Во-вторых, этому способствовал преподавательский состав: учительница, Елизавета Ивановна Пелочевская, имевшая специальное образование, и диакон местной церкви Владимир Михайлович Преображенский, который был не только сослуживцем, но и другом и даже родственником (сватом) священника. Он обучался в Тамбовской Духовной семинарии. Еще до своего перевода в качестве диакона в Старую Казачью Слободу являлся псаломщиком, помощником учителя и учителем в церковно-приходской школе с. Песковатка Липецкого уезда (ныне Петровский район). Имел специальное образование – сдал экзамены на право заниматься учительской деятельностью. За заслуги в деле народного образования награжден серебряной медалью.
Вместе с тем, священно- и церковнослужителями ревностно проявлялась забота и о храме. Так, в отчете о посещении Архангельской церкви епископом Кириллом в 1910 году сказано, что деревянный храм «во имя св. Архистратига Михаила внутри и снаружи имеет приличный вид и содержится в добром порядке. Храм обнесен хорошей каменной оградой; на церковном погосте растет прекрасный сад. Имеется приличный хор певчих, есть и общее пение»82.
В это время в селе было 333 двора, где проживало 1190 человек. Священник и церковнослужители жалованья от казны не получали, а содержались на добровольные пожертвования прихожан. На эти средства содержался и сам храм. Так, годовой кружечный доход в первые 15 лет ХХ века составлял в среднем 400 руб. Кроме этого, к 1913 году имелось три билета госбанка на вечный помин, хранившиеся в Козловском отделении банка на общую сумму 650 руб., с ежегодно отчислявшимся в пользу церкви доходом в 3,5%, которым священно- и церковнослужители пользовались сами.
В пользовании священно- и церковнослужителей находилось 33 десятины полевой земли (из них 8 десятин неудобной) на расстоянии около версты от церкви. Ее доходность составляла 200-250 руб. в год.
Дома, построенные усилиями церковнослужителей в 1865 году, сначала принадлежали церкви, позже они перешли в собственность причта.
Церковно-приходская школа находилась в сторожке, крытой железом. В 1913 году ее здание характеризуется как ветхое. На содержание школы приход ежегодно выделял 30-60 руб. В открытом в 1891 году приходском обществе трезвости, по состоянию на 1910 году состояло 48 человек – довольно большая численность по сравнению с другими приходами. Возможно, именно это послужило причиной того, что при посещении храма архиерей произнес слово именно о пользе трезвого образа жизни.
Архангельский храм был закрыт решением ВЦИК 20 июня 1936 года, с целью переоборудования здания церкви под клуб. Спустя два месяца в адрес райисполкома приходит запрос: переоборудовано ли здание церкви на указанные цели и если нет, необходимо сообщить, чем это вызвано и когда намерены приступить к выполнению решения? Ответ, направленный в Москву в начале ноября 1937 года, гласил, что из материалов закрытой Старинской церкви в райцентре строится дом соцкульбыта. Работы выполнены на 60% и строительство будет закончено к празднованию 20-летия Великой Октябрьской революции.
74 года служила людям Архангельская церковь по своему прямому назначению. Уничтоженная как культовое сооружение, она почти 12 лет была клубом. А в 1949 году пожар уничтожил и это пристанище культурной жизни.
Как порой тесно соприкасаются друг с другом судьбы разных населенных пунктов. Возникновение сел Старинка и Озёрки произошло благодаря Бельскому городку. И именно там из храма Старой Казачьей Слободы был построен дом соцкульбыта. А после пожара на этом же месте уже из кирпича Озёрской церкви возводится новый клуб.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2