(статья из газеты "Бетлицкий вестник" от 28 мая 2008 года, № 43)
Жизнь стремительно меняется. Река времени течет бурливо и
торопливо, унося в никуда целые культуры и целые цивилизации. А мы все равно
пытаемся плыть против течения этого потока, пытаемся хоть отчасти вернуть ушедшее, исчезнувшее.
105 лет назад – 7 января 1903 года – ушел из жизни наш
земляк, незадачливый мосальский помещик и одновременно мастер русской живописи Петр Александрович Суходольский.
Судьба отвела ему роль художника-первопроходца. Он оказался
в ряду тех деятелей искусства, благодаря которым возник идейный реализм в России.
На его счету немало известных картин, заслуживших высокой
оценки современников. А его бывшая усадьба в д. Петроселье Жерелевской сельской администрации по сей день является исторической гордостью нашего района.
Родился Петр Александрович в 1936 году в родовом помещичьем имении Жерелевской волости Мосальского уезда. Получил прекрасное домашнее образование. В 1857 году поступил в Петербуржский университет, но, чувствуя еще с детства страстное желание к
искусству, перешел в класс пейзажной живописи в Академию художеств, и окончил ее с золотой медалью. Его учителями были известные русские пейзажисты М.Н. Воробьев, Л.Ф. Лагорио, Г.Г. Чернецов.
П.А. Суходольский стал известным в стране и за рубежом
художником-пейзажистом. Он успешно участвовал в российских и международных художественных выставках. За пейзажи
«Буря в Калужской губернии» (1859 г.), «Зимнее утро» (1860) Суходольский получил Малую и Большую серебряные медали, за картину «Вид с Петровского острова» - Малую золотую медаль. Его картина «В Дубках» (1862) и «Болото» (1863) приобрел П.М. Третьяков. За картину «Деревня Желны Калужской губернии» (1864, Государственный Русский музей) Суходольский был удостоен Большой золотой медали.
О его творчестве в 1868-1878 годах в Калужской Губернии мало
данных, так как большинство его произведений этого времени утрачено.
С 1878 года Петр Александрович живет и работает в
Петербурге. За картину «Весенний разлив Оки» (Государственный Русский музей) в 1878 году ему было присуждено звание академика. С 1880 года Суходольский работал, в основном как пейзажист, но обращался и к жанровой композиции: «Обед поденщиц» (1880), «Сцена из крестьянского быта» (1882, Государственный Русский
музей).
Произведения Петра Александровича имеются в собраниях
Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее и других музея России.
Как говорят архивные источники, Петр Александрович получил
по наследству большое родовое имение в сельце Владимирское в полуверсте от дер. Желны. Там он вступил в незаконный брак с девушкой, и они заимели восемь детей (по другим источникам
было десять детей).
Помещик-художник, имея большую семью, постоянно испытывал
материальные затруднения, так как картины сбывались с большим трудом, а имение было малодоходным, поскольку он уделял ему мало внимания.
Мотаясь в поиске средств, Суходольский бросил заниматься
картинами и поступил на службу в Мосальск. Работал председателем съезда помещиков, мировым посредником Мосальского уезда 1-го
участка, помощником надзирателя акционерных сборов, а по имению
предпринимал все, чтобы только дать безбедное существование своей семье. Однако имение обанкротилось.
О себе Петр Александрович говорил: «Работаю с утра до вечера, а денег все нет. Чего, чего я только не делал: одной шарманки не вертел».
Любопытный читатель, желающий узнать о художнике побольше,
может удовлетворить свой интерес сухой справкой из Интернета, основанной на пересказе маленькой статьи вековой давности, опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. Энциклопедии, издававшиеся в советское время, или обходили имя художника стороной, или отзывались о нем не совсем лестно.
Архивные же источники и различные публикации в газетах дают
разнящуюся информацию об это человеке.
Чтобы узнать больше о жизни художника, связанной с дворянским имением в д. Петроселье, я поехала к Е.В. Цыганковой, бывшему
директору Петросельской основной школы. К тому же, дом Екатерины Васильевны стоит сейчас в нескольких метрах от старинного особняка Суходольского.
Работая в школе, Екатерина Васильевна интересовалась у
местных старожилов историей возникновения своей школы, бывшей когда-то усадьбой П.А. Суходольского, его дворянским родом. Делала многочисленные запросы в различные архивы и, в результате, собрала весьма интересный материал.
По ее сведениям, род Суходольских вошел в список
привилегированных дворян 14 декабря 1794 года.
Усадьба отца художника - Александра Суходольского
располагалась в с. Жерелево, на пригорочке, на берегу реки, там, где сейчас стоит дом П.П. Прохоренкова.
Помещик Суходольский имел немало законных детей. А сына Петра ему родила горничная,
работающая в имении.
Супруга помещика была женщиной умной и доброй, а потому
предложила неверному супругу приблизительно следующее – «Сам богат, так сделай, чтобы и невиновное дите жило в достатке» (Эту версию Екатерина Васильевна нашла в одном из архивных
материалов).
За бесценок помещик выкупил в крестьянском банке землю в
районе нынешней деревни Петроселье и начал строить усадьбу для внебрачного сына.
За два года - с 1836 по 1838 дом руками крепостных крестьян
был построен двухэтажный дом с двумя балконами на левом берегу реки Любуши.
Здание строилось на яичных белках, для лучшего скрепления кирпичной кладки. Строительством занимался управляющий Зайцев.
По тому времени он всегда элегантно выглядел.
Ходил в военной форме, в галифе, при шляпе и с тросточкой. Его дом стоял недалеко от строящейся усадьбы, на пригорке.
Первой была построена кухня, находящаяся в нескольких метрах
от здания. В ней готовили еду, а все обеды проходили на первом этаже усадьбы. Верхний этаж был предназначен для приема гостей.
Отопление в доме было печное. Всего 12 печей. Нижние трубы
входили в верхние. В доме также были камины. Внизу здания был большой подвал со сводами.
Вокруг здания Александр Суходольский заложил липовый парк, фруктовый сад, две сосновые аллеи на выходе из усадьбы.
Сосны привозились из Сибири. Они и сейчас украшают
Петроселье своими необычными для нашей местности кронами.
Название деревни – Петроселье, где стоит усадьба известного
художника, пошло от имени Петра Александровича – «Петра селенье».
П.А. Суходольский имел в своем владении 450 десятин земли. В
1903 году после его смерти родственники сдали землю в крестьянский банк.
В усадьбе Суходольского была большая хорошая библиотека, которая после Октябрьской революции постепенно была растащена.
В 1918 году здание усадьбы было отдано под гимназию. Первыми
выпускниками Петросельской школы стали Дмитрий Тузов, Алексей Тузов, Иван Абраменков, Ольга Ульюк, Георгий Тузов,
Иван Себекин, а первым директором школы был Владимир Владимирович Соколов.
Директором Петросельской школы Екатерина Васильевна
Цыганкова стала в 1985 году. К тому времени школа была уже основной (из средней в основною ее перевели в 1976 - 1977 учебном году).
В июне 1985 года в школу приехал хорошо одетый, высокий
молодой человек с планшетом в руках. Он сказал, что прибыл из Москвы и его ведомство берет под охрану все бывшие помещичьи усадьбы. Незнакомец попросил ключи от подвала школы. На вопрос Е.В. Цыганковой, почему на карте плана здания
двери расположены не так, как сейчас школьные, молодой человек пояснил, что это план еще не реконструированного здания. (Надо пояснить, что с приходом директора школы Пилькевича, внутренняя планировка здания школы была переделана и все двери из комнат стали выходить в общий коридор. До этого каждая комната
была изолирована.)
Незнакомец заверил, что останется ночевать в Петроселье. Ему
была приготовлена комната в школьном интернате, но уже вечером на школьном крыльце лежала связка ключей, а молодого человека, как говорится, и след простыл.
После его исчезновения в стене подвала здания была
обнаружена выдолбленная ниша. Все, что было ему надо, незнакомец нашел и унес с собой. Были ли это семейные драгоценности рода Суходольских или что-то еще – об этом теперь можно только гадать.
После закрытия Петросельской школы, здание долгие годы
находилось в запустении. По-варварски в нем были разобраны полы, поломаны все печи и перегородки, выбиты окна. Липовый парк зарос и приобрел неприглядный вид. Некогда добротная помещичья усадьба, с почти полуметровыми по толщине стенами, стала стремительно разрушаться.
И это было до тех пор, пока здание не приобрел в собственность заинтересованный инвестор.
Сейчас оно законсервировано и ждет своей реконструкции.
Липовые аллеи очищены от зарослей и досажены молодыми деревцами. Возможно, что когда-нибудь помещичья усадьба
приобретет свой первозданный вид и еще не одно десятилетние будет радовать потомков своим великолепием.
P.S. На момент написания этой
статьи (а это был 2008 год) действительно возлагались большие надежды на
инвестора, который возродил бы замечательную усадьбу нашего известного земляка.
Но… надежды так и остались надеждами. Здание усадьбы стремительно разрушается, усадьба зарастает… и, видимо, нет никаких перспектив. Печально, ничего больше и не скажешь.
Вера Мартынова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев