало около 4 тыс. кобыл и 50 кровных жеребцов-производителей. Завод, охранявшийся 260 казаками и калмыками, двинулся на Днепропетровск
Активное участие в боях за Ростов-на-Дону в ночь с 13 на 14 февраля, особенно за завод «Ростсельмаш», принял 17-й Донской казачий пластунский полк войскового старшины Т. Г. Бударина. Полк потерял не менее З60 человек убитыми и ранеными, в том числе был убит и командир полка. Утром 14 февраля бударинцы оставили Ростов-на-Дону и начали отступление в направлении на Таганрог. Арьергардное прикрытие осуществлял Отдельный казачий конный полк полковника Шведова, сформированный в апреле 1942 г. под Харьковом и входивший в состав Восточных войск. С января 1943 г. эта часть отступала по маршруту: станица Мечетинская - Ростов-на-Дону - хутор Синявский - Решетиловка - р. Миус и заняла позднее участок побережья между Мариуполем и Таганрогом на так называемом Миусском фронте. Полковник Шведов погиб на фронте в конце 1943 г. На Миусском же фронте немцами был сформирован 6-й Семигорьевский казачий пластунский полк, участвовавший в боях к северо-востоку от Таганрога. Наконец, самую большую популярность на Миусском фронте приобрел 1-й Донской казачий конный полк Донского Атамана генерала от кавалерии графа М. И. Платова (встречается название 1-й Атамана Платова казачий полк), находившийся в феврале 1943 г. под командованием полковника И. С. Луизова и дислоцировавшийся у ж/д ст. Чистяковка. Полностью экипированный и обмундированный в форму Войска Донского, полк насчитывал до 1,5 тыс. человек. Указанная часть заслужила многие отличия и в июне вошла в состав 1-й казачьей дивизии.
Клейст систематически пополнял и казачьи формирования, участвовавшие в боях за Кубанское предмостное укрепление, а также отдельные казачьи гарнизоны в Крыму. Общее число казаков Войска Кубанского, сражавшихся в подчиненных Клейсту частях и находившихся в крымских гарнизонах, весной 1943 г. составило около 9 тыс. человек. В Симферополе для них издавались две газеты…
Эвакуировалось на Украину через Сталино - Матвеев Курган - Таганрог - Мариуполь - Чушку (Таманский п-ов) - Керчь с 25 января по 20 февраля 1943 г.
(мужчины, женщины, дети):
135850 — донские казаки
93957 — кубанские казаки
23520 — терские казаки
11865 — казаки с территории Ставрополья
31578 — представители народов Северного Кавказа
15780 — калмыки
Итого: 312 550 чел.
Зарегистрировано в штабе формирования казачьих войск Кубани, Терека и Дона в период с 10 июля по 10 октября 1943 г.:
71 368 — казаков
4432 — казачек
1674 — казачьих детей;
кроме того: 21 341 верховых и упряжных лошадей; 6346 пароконных повозок; 907 одноконных повозок; 148 верблюдов.
Из этого числа отправлено в Млаву на формирование 1-й казачьей дивизии - 11358 человек, определены на формирование казачьих частей в составе Восточных войск Вермахта - 11780 человек, выделены в распоряжение этапных германских комендатур - 7656 человек, отправлены во Францию в распоряжение организации ТОДТ - 12 707 человек, а также вместе с последними 3536 казачек и 518 детей, 9084 упряжные лошади, 3706 пароконных повозок, 396 одноконных повозок.
Историк Кирилл Михайлович Александров из книги «Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели: Сборник статей и материалов».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 30