Владимир Фёдорович Дерюжинский (1861—1920) — русский правовед и публицист, профессор полицейского права; сенатор, тайный советник.
Глеб Дерюжинский с самого детства лепил из подручного материала, на что обратила внимание его гувернантка. Он был отдан учиться в гимназию Гуревича, благодаря просьбам своей наставницы одновременно обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896—1901). Директором школы с 1906 года был Н. К. Рерих, который обратил внимание на талант юноши. Глеб был награждён медалью за работу «Две борзые», которую рекомендовали в музей школы, но отец отказался финансировать отливку скульптуры в бронзе. Заступничество Рериха привело к компромиссу: подчинившись семейной традиции, он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но отец обещал позволить ему после окончания учёбы уехать учиться скульптуре во Францию. Во время учёбы в университете он продолжал учиться в Рисовальной школе у скульптора И. И. Андреолетти и в 1911 году получил серебряную медаль за композицию «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов».
Через некоторое время после окончании университета, в 1911 году он уехал в Париж; обучался в Академии Коларосси (ученик Жана-Антуана Энжальбер) и Академии Жулиана, где на него обратил внимание Роден и пригласил Дерюжинского посетить свою студию. В 1913 году, вернувшись в Россию, он поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился сначала — у Г. Р. Залемана, затем — у В. А. Беклемишева. Отец сознательно не выдавал Глебу денег на карманные расходы, финансируя только его проезд в училище и завтрак, поскольку он желал выяснить, насколько сын предан искусству.
В 1914 году он был освобождён от воинской повинности с диагнозом «сердечный невроз» и продолжал учёбу в Высшем художественном училище, принимая одновременно заказы на бюсты и статуэтки. В 1915—1916 годах участвует в академических выставках в России. Фото его бронзовой статуэтки «Графиня Сюзан де Робьен с борзой» была помещена в журнале «Мир искусства». Большой успех имели на выставках передвижников его работы: «Конная статуэтка», «Гермес, изобретающий кадуцей», «Поцелуй». В январе 1917 года участвует в выставке Общины художников. Первой работой в мраморе для него стал бюст покойной дочери графини Натальи Карловой, морганатической супруги герцога Георга Мекленбургского.
Летом 1917 года он вылепил с натуры и отлил в бронзе бюст князя Б. Б. Голицына; ему позировал ставший председателем Временного правительства А. Ф. Керенский; он создал портреты В. В. Беляшина, Н. Э. Радлова, С. С. Эскина, А. Н. Львовой. Переждать события октября 1917 года Дерюжинский решил, по приглашению Феликса Юсупова, в его крымском имении, в Кореизе, где он писал портрет Юсупова и его супруги Ирины, а также по просьбе Юсупова скрыл под новым слоем живописи две картины Рембрандта, которые владелец позднее смог вывезти за границу. Там же он участвовал в выставке «Искусство в Крыму». После того, как Ялта была захвачена Красной Армией, в юсуповском имении были все арестованы, включая скульптора, но благодаря заступничеству председателя Севастопольского Совета, Филиппа Задорожного, Дерюжинского освободили. Несмотря на планы покинуть в 1919 году вместе с Юсуповыми страну, он отправился в Херсонес на раскопки, где смог увидеть грот, в котором Агамемнон принёс в жертву Ифигению. После этого красноармейцы отрезали Севастополь от Кореиза.
Из Крыма ему пришлось бежать в Новороссийск, где тогда находилась добровольческая армия Деникина. В Новороссийске проводилась мобилизация, но Глеб Владимирович, как и в Первую мировую войну, по болезни сердца был освобождён от военной службы. В 1919 году его устроили гардемарином на судно «Владимир», шедшее в США с грузом руды. Во время плавания Дерюжинский стоял на вахте, но в свободное время лепил. По просьбе московского купца П. И. Морозова, плывшего тем же пароходом, он вылепил с газетной фотографии небольшой бюст генерала Корнилова. Благодаря тому, что Глеб на пропускном пункте упомянул своего брата, Бориса Дерюжинского, служившего в Копенгагене, в Русской миссии, США приняло его без проблем.
В Америке продолжил работу скульптором, создавая портрет Теодора Рузвельта он познакомился с его личным биографом, предоставившим ему для работы фото- и киноматериалы, и получил возможность детально изучить посмертную маску президента. В 1920 году портрет был выставлен в одной из ведущих галерей Нью-Йорка и произвёл чрезвычайно сильное впечатление; члены семьи Рузвельта, его друзья и сотрудники были поражены тем, насколько удалось Дерюжинскому передать не только внешнее сходство, но и духовный облик президента. Он впоследствии подарил портрет Женской ассоциации памяти Рузвельта, позднее бюст выставляется в доме-музее президента.
В это время в США находится и Н. К. Рерих, с которым в эмиграции у скульптора была переписка[6]. Он знакомит Дерюжинского с Рабиндранатом Тагором и скульптор создаёт его гипсовый портрет и бюст из необработанной древесины. Осенью 1921 года в Нью-Йорке, в «Галереях Милча», прошла первая его выставка в США. В 1926 году на Philadelphia Sesquicentennial Exhibition получает золотую медаль за скульптуру «Ева», вырезанную из красноватого твёрдого дерева Южной Америки коко-болла. В 1928 году выставляет работы в Лондоне, где выполнил портрет английского портретиста Дж. Лауэри, который был приобретен музеем Метрополитен. Выставляется у Wilderstein & Co, в 1925 году журнал об искусствоведении International Studio выпускает статью, посвящённую работам скульптора, в частности, уделяя особое внимание его произведениям из дерева.
В 30-е годы Дерюжинский преподавал в колледже Сары Лоренс, а также в собственной студии.
Являлся действительным членом Национальной академии дизайна (1953 год), был членом Национального общества скульптуры и Лиги архитекторов.
Творчество
Нет комментариев