СИМФОНИЯ. Это главный оркестровый жанр: оркестр здесь солирует. Если композитор пишет симфонию, он выражает важные мысли. Серьезная музыка предполагает серьезный хронометраж. В среднем симфония длится от 40 минут до 1,5 часов — примерно одно отделение концерта. Почти всегда она состоит из 4 частей, между которыми нельзя аплодировать. Даже если одна часть длится дольше, чем весь новый альбом Киркорова. Слушать симфонию следует с одухотворенным лицом.
КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром. Вместо фортепиано может быть любой другой инструмент. Концерт — это произведение для солиста, который соревнуется в мастерстве с оркестром. Поэтому можно сказать, что вы идете на концерт слушать концерт. Это тоже достаточно длинное произведение. Чаще состоит из 3 частей и длится все отделение. Хлопать между частями тоже нельзя. Следует слушать с восхищением в адрес солиста.
УВЕРТЮРА и СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА. Эти жанры хороши тем, что они не делятся на части. После окончания можно смело аплодировать. Такие одночастные пьесы для оркестра часто имеют названия, за которыми не всегда понятен жанр: «Ромео и Джульетта» - это увертюра, а «Кикимора» - симфоническая поэма. Длятся в среднем от 10 до 30 минут. Название может подсказать характер: «Ромео и Джульетту» следует слушать с состраданием, а «Кикимору» - с улыбкой.
КАНТАТА и ОРАТОРИЯ. Это произведения для хора с оркестром. Если вы слушаете ораторию, скорее всего, вы пришли на концерт не в первый раз в жизни. Если же это не так — мы вам сочувствуем. Есть и хорошая новость: часто в оратории или кантате есть сюжет. Такие сочинения бывают похожи на аудио версию оперы (оратория Баха «Страсти по Матфею») или посвящены торжественному событию («Кантата к 20-летию Октября» Прокофьева). Хор в них выражает что-то вроде народного собрания. Кантаты и оратории нужно слушать с ощущением патетического подъема.
БАЛЕТ и ОПЕРА. Тут все просто. Характер музыки оркестра здесь всегда зависит от сюжета. В подавляющем большинстве случаев опера и балет длятся два отделения, то есть между действиями есть антракт. Будьте внимательны: бывают и одноактные оперы и, еще более часто, одноактные балеты. Следите за сюжетом.
Напоследок предупреждаем: композиторы — люди оригинальные. Они меняют количество частей в симфониях, придумывают названия для увертюр, пишут концерты на 20 минут. В программке не всегда написаны подробности. Есть смысл посмотреть программу заранее и почитать о произведениях в интернете. Особенности строения и история создания помогут понять смысл музыки и не скучать во время концерта.
Источник: https://vk. com/ korolevorchestra
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев