«Терпение и кропотливый труд,
Желание, усердие, старание,
Известно всем, «все перетрут»,
Коль будем речи уделять внимание "
(Конищева О. Д.)
В настоящее время все больше отмечается детей с нарушениями речи. Во многих дошкольных учреждениях открыты логопункты, где оказывают коррекционную помощь детям с различными речевыми нарушениями.
ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА!
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.
К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку», имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц, а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5–5,5 года.
К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т. д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи. В дальнейшем возрасте, при полноценном педагогическом обучении, происходит совершенствование всех компонентов речевой системы. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье.
- Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы.
- Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
МОЖНО ЛИ САМИМ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА БЕЗ ПОМОЩИ ЛОГОПЕДА?
Труды родителей или других близких людей в развитии речи ребенка играют несомненно важную роль. В настоящее время разработано множество методических пособий, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к специалисту. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Важно придерживаться следующих правил:
- особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки и в этом вам помогут пособия известных ученых-методистов таких, как:
- Солнцева В. А., Белова Т. В. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников»;
- Т. В. Белова, В. А. Солнцева «Готовимся к школе - развитие речи, пространственных представлений и двигательных навыков детей 5–7 лет»;
- З. Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»;
- О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева «Логопедические упражнения»;
- И. Ю Синицына. Логопедическое пособие в стихах. «Буду чисто говорить»;
- А. И Максаков., Тумакова Г. А. «Учите, играя»;
- Г. С Швайко. «Игры и игровые упражнения для развития речи";
- М. Ф Фомичева. «Воспитание у детей правильного произношения»;
- О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина «Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»;
- Г. А Киселева. «Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет»;
- О. А Новиковская. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет»;
- О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда».
#Логопедия #ДомашнийЛогопед #Логопед #Родителям #ЛогопедияДляВсех
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев