Жетыру (семь родов) – этническая группа в составе Младшего жуза казахов, компактно проживающая в северных районах Актюбинской, юго-западных районах Кустанайской, северо-восточных районах Западно-Казахстанской областей Казахстана и смежных районах Оренбургской и Челябинской областей РФ. Отдельные группы проживают дисперсно в Южном Казахстане и Узбекистане. Впервые о них писал А. Левшин: «Малая Орда состояла прежде из сильного рода алчин и семи малых родов, которые Тауке-ханом соединены в поколение семиродцев: рамадан, кердери, джагабайлы, тама, табын, кереит, телеу». Подобные «числовые» по названию объединения хорошо известны среди кочевников – у половцев «етыоба» (етобичи, четеевцы в древнерусских летописях, едисан – у ногайцев).
Жетыру состоит в соответствии со своим названием из семи племён: Тама, Табын, Кердеры, Кереит, Телеу, Рамадан и Жагалбайлы. Данный союз племён образовался под фактической властью Абулхаир-хана и им же возглавлялся. Основным «фронтом» этого союза была война с калмыками. Эта война между кочевниками шла за пастбища, то есть за возможность жить. И потому она была непримиримой. Поэтому и сам Абулхаир был наиболее непримиримым врагом для калмыков и для джунгар. Напомним, что он был единственным казахским властителем, не признавшим джунгарского подданства и отказавшимся от какого-либо альянса с ними. Такой была не только его личная позиция, но таким было и требование Жетыру. Примирение с калмыками означало для них отказаться от своих пастбищ…
***
Когда и откуда появился сам союз Жетыру?
Как мы знаем, народы не появляются из ниоткуда и не исчезают в никуда. Стало быть, у союза Жетыру были прародители. Так кто они?
Рассмотрим краткую предысторию. На ту пору началась эпоха «сжатия» Тюрко-туранской цивилизации кочевников и её периферии. Уже пали Казанское, Астраханское и Сибирские тюркские ханства. В Башкирии почти сто лет шла война с Россией (закончившаяся только к 1755 году признанием за башкирами особых прав, во многом аналогичных казачеству). На период появления Жетыру (приблизительно, 1723 годы Актабан-Шубырынды и 1730-е годы реконкисты казахских земель Абулхаир-ханом), восстания в Башкирии не прекращались.
А как известно, Абулхаир дважды был и башкирским ханом. Потому-то он сам лично дважды с мечом в руках нападал собственно на саму империю, вторгаясь в казанскую губернию. Эти факты «указывают» на тесные связи Абулхаира, Жетыру и башкир, намекая на родство двух последних. И всё же, начнём с исходного этногенеза. Откуда и когда появились племена Жетыру. Они появились, оттуда же, откуда вышли и казахи и башкиры, то есть из золотоордынского суперэтноса. Длительное время они проживали чересполосно, едва ли не совместно, но тут появились уральские казаки и вторглись калмыки. Они разорвали связи приграничных племён. И тогда всем бывшим золотоордынским субэтносам пришлось определяться.
***
Под напором Российской империи и её колониальных войск некоторые тюркские роды эмигрировали из Казанских земель и Сибири к казахам. Легче всего было бы сказать, что в их числе были и племена Жетыру, но это было бы неправдой. Правда состоит в том, что некоторые роды лишились своих коренных земель, захваченных калмыками, и оказались разорванными. Часть из них вошла в Жетыру, а часть – в башкирский народ. Такими, родами стали, например, Табын, Тама (Тамьян), Кыпчак (Кыпсак), Жагалбайлы (Ягайбайлы), Таз, Канлы и другие подразделения… Таким образом, смешанный субэтнос, живший на границе двух родоплеменных массивов, вошёл в состав казахов, став их внутренне единым этнополитическим подразделением Жетыру.
Аналогичным образом образовалось смешанное суб-подразделение казахов и узбеков Курама, которое в потом отошло к узбекам. Вот именно так и создавались все новые народы, происходящие из распавшегося суперэтноса Золотой Орды. У них у всех одна матрица… В башкирской этнокультуре существует «симметричное» подразделение Еты-ру. Это – легенда о первом союзе башкир. Но, в отличие от казахов, этот союз состоит несколько из других племён. Сам по себе этот факт подтверждает кочевническую гипотезу о том, что все их государственнические объединения представляют собой этнополитические, а не кровнородственные объединения. Таким же этнополитическим путём, то есть под властью ханов, могли объединиться и жузы, идеология которых развилась из народных легенд…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев