В очередной раз мы празднуем Успение Божией Матери и торжествуем. Хотя, казалось бы, для всех смерть – это что-то тяжелое, ужасное, какая-то потеря. Но мы сегодня празднуем. И это празднество определяет вся полнота церкви в Богослужебных песнопениях и, в частности, кондак Успения: «В молитвах неусыпающую Богородицу».
Господь перед крестными страданиями говорит Своим ученикам: «Вы опечалились оттого, что Я ухожу от вас и иду к Отцу Моему, но вы зря печалитесь, ибо если Я не пойду к Отцу Моему, то утешитель Святой Дух не придет, а если пойду, то пошлю Его и Он вас научит всему, что необходимо и жизненно важно», в первую, очередь для спасения души. Что полезно в жизни? Чем пользоваться и чем не пользоваться? Что приобретать и от чего отвергаться? Что иметь и от чего бежать как от ядовитого? Во всяком деле: и в отношениях между людьми, приобретении вещей, имущества, или еще чего-то, ибо каждого Дух Святой научит.
Так и в день Успения Пресвятой Богородицы мы не потеряли Ее, но у Престола Божия нашли самого наисильнейшего заступника, самую последнюю инстанцию, практически никогда, никому ни в чем не отказывающую. Все акафисты, а русский народ любит читать и составлять акафисты, изливая в них всю свою душу, говорят о том, что Матерь Божия остается единственной надеждой от множества наших прегрешений.
Сегодня, перед тем как идти на службу, мне пришло сообщение, от монаха Симеона афонского. «Почему при таком количестве молящихся и постящихся людей очень мало спасающихся?» И этот монах Симеон афонский отвечает: «потому, что мы жизнь окружающих делаем адом». Мы хотим себе рая, мы умоляем Бога и не можем умолить, умоляем Матерь Божию о заступничестве. Нам Господь не говорил идти и опечаль, озадачь кого-то, нам Господь говорил: «Друг друга тяготы носите, так вы исполните закон Христов». Так учит нас слово Божие, данное нам через апостолов Духом Святым. Это ни то, что потакать страстям, похотям и прихотям человека. Понимая, что если сейчас не дать выпить человеку 20 грамм – он умрет, нужно дать, но каждый последующий раз давать ему на бутылку, это уже потакательство. Так же и в других делах.
Мы должны носить бремена друг друга. А у нас получается зачастую, что мы делаем обратное. В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова описывается следующий случай. В одном монастыре один брат согрешил: грех ощутимый, но не настолько, чтобы долго попрекать этим грехом. Неопытные братья пошли, чтобы помочь брату, поддержать, чтобы он не унывал и не отчаивался. Но, придя к нему, они стали обличать его еще больше. В это время рядом проходил великий подвижник. Он подходит к ним и говорит. Я видел один раз случай, когда человек зашел в тину и по щиколотку утонул в грязи, другой подошел к нему, чтобы вытащить, но вместо этого вогнал его по плечи. Подвижник обличил братьев, которые пришли помочь своему собрату в исправлении его греховной жизни, а вместо этого еще больше втоптали его в грязь. За небольшой грех. Сделали жизнь его не благочестивей, не разделили с ним горе, не поучаствовали в нем, не помогли, не сказали: «Брат мы вместе помолимся за тебя и поможет искупить твой грех соборностью молитвы». Но еще больше обличив его, они могли довести его до уныния и может даже до самоубийства.
Так и в нашей жизни, наша помощь иногда совершенно не та, какую мы должны давать. Господь нам всем говорит в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». И когда человек находит Бога, даже в трудные минуты состояния своей души, то у него есть сила нести тот крест, ту скорбь, которую мы с вами заслужили по своей греховной жизни, по своей греховной глупости, по увлечению своими страстями.
Поэтому и сегодня, прибегая к милосердию и заступничеству Матери Божией, мы должны понимать: мы хотим, милости, понимания, любви, мы хотим, чтобы нас лишний раз не обличили и не «ткнули носом». Но поступаем ли мы так сами? Людям, которые рядом, от общения со мной становится легче или наоборот?
Давайте учиться у Той, Которую мы сегодня призываем в молитвах, у Пресвятой Богородицы, чтобы Она умолила Господа, умягчила наши злые сердца, вразумила, отогрела их, наполнила благодатью Святого Духа. И, отогревшись, мы стали бы более любвеобильны друг к другу, друг друга понимали и поддерживали. И в этой любви стали наследниками Царствия Небесного.
Комментарии 1