3 марта – 125 лет со дня рождения русского писателя Юрия Карловича Олеши (1899-1960).
По сравнению с большинством классиков отечественной литературы Юрий Олеша написал не много, но каждая его книга стала событием. Его жизнь напоминает синусоиду – за резким взлётом яркого таланта, который принёс всесоюзную известность, последовал растянувшийся на десятилетия творческий кризис. Когда же имя писателя основательно подзабыли, он вернулся в литературу с новым шедевром, восхитившим уже новое поколение читателей.
Юрий Карлович Олеша родился 3 марта 1899 года в Елисаветграде Херсонской губернии (ныне Кропивницкий), однако после переезда в возрасте трёх лет в Одессу всегда считал себя уроженцем этого города. Отец семейства Карл Антонович происходил из шляхетского сословия. В молодости он проиграл родовое имение в карты, что заставило его пойти в акцизные чиновники. Впоследствии писатель вспоминал, что отец любил кутить, а однажды в пьяном виде едва не устроил стрельбу из револьвера прямо в квартире. Мать Ольга Владиславовна Герлович, как и муж, была родом из Западного края и отличалась красотой и высокомерием.
Дома звучала польская речь, сына называли Ежи, а не Юрием. Олеша вспоминал, что русскому языку и арифметике его научила бабушка Мальвина Францевна. Обладая поэтической душой, она преподала маленькому Юре и первые уроки эстетики, умение восхищаться природой. Родители никогда не имели духовной близости с сыном и не особо интересовались его делами: так, уже в 1939 году Ольга Владиславовна удивилась, услышав от кого-то, что её сын стал известным писателем.
В 1910 году Юрий Олеша поступил в Ришельевскую гимназию, самую престижную в Одессе. Учился он без особых сложностей, считался одним из лучших учеников заведения и окончил его с золотой медалью. Но за порогом школы Олеша менялся. Непоседливый и живой, Юра любил цирк и кинематограф, море и книги, но больше всего – футбол. Как-то он даже забил решающий гол в финале чемпионата городских гимназий. Страсть к этой игре он сохранил и позднее – уже как болельщик.
Окончание гимназии совпало с революционными событиями 1917 года. Радикальные перемены в стране Олеша воспринял с юношеским воодушевлением. Два года в Одесском университете совпали с периодом гражданской войны, поэтому всё вокруг отвлекало от посещения лекций. Юрий учился на юридическом факультете, но, по собственному признанию, сдал только один зачёт и помнил фамилию лишь одного профессора. В 1919 году Олеша бросил университет. «Капитальные знания – из гимназии», – подчёркивал писатель.
Деятельный и талантливый юноша не мог пройти мимо литературы в городе, где красочность языка и бурление жизни располагали к занимательным историям и живописным повествованиям. Литературный дебют Юрия Олеши пришёлся на 1916 год, когда первые его стихи вышли в «Одесском листке». Вскоре в Одессе сложился кружок молодых, дерзких и весёлых писателей, в который входили Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Исаак Бабель и другие. Их отличала романтическая приподнятость стиля, живой язык, неистощимый юмор.
После кратковременной службы телефонистом в Красной Армии в 1919 году Олеша работал в газете одесских железнодорожников «Южный гудок» и харьковском филиале РОСТА. Писал пьески, эпиграммы, фельетоны, набирался писательского опыта. В 1922 году Олеша по примеру многих друзей-одесситов перебрался в Москву. В течение нескольких лет он сотрудничал с газетой «Гудок». Литературный отдел «Гудка» по праву считали первоклассным коллективом – помимо одесситов, в нем трудились Михаил Зощенко, Михаил Булгаков, Константин Паустовский. Под псевдонимом «Зубило» Олеша сочинял стихотворные сатиры и юморески, получившие широкое признание. Лучшие из них выходили отдельными сборниками.
Первым писательским успехом Юрия Карловича стал роман-сказка «Три толстяка», написанный в 1924 году и опубликованный четырьмя годами позднее. Навеянная революционными событиями и фактами личной жизни книга отличалась метафоричностью слова и простодушием изложения. История об оружейнике Просперо, канатоходце Тибуле и девочке-кукле Суок полюбилась миллионам детей. Она не раз ставилась на сцене, а в 1966 году была экранизирована А.В. Баталовым.
В 1927 году к Олеше пришла настоящая известность. Роман «Зависть» сразу привлёк всеобщее внимание. Критики отмечали сочность письма, отменный литературный вкус, энергию текста. В то же время, «Зависть» подняла животрепещущую проблему художника и общества, старого и нового взглядов на мир. Герои книги – Бабичев, Макаров, Кавалеров – отражали разные грани современного существования. Первый представлен энтузиастом социалистического строительства, второй – сторонником создания человеко-машин, третий – поэт по натуре. Последний, самый талантливый, оказался наименее востребованным – под ним Олеша вывел себя. По мотивам романа в 1929 году режиссёр театра им. Евгения Вахтангова А.Д. Попов поставил спектакль «Заговор чувств».
Рассказы «Лиомпа» и «Вишнёвая косточка», пьеса «Список благодеяний», написанные в 1928–1930 гг., укрепили писательский авторитет Олеши. Однако триумфальное утверждение соцреализма в литературе в начале 1930-х гг. напрямую отразилось на его творчестве. Олеша лично осудил ошибки «Зависти» на I Всесоюзном съезде советских писателей, обещая писать в ином ключе, но, по сути, перестал писать вообще.
Юрия Карловича гораздо чаще видели в ресторане Центрального дома литераторов или на футболе, чем на страницах литературных журналов. Спорадические порывы вернуться к перу быстро иссякали, он всё больше превращался в экзотический экспонат из прошлого. Тем удивительнее появление в 1965 году, уже после смерти писателя, цикла автобиографических миниатюр «Ни дня без строчки». Вспоминая на склоне лет свою жизнь – от рождения до печальных минут литературного простоя и забвения – Олеша обрёл прежний звонкий голос и выразительную интонацию.
Важнейшую роль в биографии Юрия Олеши сыграли сестры Суок. Три дочери австрийского эмигранта Густава Суока – Лидия, Ольга и Серафима – находились в эпицентре одесской литературной жизни.
20-летний Олеша увлёкся младшей из сестёр, 16-летней Симой. Она звала его «Ключик», в ответ он звал её «Дружочек». Но светлое счастье улетучилось довольно быстро. Очаровательная Сима оказалась девочкой легкомысленной, способной на необдуманные поступки.
Сначала она ушла от Олеши к одному харьковскому нэпману, затем к поэту В.И. Нарбуту. В дальнейшем её мужьями были литературоведы Н.И. Харджиев и В.Б. Шкловский. Образ Серафимы увековечен Олешей в девочке-кукле Суок из «Трёх толстяков». В итоге писатель женился на Ольге, средней из сестёр. Ради Олеши она развелась с первым мужем, стала писателю верным другом и надёжной опорой. Детей в этом браке не было.
Юрий Олеша скончался 10 мая 1960 года в своей московской квартире от инфаркта миокарда. Прощание прошло без особой пышности: присутствовали лишь родные и близкие. Похоронили автора «Трёх толстяков» на Новодевичьем кладбище рядом с могилой
Э.Г. Багрицкого – давнего друга юности и свояка, некогда женатом на старшей из сестёр Суок Лидии. Долгие годы могила Юрия Олеши находилась в запустении, и только в 2010 году по решению Союза писателей Москвы провели реконструкцию надгробия и привели захоронение в надлежащий вид.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев