Предыдущая публикация
💢 💢
История Османской Болгарии охватывает почти 500 лет - от завоевания Османской империей небольших царств, возникших из распавшейся второй Болгарской империи в конце XIV века, до освобождения русской армией в 1878 году. Решающим моментом покорения турками Болгарии считается битва при Никополе в 1396 году.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20
Карачаевцы и Балкарцы
Православие в среде горских тюрков: карачаевцев и балкарцев является традиционной религией, хотя сегодня большинство карачаево-балкарцев исповедует ислам. Вот, что написано об этом в книге по истории Кабардино-Балкарии, под редакцией профессора Кумыкова: «В балкарско-карачаевскую среду христианство проникло из Византии еще в VI в. при болгарском хане Кубрате. Он принял Святое Крещение при царе Византии Ираклии, а затем воспитывался при дворе императора».
Следы прежней религии весьма заметны в карачаево-балкарском языке - это и некоторые термины, и имена святых в названиях дней недели и месяцев . Приведем некоторые из них: Башил ай (Январь)- месяц св. Василия
Никкол ай (Июнь) - месяц св. Николая
Элия ай (Июль) - месяц св. Ильи
Тотурну ал айы (Март)- первый месяц св. Федора
Байрым ай (Февраль)- месяц св. Девы Марии
Эндреюкъ ай (Декабрь) - месяц св. Андрея
Абустол ай (Ноябрь) - месяц св. апостолов
Гяуурге кюн (вторник) - день св. Георги...Ещёистория Христианства
Карачаевцы и Балкарцы
Православие в среде горских тюрков: карачаевцев и балкарцев является традиционной религией, хотя сегодня большинство карачаево-балкарцев исповедует ислам. Вот, что написано об этом в книге по истории Кабардино-Балкарии, под редакцией профессора Кумыкова: «В балкарско-карачаевскую среду христианство проникло из Византии еще в VI в. при болгарском хане Кубрате. Он принял Святое Крещение при царе Византии Ираклии, а затем воспитывался при дворе императора».
Следы прежней религии весьма заметны в карачаево-балкарском языке - это и некоторые термины, и имена святых в названиях дней недели и месяцев . Приведем некоторые из них: Башил ай (Январь)- месяц св. Василия
Никкол ай (Июнь) - месяц св. Николая
Элия ай (Июль) - месяц св. Ильи
Тотурну ал айы (Март)- первый месяц св. Федора
Байрым ай (Февраль)- месяц св. Девы Марии
Эндреюкъ ай (Декабрь) - месяц св. Андрея
Абустол ай (Ноябрь) - месяц св. апостолов
Гяуурге кюн (вторник) - день св. Георгия
Бараз кюн (среда) - день св. Параскевы
Байрым кюн (пятница) - день св. Девы Марии
Килиса (церковь) - от греческого ʺэкклесияʺ
Бабас (поп, священник) - от греческого ʺпапасʺ.
Христианство отражено во множестве археологических памятниках Балкарии и Карачая VI - XIV вв. В Х в. Византия освятила ʺДланскую епархиюʺ с центром в Карачае, где были построены знаменитые храмы византийского стиля: Сентинский, Шоанинский, Зеленчукские. Верховья Архыза, где в XIV в. расселился родоначальник карачаевцев - Карча, усеяны каменными стелами и крестами с греческими и горскими надписями.
В Балкарию христианство проникло из Грузии, что подтверждает церковь XII в. в ауле Холам с настенными грузинскими фресками и надписями. Весьма интересно, что слова, обозначающие на балкарском языке ʺхрамʺ и ʺкрестʺ - чууана и джор, восходят к грузинским ʺшуанэʺ - сван и ʺджвариʺ - крест. В 1743 г. кизлярский дворянин А. Тузов, а позднее академик Клапрот в Верхнем Чегеме видели хранящееся у балкарцев в тайне Евангелие XV в. В 1772 г. академик И. Гюльденштедт осматривал в Верхнем Чегеме ʺкрытую жестью церковьʺ. Так же там был найден крестик 13 века.
До нашествия монголов предки карачаевцев и балкарцев - аланы несколько веков придерживались христианской веры. Вот что пишет об этом арабский историк и географ Абу-л-Фида (1273-1331), посетивший Северный Кавказ в начале ХIV века: «К востоку от абхазов на берегах моря находится город Алан. Этот город назван так по имени алан, которые его населяют; аланы-суть тюрки, принявшие христианство».
Еще в XIV в. летописцы Тимура называли асов - балкарцев неверными, хотя в Карачае каменные плиты с арабскими текстами были известны уже в Х в. В период Золотой Орды (в ХII-ХIV вв.) была сделана попытка насаждения мусульманства. Но она не имела значительных успехов, так как предки карачаево-балкарцев в этот период были горячими приверженцами христианства и чуждые верования не находили почву в Балкарии и Карачае (Алании). Последующая теплохладность к вере карачаевцев нанесла вред народу. Начиная с конца 16 века и к середине 18 века арабские верования были насаждены турецкими и персидскими завоевателями.