К сожалению, в общее информационное пространство прорываются только «стандартные», набившие оскомину рецепты. Среди них очень мало реального анализа и много банальных «бизнес шаблонов»:
• Еще большая оптимизация бизнеса и его отдельных процессов;
• Выход на территориальные рынки;
• Развитие дополнительных компетенций;
• Смена поставщиков;
• Смена управленческих команд;
• Повышение уровня сервиса;
• И еще много подобных советов на уровне начального курса MBA.
Прежде чем начать анализировать все, перечисленные советы, ответим сами себе на главный вопрос, какой основной фактор сейчас определяет состояние оконного рынка?
Главный фактор сейчас – «Покупательская способность» клиентов и её Величество «Цена». Все остальное – вторично. Тот, кто сможет предложить минимальную цену и продержаться дольше конкурентов выживет. Все остальные раздадут деньги поставщикам, сотрудникам и другим «потребителям» и уйдут.
Анализ путей спасения участников оконного рынка
К сожалению, в информационном поле сейчас присутствуют только «Сотрудники» ведущих компаний, или представители поставщиков, собственники оконных производственных компаний молчат. Наверное, они видят, что на рынок обратило внимание Государство и скоро правила игры могут поменяться.
«Звоночки» уже слышны, открываются оконные предприятия там, где их открытие не нужно, но деньги дает государство, и они будут открыты. Ситуация не новая, так уже было на заре становления рынка, но тогда, к счастью, государство быстро переключило свое внимание на более доходные направления. Как будет сейчас, посмотрим.
Как действует государство на любом рынке, все уже поняли, поэтому «капитаны» оконного рынка должны хорошо задуматься, что делать дальше. Договариваться между собой за долгие годы работы они так и не научились, а сейчас учиться уже поздно. Поэтому придется или подстраиваться или уходить, спокойно жить, скорее всего, не получится.
Итак, проанализируем предлагаемые рецепты выживания. Начнем прямо по порядку:
Еще большая оптимизация бизнеса и отдельных процессов?
Это о чём? Еще остался кто-то, у кого процессы не оптимизированы? После «Ковидного» застоя и последовавшего за ним ценового ралли на все, «что не прибито»? Если и остались компании, у которых есть неоптимизированные участки, то их существование определяется не уровнем оптимизации бизнес процессов, а наличием у них каких-то ресурсов - административного или другого, позволяющего им выжить и подвинуть конкурентов. Все остальные уже «ушли».
Выход на территориальные рынки?
Это куда? Московским и Питерским компаниям выходить на близлежащие области, но там есть свои производители. Выходить с демпингом? Какой смысл? Терять деньги? А куда выходить территориальным компаниям?
Успешных попыток территориальной экспансии припомнить не удается, а вот неудачных походов было много, даже за последние несколько лет можно вспомнить парочку.
Развитие дополнительных компетенций?
Это совсем непонятная формулировка. Развитие компетенций внутри компании возможно только за счет обучения персонала или привлечения внешних дополнительных ресурсов. Это все дополнительные средства, которых сейчас и так не хватает. В условиях неопределенности развития рынка «угадать» с направлением невозможно, проще купить то, что не делаешь сам на стороне. Выйдет быстрее и дешевле.
Внешние компетенции? Поиск новых рынков? Кому сейчас и что предлагать? Все то, что можно «прикрутить» к окну уже прикручено, все, куда можно вставить окно, уже найдено. Конечно, можно и нужно искать, но стоит ли это делать сейчас? Более сильное развитие компетенций? Это просто «бла-бла-бла». Поглощение новых рынков – невозможно, их нет.
Новые направления? При возврате строительных технологий к «дедовским методам»? Можно конечно выдавать за новые направления деятельности старые: ИЖС, отели, гостиницы и перегородки. Это совсем не серьезно. Заказчики без средств, поэтому предлагать можно всем и все, что угодно, кто это будет покупать?
Еще раз – выживет тот, кто сможет предложить и держать минимальную цену и просуществовать дольше, чем конкуренты.
Смена поставщиков?
Смена поставщиков – тоже не актуальна, на кого менять? Санкции сделали поставщиков практически безальтернативными. А потеряв наработанные связи с существующими поставщиками можно и не вернуться «в седло». Нет – «здесь рыбы нет».
Смена управленческих команд?
Нет комментариев