✏ (материал "Угличской газеты")📃
Яна Иванилова покорила сердца угличан
Надежда ЛОЖКОМОЕВА Фото Анастасии СУСЛОВОЙ
Настоящим подарком для ценителей музыки стал концерт заслуженной артистки России, лауреата международных конкурсов Яны Иваниловой, состоявшийся в субботу в стенах детской музыкальной школы.
Концерт был посвящён 25-летию пресвитерской хиротонии игумена Николая (Шишкина), благочинного города Углича. Именно благодаря дружбе батюшки с именитой артисткой угличане имели возможность насладиться чудесной музыкой и пением, причём в такой душевной атмосфере.
В программе вечера прозвучали молитвы из опер Верди, Пуччини, а также романсы Рахманинова, Чайковского, Глинки. Нежный лирический голос Яны Иваниловой брал за душу, располагала и её манера общения с залом. Стоит отметить, что очень тонко чувствовал певицу Александр Котовщиков, исполняющий партию фортепиано. Слушатели не хотели отпускать артистку, и она, идя им навстречу, исполнила ещё несколько произведений. Огромные букеты цветов, восторженные крики «Браво!», которые часто были слышны в зале, – свидетельство того, насколько угличане были покорены искусством.
* * *
После концерта Яна Иванилова любезно согласилась дать интервью для наших читателей.
– Яна Леонидовна, вы одна из самых востребованных в России певиц, награждены медалью «За вклад в развитие музыкального искусства», выступаете в лучших концертных залах, с лучшими дирижёрами и партнёрами. Почему согласились выступить в нашем провинциальном Угличе? Расскажите о том, что вас связывает с отцом Николаем.
– Мы с ним знакомы очень давно, ещё когда я занималась вокалом у своего первого педагога Марии Марковны Пушкиной, он занимался у неё передо мной. Эрик Курмангалиев там меня услышал и пригласил в свой первый проект «Орфей и Эвридика». Отец Николай всё это помнит, видел. Он тогда ещё не был в сане, с тех пор мы и дружим. Для меня приезд в Углич – это не рядовое событие. Я люблю его, была здесь несколько раз. Я с большим удовольствием езжу по России. Этим летом, например, была в Рыбинске, на фестивале в Елабуге. Выступала я и на Камчатке, в Магадане, в Сибири –люди у нас чудесные.
– В вашей семье все пели, но всерьёз никто музыкой не занимался. Я прочитала, что вы, можно сказать, случайно в четыре года поступили в музыкальную школу, когда туда пошёл старший брат, а вы потерялись… А он в итоге связал себя с музыкой?
– Нет, он стал военным инженером, работал и на военной киностудии. Но дома он музицирует – играет на фортепиано, любит и петь.
– А дочери пошли по вашим стопам?
– У них чудесные голоса, но в них нет пламенного мотора. Нужно, чтобы человек не мог не петь, тогда эта профессия по нему. А если может без этого жить, то не стоит.
– Вас называют главной российской камерной примадонной. Вы исполняете камерные концерты музыкальных салонов екатерининского двора и пушкинских времён. Как их воспринимает публика?
– Прекрасно, особенно если удаётся петь во дворцах, в тех интерьерах, где всё это исполнялось.
– Одной из ваших любимых площадок является Камерный зал филармонии, невзирая на то, что количество мест там невелико…
– Для камерной музыки не требуется огромных залов, хотя есть помещения с хорошей акустикой, а ощущение интимности можно создать и в большом зале. Этот жанр, к большому сожалению, сейчас подзабыт, поэтому публика не очень знакома с ним. А он чудесный, это ведь музыкальная поэзия.
– В одном из своих интервью вы сказали, что должен появиться театр водевиля и старинной оперы. Почему вы считаете, что он необходим?
– Каждый год в камерном зале я исполняю минимум три новых старинных барочных оперы. У нас накопился огромный объём этих опер, но они идут по одному разу, что очень жалко. Для воплощения этой идеи нужен минимальный ресурс, ведь их можно ставить достаточно малым количеством музыкантов и певцов.
– Кто сыграл свою роль в становлении вас как артистки, певицы, оказал влияние?
– Педагог Валентина Николаевна Левко, Нина Львовна Дорлиак (супруга Рихтера), я училась в Вене у Ингеборг Вамзер, у потрясающего педагога в Монреале (в Канаде) Мари Девалюи. Кроме всего прочего, на меня влияют мои партнёры, с которыми я работаю, а это великие музыканты. Сейчас выступаю с Борисом Березовским, Андреем Коробейниковым – это гениальные люди нашего времени. Благодаря им было внесено столько новых имён в мой репертуар. Вы не представляете, сколько музыки вообще никогда не исполняемой и даже неизданной лежит под спудом. Это трагедия. Есть такой гениальный композитор Николай Голованов, это муж певицы Надежды Неждановой, он был дирижёром симфонического оркестра Большого театра, но его не знают как композитора, никогда не издавали. Масса произведений лежит в рукописях, так что мы ходим по золоту.
– Что вы думаете о моде в музыке, об отношении к классике?
– Классическое искусство дотационное, оно никогда практически не могло выжить на самоокупаемости. Нельзя зарабатывать на культуре, это же входит и в ощущение Родины. Человек, который укоренён в своей культуре, будет любить Родину глубже, сильнее. Неслучайно говорится, что дети, которые занимались музыкой, отличаются от тех, что не занимались. Советскую музыку писали прекрасные композиторы, которые делали это очень профессионально, те песни и сейчас можно петь с огромным удовольствием. А то, что сейчас происходит… Можно не знать классическую музыку, но не любить её невозможно! Это музыка красоты. Наша задача – популяризировать её.
– Как ваш голос справляется с колоссальной нагрузкой? Ведь многие оперные певцы вообще не исполняют камерную музыку.
– Оперу могут исполнять почти все, камерную музыку – нет, это действительно так, это сложнее, чем опера. В этом нет моей заслуги. Кому-то Бог даёт, кому-то – нет. Господь благословил меня петь, что я и делаю. Надо владеть голосом. У меня были отличные педагоги, это не так часто встречается. Сейчас растёт молодое поколение очень талантливых певиц. Я преподаю в Российской академии имени Гнесиных, там есть просто замечательные девочки, так что талантами наша земля полнится.
– Особое место в вашей творческой деятельности занимает камерное музицирование. У вас есть монографические программы. Расскажите, пожалуйста, об этом немного.
– У меня их огромное количество. Лет пять назад мы с Андреем Коробейниковым исполнили все романсы Рахманинова. Это было событие и для нас, и для Москвы. Потом взялись за Чайковского, но в трёх концертах, которые нам были предоставлены, невозможно его всего охватить. Но на то, что редко исполняется, мы сделали и ансамбли, и трио, и дуэты. Я записала целый диск с романсами Катуара. Огромное количество музыки, причём не только русской, но и английской, немецкой, испанской, латиноамериканской. Каждая музыка имеет свою красоту.
– Что бы вы посоветовали начинающим вокалистам?
– Если они напрягаются во время пения, то надо бежать от педагога. Пение должно быть лёгким, очень приятным для тела. Вокалисту нужно ориентироваться на то, что если он поёт легко, если ему комфортно ощущается звучащий выдох, то тогда он на правильном пути. И не кричать! У нас много силовых школ, что портит голоса. Не должно быть напряжения мышц, они должны свободно работать. И саморазвитие. Просто вокального образования недостаточно, чтобы быть музыкантом, надо всё время развиваться.
– Яна Леонидовна, спасибо огромное за приятную беседу и низкий поклон от угличской публики.
Яна Иванилова – заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, удостоена медали «За вклад в развитие музыкального искусства». Знаменитая исполнительница романсов. Её камерный репертуар включает сотни имён европейских и русских композиторов, и это не считая опер, симфоний с вокальными партиями, а также кантатно-ораториальной музыки.
#НацПроектКультура#Культура76#КультураУглич#КультураОнлай#УгличскаяДетскаяМузыкальнаяШкола#ЯнаИванилова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев