Среди астраханских музыкантов, фольклористов хорошо известна
фамилия А.А. Догадина. Под его редакцией были изданы «Рассказы о
службе астраханских казаков» и «Былины и песни астраханских
казаков»,которые он собрал, переработал и опубликовал как результат
деятельности Комиссии по собиранию казачьих рассказов и песен. Благодаря
этим изданиям, можно сказать, был сохранен целый пласт нашей культуры и
истории, только сам автор остался в тени.
Александр Адрианович Догадин родился в 1870 г. В 1891 г. окончил
полный курс Оренбургского военного юнкерского училища по первому
разряду. С 1892 г. находился на службе в Астраханском казачьем войске и
карьера его продвигалась довольно успешно, но, испытывая к делам
военным не столь сильный интерес, Александр Адрианович подал
прошение об отставке. Высочайшим приказом от 19 марта 1907 г. он был
уволен в отставку с мундиром и производством в чин войскового старшины (подполковника).
Несмотря на "разрыв" с казачеством, Александр Адрианович продолжал интересоваться делами Астраханского войска, и
когда встал вопрос о создании комиссии по собиранию казачьих песен,
рассказов, то он с готовностью взялся за это дело.
Забегая вперед, скажем, что не только фольклор привлекал его внимание - волновало и общее состояние дел служилого сословия.
Именно поэтому в 1917 г. А.А. Догадин вошел в состав Комиссии по составлению проекта безземельной казачьей
станицы, в которую пытались привлечь и купцов, мещан, интеллигенцию.
Но об этом чуть ниже.
Вернемся к событиям начала XX века, когда молодой человек принял
( ГААО, ф.94, on. 1, д.26195)
решение обзавестись семьей и выбор его пал на дочь астраханского купца Михаила Николаевича Макарова (владельца оптового мануфактурного склада в Астрахани) - Зинаиду Михайловну. 14 августа 1902 г. у них родился сын Александр.
В 1908 г. Александр Адрианович решил попробовать свои силы на
общественном поприще и по решению Городской Думы от 17 ноября 1908 г. он вошел в состав городского по квартирному налогу Присутствия.
В декабре того же года избирательное собрание 2-го участка г.Астрахани (здесь располагался 2-х этажный дом, в котором жил Догадин с семейством) выдвинуло его кандидатом в гласные Городской Думы.
На будущий год, 10 марта, Александр Адрианович стал гласным Городской Думы.
Как и все его коллеги по городскому общественному управлению, он
курировал множество вопросов. В 1903 г. Догадин стал кандидатом в
члены правления Ремесленной школы имени Александра 11, в 1909 г. -
кандидатом в члены комиссии по заведованию наследственным имуществом бывшего городского головы и астраханского купца Алексея Николаевича Бекунова. 26 июня того же года Догадина избрали кандидатом к Председателю Астраханского Сиротского Суда и через месяц Александр Адрианович заступил на эту должность, так как его предшественник С.В. Носков подал в отставку. 12 марта 1910 г. Догадин стал членом Управы.
Революционные события 1917 - 1918 гг. не могли пройти незаметными
для Александра Андриановича и он снова появился на политической сцене.
26 ноября 1917 г. состоялось собрание инициативной группы по вопросу
создания казачьей станицы. Председательствовал на собрании А.А. Догадин.
В состав инициативной группы входили И.А. Бирюков, совет войсковою
круга, Г.М. Астахов, А.А. Догадин, П.Г. Никифоров, А.И. Свирилин, Г.Г.
Голубев, В.Ф. Румянцев, Н.А. Пальцев, д-р В.И. Еллинский, М.Д. Скворцов,
К.В. Лабунский, И.И. Авернов, бывший городской голова И.И.Плотников,
Н.С. Татарников, А.А. Хлебников, П.И. Шлеин.
Комиссии предстояло
разработать проект положения казачьей станицы, куда бы вошли
представители купеческих кругов, интеллигенции, рабочие и др.
Комиссия должна была представить проект к предстоящему казачьему кругу.
6 декабря в здании реального училища состоялось общее собрание
граждан г. Астрахани, пожелавших перейти в казачество. На собрании
присутствовало свыше 500 человек. На собрании было заслушано
Положение об образовании казачьей станицы, которое и было принято к
руководству, а так же было принято решение создать комиссию по
рассмотрению заявлений о вступлении в новообразованную станицу.
В нее вошли атаман АКВ, его товарищ и представители от всех присутствующих национальных, классовых и служебных групп населения - всего 28 человек.
Станица учреждалась: «1) для отбывания воинской повинности по
казачьему уставу в звании казаков Астраханского, или самостоятельного,
казачьего войска конными, если понадобится пешими и оружными;
2) для крепкой организованной защиты завоеванных свобод, гарантирующих нам порядок и законность;
3) для образования надежной реальной силы
законными, признанными всем народом властями к поддержанию порядка и спокойствия в городе;
4) для принятия наиболее верных и действительных
мер к ослаблению надвигающейся продовольственной нужды;
5) для создания прочно спаянного казачьей дисциплиной коллектива к
занятиям ...сельским хозяйством и в особенности земледелием, чтобы
удовлетворить потребности пропитания себя в ближайшие годы»19.
Средствами для достижения намеченных целей должны служить:
мобилизация всех наиболее дееспособных казаков и денежные поступления на образование общественного капитала путем самообложения, платы с казаков, неспособных к службе, но способных к труду и пожертвования.
АГОИАМЗ. «Положение об учреждении в городе Астрахани казачьей станицы и о порядке и условиях приема
в казаки».
Казаками могли быть граждане, имеющие постоянное местожительство
в г. Астрахани, всех национальностей, вероисповеданий, социального и
служебного положения. Лица иудейского и немецкого происхождения
принимались условно, окончательная санкция для их зачисления в казачество принадлежала казачьему кругу.
Требования к вступающим в ряды казачества должны были быть
следующими:
1) все обязательства, сопряженные со званием казака, выполнять
исправно,честно и беспрекословно
2) обещать подчиняться всем установлением и распоряжениям станичных
властей и органов управления войском
3) быть безусловно полезным для станицы и войска
4) признавать политическую платформу АКВ.
Таким образом, станица создавалась для расширения социальной базы
казачества в условиях надвигающейся революции, а посему вызвала резкий протест среди родовых казаков, которые предпочли «блюсти породу» и не уступать «политическим интригам» руководства.
А.А. Догадин на войсковом круге, проходившем в декабре 1917 г., докладывал о ходе формирования новой станицы. Согласно его сообщению в адрес комиссии поступило 69 заявлений с просьбой о зачислении в станицу вольного казачества, из них -
врачей и др. профессий - 10, учащихся - 5, цеховых и промышленников
- 3, торговцев - 7, офицеров - 27, солдат - 5, рабочих - 5, бухгалтеров и
счетоводов -7. Как видим, желающих вступать в ряды вольного казачества
было немного.
1917 г. стал переломным для истории нашей страны, революция хлынула
из Петрограда лозунгами, требованиями, митингами, которые словно омут
затягивали обывателя в эпицентр революционных событий. Появлялись и
исчезали в этом водовороте люди, оставляя потомкам множество вопросов.
Одним из таких людей был и Александр Адрианович Догадин, чья
дальнейшая судьба для нас по-прежнему является загадкой, но и тот
материал, который опубликован сегодня впервые, как нам кажется, даст
импульс к новым научным открытиям.
Комментарии 3