21.03.2017 http://svk-portal.su/ru/news/view/caption/Referendu_Chto_eto Несмотря на всю сложность
общественно-политических процессов и событий нашего времени, зачастую,
чтобы понять происходящее, достаточно разобраться в содержании слов,
обозначающих эти самые процессы и события. Для большинства жителей
Республики референдум является не только термином, но и событием
недавнего прошлого. Однако, что означает этот самый Референдум? Имеет ли
он какую-либо силу? Для того, чтобы найти ответы на данные вопросы, нам
придется взглянуть в глубину веков, бегло пролистать страницы истории,
понять сущность термина, а также выяснить значение таких понятий, как
«демократия» и «закон».
Взглянув на историю Европы со стороны без преувеличения можно сказать,
что современная европейская цивилизация построена на основе более ранней
– Античной цивилизации. Греческие и латинские корни пронизывают все
научные дисциплины, являясь для многих из них фундаментом. Именно в
древней Греции и Риме оформились и получили развитие хорошо известные
нам политические режимы, в том числе демократия.
Собственно, почему речь пойдет о демократии? Ответ прост: демократия на
данный момент времени является господствующим политическим режимом, во
всяком случае, подавляющее большинство стран позиционируют себя, как
демократические. Несмотря на множество трактовок демократии, все они
сводятся к схожему общему содержанию. Демократия (от греч. demos - народ
и kratos – власть) - форма государственно-политического устройства
общества, при которой народ является источником власти. Признается право
народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким
кругом гражданских прав и свобод.
Основной идеей демократии является принцип: «Народ является единственно
легитимным источником власти», так или иначе данный принцип прописан в
конституции практически любой страны Мира. Он имеется в конституции всех
стран СНГ, прописан он был и в конституции СССР. Тут стоит отметить,
что многие по ошибке противопоставляют коммунизм, социализм и
демократию. На самом же деле это не верно, так как
общественно-политический строй и политический режим - явления разных
плоскостей. СССР как и США, нынешние страны СНГ, ЕС имел по большому
счету политический режим демократии, хоть и со своей спецификой.
Насколько же та или иная страна соответствует прописанным в Конституции
демократическим принципам - это уже другой вопрос.
В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500
летия демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.). Одна из
самых популярных газет Великобритании - The Guardian в честь данного
события выпустила статью, суть которой сводилась к тому, что древние
афиняне, скорее, назвали бы британскую и американскую политические
системы олигархическими, но не как не демократическими. В то же время
США зачастую ставят под сомнение демократичность иных стран. Но суть
данной статьи не в том, чтобы доказать чья демократия демократичней, а
все же донести до читателя очевидную мысль, что в подавляющем
большинстве стран современного Мира народ позиционируется, как источник
власти, а демократия, как действующий политический режим.
Однако данное утверждение не может не вызвать здорового скепсиса, ведь
сразу в памяти всплывают парламент, советы, президент и прочие
правительственные структуры трех ветвей власти, но на самом деле
никакого противоречия нет. Основным политическим режимом на данный
момент является представительная демократия, модель, согласно которой
народ той или иной страны позволяет использовать свою политическую силу
представителям, которые и формируют ветви власти. Говоря иначе, любое
государственное лицо в демократической стране не является источником
власти, а использует власть, предоставленную, или, говоря иначе,
делегированную ему народом. Процесс передачи власти народа
представителям происходит посредством выборов.
Помимо представительской демократии существует понятие прямой
демократии, когда народ реализует свою политическую волю
непосредственно, без посредников. К одной из наиболее древних форм
прямой демократии относится плебисцит - форма непосредственного
волеизъявления граждан, аналог и зачастую синоним появившегося позже
термина референдум. Плебисцит - (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс
(простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) это процесс
выявления мнения избирателей путем голосования. Тут, кстати, стоит
отметить, что решения, принятые путем плебисцита, становились законом.
Исходя из словаря Ушакова, в Древнем Риме под плебисцитом мог
подразумевается как процесс собрания, голосования, так и непосредственно
закон, принятый собранием плебеев. Законы, провозглашенные собранием в
республиканский период, становились обязательными для всего римского
народа в момент объявления результатов голосования. Стоит также
отметить, что одна из распространенных трактовок современного термина
«закон» звучит следующим образом - акт, принятый высшим представительным
органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением
населения (в порядке референдума).
Несмотря на то, что возникший в V веке до нашей эры плебисцит обретет
новую жизнь и до появления названия-синонима «референдум» пройдёт
практически две тысячи лет, методы прямой демократии использовались теми
или иными народами на протяжении всего этого периода. На Руси ярким
примером прямой демократии являлось Вече. Так, Вече было высшим органом
власти на Новгородской земле во время существования Новгородской
республики. Вече обладало широкими полномочиями («общегородское» вече):
призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из
Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о
войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и
повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и
судило их.
Собственно непосредственно Референдум (от лат. referendum – то, что
должно быть сообщено), как форма принятия законов или решение наиболее
важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования
происходит родом из Швейцарии. Стоит еще раз подчеркнуть что, несмотря
на некоторые незначительные отличия, референдум и плебисцит зачастую
используются, как синонимы. Датой проведения первого в истории
человечества референдума принято считать 1439 год (кантон Берн,
Швейцария). Швейцария и на данный момент является государством наиболее
приближенным к прямой демократии. В период между 1848 годом и февралем
2004 года было проведено 517 референдумов (хотя цифра эта может
отличаться в разных источниках). Так, на одном из последних референдумов
проведенном в 2016 году жители Швейцарии отказались от ежемесячного
пособия каждому гражданину в размере 2.5 тыс. франков, основываясь на
том, что это уменьшит мотивацию к труду и увеличит налоги.
В конце XIX - начале XX вв. конституциями некоторых западных государств
закрепляются положения, предусматривающие возможность обращения к
референдуму при решении не только внутренних, но и внешнеполитических
вопросов. Смена режима в России после октябрьского переворота в 1917
году послужила толчком для развития института референдума лишь в сфере
международных вопросов, и никак не отразилась на ситуации внутри
государства. Несмотря на то, что возможность использования референдума
формально провозглашалась в Конституции СССР 1936 года, юридически она
закрепилась только в ст. 5 Конституции СССР 1977 года, и предусматривала
две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и
всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и
в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Таким образом, наиболее важные
вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование
(референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением
Верховного Совета СССР.
В начале девяностых годов XX века всенародные обсуждения заменяются на
всенародные голосования - более действенный институт непосредственной
демократии. Съезд народных депутатов СССР принимает в декабре 1990 года
Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме) СССР»,
предусматривавший возможность проведения в стране всенародного
голосования (референдума), а также, выявление общественного мнения по
иным наиболее важным вопросам. За несколько месяцев до этого был принят
аналогичный закон в Литве, затем закон о референдуме в РСФСР. После
принятия союзного закона о референдуме принимаются республиканские
законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Белоруссии,
Молдавии.
17 марта 1991 года состоялся первый и последний референдум на территории
СССР, основной задачей которого было выявить волю народа по одному из
важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории
нашей страны СССР, как обновленной федерации суверенных республик и
введение поста Президента РСФСР. Как показали результаты голосования,
граждане СССР высказались за сохранение его территориального единства,
за сохранение проголосовало 77,85 % участников референдума.
В декабре все того же 1991 года состоялся референдум в УССР который
вопреки нынешним пафосным выкрикам доносил до жителей Республики
следующую информацию: «Исходя из смертельной ОПАСНОСТИ, нависшей над
Украиной в связи с государственным ПЕРЕВОРОТОМ в СССР 19 августа 1991
года, исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и
другими международно-правовыми документами, осуществляя Декларацию о
государственном суверенитете Украины… Подтверждаете ли Вы Акт
провозглашения независимости Украины? Стоит заметить, что о выходе из
состава СССР в поставленном на референдуме вопросе не было ни слова.
Декларация о государственном суверенитете Украины, о которой идет речь, -
это документ, который был принят Верховным Советом Украинской ССР еще
16 июля 1990 года, и речь в нем идет о верховенстве местных законов над
союзными, но ни о каком выходе из СССР – ни слова. Не совсем очевидны и
«нависшая смертельная опасность», ведь если проводить аналогии с
Референдумами на Донбассе 2014 года, никаких тренировочных лагерей
национальной гвардии под Москвой, готовящихся к походу на территорию
Украины, в 1991 году не было, как и какой-либо деятельности,
направленной против населения УССР.
Как бы то ни было, но всеукраинский референдум 1991 года по сути, как и
любой референдум, стал ритуалом наделения правовой силой «Акта
провозглашения независимости» и создания государства Украина. Впрочем,
обретение государственного суверенитета посредством референдума -
явление в новейшей истории достаточно распространённое. Норвегия,
Исландия, Камбоджа, Алжир, Молдавия, Словения - это только часть стран,
получивших государственный суверенитет посредством референдума в 20
веке.
Однако насколько правомерно было проведение референдума на Донбассе в
2014 году? С одной стороны предстает простая картина. Исходя из статьи 5
Конституции Украины, носителем суверенитета и единственным источником
власти в Украине является народ. Согласно статьи 69 Народное
волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы
непосредственной демократии. Однако в статье 73 говорится:
исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении
территории Украины. Так что же, получается, референдум 2014 на Донбассе
не имеет правовой силы? На самом деле это не так и ситуация гораздо
сложней, чем может показаться на первый взгляд.
Как мы знаем в начале 2014 года на Украине произошел государственный
переворот. Тем же, кто на эти слова воскликнет, что это был не
переворот, а «Революція гідності», рекомендую разобраться в слове
«революция», которое происходит от revolutio — переворот. Переворот
(революция) в отличие от референдума, выборов, не является методом
прямой демократии, а в современных реалиях можно даже сказать, что если
референдум является инструментом воли большинства, переворот – способом
диктата воли меньшинства. После переворота Украина, будучи
представительской демократией, лишилась законных представителей народа.
До проведения парламентских и президентских выборов 2014 года по сути
дорвавшиеся до власти олигархи не обладали властью, так как эта самая
власть не была им делегирована посредством народного волеизъявления -
выборов. Однако какое это имеет отношение к Референдуму? На самом деле,
самое непосредственное. Несмотря на то, что вопросы об изменении
территориальной целостности Украины, согласно Конституции могут решаться
только на Всеукраинском референдуме, который объявляется:
- по народной инициативе,
- по требованию не менее трех миллионов граждан Украины,
- проживающих не менее, чем в двух третях областей,
согласно Закона Украины от 6 ноября 2012 года № 5475-VI «Президент
Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе».
Однако на момент проведения референдума на Донбассе данный
конституционный механизм не мог быть осуществлен в виду отсутствия
легитимной власти. Говоря иначе, Конституция не работала, у рычагов
управления государства находились люди, которые не имели права
позиционировать себя, как законные представители политической воли
народа, в следствие чего методы прямой демократии являлись на тот момент
единственным правомерным способом реализации прав.
Очевидно, что не любое собрание людей с целью принятия того или иного
решения является референдумом. Понятие референдум тесно связано с
муниципальным образованием, территориальной единицей (город, область)
волю которой он выражает, и данное основополагающее для референдума
требование в 2014 году было соблюдено. Тут впору будет вспомнить
греческие города-государства – полисы, в которых собственно и берет свое
начало демократия, как таковая, и только на уровне таковых, по мнению
ряда историков, подлинная демократия и может существовать.
Возвращаясь же к вопросу правовой силы референдума, и представив на
минуту, что Петру Порошенко и его команде удалось бы законным путем
прийти к власти до проведения референдума на Донбассе, имел бы он
какую-либо силу? С точки зрения Конституции – нет. Однако и здесь не все
так просто. С одной стороны Конституция является нормативным актом,
имеющим высшую юридическую силу. С другой стороны референдум – высшая
форма непосредственной демократии. Сводить референдум к Конституции
означает превращать метод прямой демократии в придаток демократии
представительной, ограничивать волю народа волей прописанной горсткой
представителей народа.
Как было верно подмечено в одной из статей о крымском референдуме
-самоопределение подразумевает, что самоопределяющаяся часть никогда не
спрашивает разрешения у целого. В Сербии проводился общенациональный
референдум по вопросу отделения Косово? Или же, когда проводили
референдум о независимости Шотландии — спрашивали ли мнения у всех
англичан насчет статуса соседей?
Устав ООН, Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах гласят, что все народы имеют право на самоопределение. В силу
этого права они свободно устанавливают свой политический статус и
свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное
развитие. Все участвующие в настоящем Пакте государства должны в
соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на
самоопределение и уважать это право.
В ситуации правового вакуума (а это ситуация на Украине в период с
20.02.2017 года по 25.05.2014 года), когда центральные органы власти
сформированы и действуют вопреки Конституции и воле народа, в
демократическом государстве народ вправе напрямую изъявлять свою волю, в
том числе о самоопределении вплоть до отделения.
Референдум 2014 года, как и государственность Республик, свершившийся
факт. Отсутствие международного признания, которое в свою очередь не
является каким-либо критерием легитимности, суверенитета,
демократичности или соответствия международному праву, является не более
чем отражением политики двойных стандартов, в ходе реализации которой
богатейшие страны, вооруженные высокопарными словами о демократии и
свободах, ведут, по сути, неоколониальную политику. Подчиняя целые
государства своей политической воле посредством скачущих и орущих толп,
Западные «партнеры» являются главным врагом, как демократии, так и
основных принципов международного права.
Демократия - это не толпы недовольных на площадях, разбитые витрины и
костры из горящих покрышек. Демократия - это действия каждого гражданина
в интересах своего государства, это волеизъявление через выборы и
референдум, а не через выкрики, маты и булыжники. Это не поиск виновных,
а ответственность каждого за происходящее.
Тематические ссылки, использованные для подготовки публикации: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1745 http://www.patriotica.ru/gosudarstvo/decons_demussr.html http://meget.kiev.ua/zakon/konstitutsia-ukraini/razdel-3/ http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=56360 http://rusyappi.ru/zametki/shvejtsarskaya-pryamaya-demokratiya http://www.km.ru/ukraina/2011/08/24/istoricheskoe-edinstvo-rossii-i-ukrainy/ukraina-ne-golosovala-za-vykhod-iz-sssr http://ukraina.ru/rusvesna/20150317/1012430283.html http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon http://sivilink.ru/vse-referendumy-o-nezavisimosti/ http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/938358 Александр Агафонов
Отдел по вопросам внутренней политики, связям с общественностью, по
делам печати и информации управления делами Администрации г. Свердловска
и Свердловского района
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев