В состав имения входило две лесные дачи: «Трубецкой лес» и Михайловский лес», главными задачами которых являлась заготовка и доставка дров в имение и для винокуренного завода. При обеих дачах были организованы небольшие хозяйства птицеводческого направления. Имелись также небольшие земельные наделы для выращивания зерновых культур, картофеля и овощей. Кроме того, при дачах содержались лошади, коровы, овцы, пасеки.
Доходность имения после смерти Кошелева была невысокой из-за несоответствия стоимости строений усадьбы к стоимости земли и лесных насаждений. При Кошелеве усадьба со всеми строениями обслуживала свыше 32 тысяч га земли, а при образовании казённого имения - в 30 раз меньше.
Совершенно очевидно, что многие строения оказались лишними. В связи с этим, Департамент земледелия начал активную работу по вопросу открытия в Песочне кроме функционировавшей там низшей сельскохозяйственной школы ряда учебных заведений пищевой промышленности и винокурения, превратив тем самым Песочню в мощный центр аграрного образования.
Начинания эти не воплотились в жизнь. Мешало отсутствие железной дороги (ближайшая станция находилась в 25 км от Песочни в Шилове). Потом началась Первая Мировая война, затем революция. Большевистская смута во главе со срочно «завезённым» в Россию Лениным боролась за установление Советской власти: толпы людей, ораторы с помутневшим разумом и опустошёнными душами призывали, проклинали, убивали… . Школа была разгромлена. (в 1929 году на базе школы открылся техникум крупного социалистического картофелеводческого хозяйства, ставший позже широко известным в нашей стране Песочинским сельскохозяйственным техникумом).
Песочинское казенное имение совместно со школой решало и ряд специальных задач, как казённого, так и учебного характера:
1. Быть проводником улучшенных приемов сельскохозяйственного производства, применения современной техники, улучшенных семян, пород животных с инвестированием получаемых доходов в развитие самого имения.
2. Обслуживание сельскохозяйственной школы и подготовка базы для открытия здесь других сельскохозяйственных училищ на основе наработанного опыта.
3. Выработка на основе учебного плана школы особой учебной практики, предусматривающей совпадение интересов как учащихся, так и имения.
В отчете о работе школы за 1912 год её главной задачей названо: «подготовление преимущественно путём практических занятий, сведущих и умелых исполнителей по сельскому хозяйству»
Обучение в сельскохозяйственной школе продолжалось 3 года и распределялось на 3 класса. В школе преподавались как общеобразовательные предметы, характерные для двухклассных сельских училищ: русский язык, арифметика, география, отечественная история, геометрия, ботаника, физика, зоология, закон божий, так и специальные: законоведение, организация хозяйства, сельскохозяйственное счетоводство, животноводство, общее земледелие, частное земледелие, садоводство, огородничество, гигиена. Уроки продолжались 55 минут с пятиминутными переменами. Каждый учащийся школы был обязан посещать дополнительные занятия по обучению ремеслам, связанным с изучаемыми отраслями сельского хозяйства: гончарное и плотницкое дело, ткачество, плетение из лозы, цветоводство, дендрология. Учащиеся также были вовлечены в активную научную работу и выступали с её результатами на ежегодно проводившихся сельскохозяйственных выставках, регулярно завоёвывая серебряные и бронзовые медали. На учебно-демонстрационном поле проводилось сортоиспытание 44-х(!) сортов картофеля отечественной и зарубежной селекции, зерновых и кормовых культур. а также отрабатывались агротехнические приёмы их выращивания. Большая работа осуществлялась по ознакомлению и практическому применению сельскохозяйственных орудий: сеялками различных модификаций, сенокосилкой, сноповязалкой, пахотными орудиями, так как все полевые работы производились во многом силами учащихся.
Учёба продолжалась с начала октября до конца марта, затем в апреле следовали переводные экзамены по общеобразовательным предметам, а по специальным – в августе.
В первый класс принимались молодые люди со свидетельствами об окончании курса в двухклассных сельских училищах или в двухклассных церковно-приходских школах, в училищах духовных, уездных и городских.
Ученики разделялись на казённокоштных и своекоштных. Плата за пансионеров составляла 100 рублей в год, за полупансионеров – 50 рублей, Допускались и приходящие учащиеся. Правда, только с разрешения педагогического совета. Обучение приходящих мальчиков было бесплатным.
При школе был интернат. Ученики, как было заведено в дореволюционной России, носили форменную одежду единого покроя: черные блузы с жёлтыми металлическими пуговицами, черные шаровары с зеленым кантом, поддевки с зелёными воротниками и таким же кантом и черные фуражки с таким же зеленым кантом летом, зимой - полушубки и папахи. Всё с логотипами имения. Даже на посуде в столовой имелась надпись зелёного цвета: «Песочинское имение».
В 1911 - 1912 учебном году в школе учились 41 человек, окончили курс – 8 человек. Всего за пять лет до 1912 года было выпущено 48 человек, что свидетельствовало как о сложности обучения, так и строгости преподавателей. Выпускники школы распределялись помощниками уездных земских агрономов, мастерами луговодства, садоводства, конторщиками, культурными надзирателями. Выпускники школы были востребованы в частных и казённых имениях Рязанской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Витебской и ряде других губерний.
Следует отметить, что в сравнении с другими подобными учебными заведениями. Песочинская сельскохозяйственная школа находилась в несколько худших условиях: отсутствовал подготовительный класс, а поступавшие из сельских школ подростки были недостаточно готовы к учению. Кроме того, отсутствовали подходящие для обучения и развития учащихся учебники. Поэтому преподаватели тратили много времени для составления конспектов, особенно для младших классов.
Преподавателями школы состояли лица со средним специальным или высшим образованием, принимавшиеся на работу на конкурсной основе. Управляющий школой Борис Илларионович Ясенецкий, работавший в школе с 1909 года, закончил Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, одно из первых высших сельскохозяйственных учебных заведений, открывшихся в Европе. Находился он в Люблинской губернии Царства Польского. Закон божий преподавал Алексей Степанович Ягодин, выпускник Рязанской духовной семинарии. Находился на службе со дня основания школы – с 1 сентября 1907 года. Преподавателем специальных дисциплин был Василий Иванович Лозовой, закончивший Харьковское земледельческое училище и педагогические курсы при нем. Константин Семёнович Барабошкин также состоял преподавателем специальных дисциплин. Он закончил Московскую земледельческую школу. Преподаватель общеобразовательных предметов, Исай Евграфович Надоров, закончил Алферовскую учительскую семинарию. Медицинскую часть обслуживал Николай Валентинович Дуплицкий, врач Песочинской земской больницы, выпускник Московского университета (!). В школе трудились по вольному найму: унтер-офицер, заведующий ремесленными работами, учитель пения. Обслуживали здание школы швейцар, два сторожа-истопника и две кухарки. Всего штат школы состоял из 13 человек вместе с персоналом.
Своего собственного хозяйства школа не имела. Для практики из угодий имения были выделены специальные участки; 1) для системы культурных растений; 2) для учебно-демонстрационного поля; 3) для учебно-практических занятий. Собственной земли в имении не хватало и в 1911 году была выкуплен земельный участок у притча Троицкой церкви площадью 11,6 га.
Кроме классных занятий, в зимний и летний периоды проводились учебно-демонстрационные занятия в каждом классе: по 4 часа в неделю зимой и по 6 часов - летом.
Согласно Уставу школы практическим занятиям отводилось главное место. Цель практических занятий определялась следующим образом: «1) учащийся должен получить навыки в исполнении сельскохозяйственных работ; 2) практические занятия должны служить дополнением и освещением теоретического обучения; 3) практические занятия должны воспитать у учеников уважение к труду и привычку к трудовому режиму».
Проходя основную сельскохозяйственную практику, ученики 1-2 классов попутно работали на скотном дворе и в саду, 3 класс знакомился со всеми основными отраслями хозяйства имения, а также и с соседними хозяйствами.
Практика для младших учащихся была выстроена таким образом, чтобы соблюсти качество её прохождения и принести максимальную пользу в решении производственных задач имения. Младший школьник не выполнял обязанности подённого работника, а тщательно и интенсивно обучался. Для старших классов практика организовывалась при условии максимального проявления инициативы и учебных навыков.
В этих целях в школе было выделено три специальных участков: 1) для системы культурных растений; 2) для учебно-демонстрационного поля; 3) для учебно-практического поля.
Комментарии 6
Добавлю, что упомянутый в статье Б.И.Ясенецкий был автором двух печатных пособий:
- Краткий курс организации хозяйства / Б.И. Ясенецкий, зав. Песочин. казен. имением и упр. Песочин. с.-х. шк.. — Санкт-Петербург , 1913., 79 с.
- Сельскохозяйственное счетоводство /зав. Песочин. казен. имением и упр. Песочин. с.-х. шк.. — Санкт-Петербург , 1913., 129 с.
Хотелось отметить то что забыли исторически ценное бывшее имение
Кошелевых
Какая красота была построена и содержалась Хозяевами в то время а сейчас посмотри на что похожа все черезчур умными стали и докатились до чего и ничего хорошего не предвидится .