Помещаем любопытную информацию по истории пионерской прессы с ресурса Музея печати в г. Тобольске. Кстати, ждём подписчиков завтра в Музей печати на Ночь Музеев" - 20 мая музей наш будет работать с 14.00 до 24.00 - Вас ждет тематическая экскурсия к 190-летию М.С.Знаменского, который ещё и журналистом и публицистом был, а также знакомство с новыми экспонатами и коллекцией значков П.И.Куликова "Города-герои". Не пропустите - льготные цены!
Итак, а теперь о пионерском движении!
Весной 1923 г. сто лет назад вышел первый номер журнала «Барабан». Вот лозунг, под которым он выходил: «Ребята! Будем все сразу бить в барабан, и этот грохот заставит нас всех ровно идти к конечной цели юных пионеров — освобождению угнетённых, свержению капитала и созданию Нового Трудового Коммунистического общества». Целью журнала было: «будить и звать к творческой работе» ребят и юных пионеров.
А в 1924-м начал выпускаться всем нам известный журнал «Пионер», не дотянувший до своего столетия всего 8 лет (прекратил существование в 2016 г.) Вот, небезынтересные и сейчас, принципы мотивации, которые прекрасно работали в молодом советском государстве. Это пример агитации подписки из июньского номера журнала «Пионер» за 1924 год:
«Ребята! "Пионер" журнал наш!
Составляется пионерами.
Укрепляй его, - повышай тираж!
Всеми мерами!
Каждое звено
Иметь "Пионер" должно!
Трешница на год - не много деньжат.
Стыдно не иметь журнал на отряд».
Или
«Эй, ребята, слышите-ль вы!
Получается знатно -
Соберешь 10 подписчиков годовых -
Вышлем на год журнал БЕСПЛАТНО»
(читайте на ресурсе - https://dzen.ru/media/- Журнал "Пионер" -1924-26 гг. Всегда готов!)
Замечательная информация по юнкоровскому движению – неотъемлемой части истории пионерской организации в материале «ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЮНКОРОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ: КТО ТАКИЕ ПИКОРЫ? ЧТО ТАКОЕ “ЖИВАЯ ГАЗЕТА”?» мы нашли на сайте детского издательства «Кэскил» (кстати, в музее на экскурсии часто вспоминаем пикоров!) опубликовавшего отрывок из труда группы авторов “Массовое медиаобразование в СССР и России: основные этапы» о становлении юнкоровского движения в России:
«С 1922 года в СССР стали возникать различные детские движения, которые активно участвовали в развитие детской прессы. К числу таких движений можно отнести юнкоровское, деткоровское и пикорское. Под «деткорами» понимались ребята пионерского возраста, писавшие о жизни детей. Многие периодические издания включали в себя материалы юных корреспондентов – «юнкоров» и «деткоров». Очень часто «юнкоры» и «деткоры» объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов. Юные корреспонденты создавали свои юнкоровские посты на местах, участвовали в ликвидации безграмотности, уборке урожая, экспедициях и т.д.
Наряду с юнкоровским и деткоровским движениями славилось ещё одно – массовое пикорское движение. «Пикором» мог быть любой пионер, пишущий в газету или журнал о жизни пионеров и детей, их работе, но только при одном условии, он должен месяц проработать в кружке, то есть получить своего рода квалификацию. Тем самым, пикорское движение носило добровольческий характер, это было связано с тем, что именно это могло обеспечить широкое участие пионерской массы в печатных и стенных газетах. Пикорские кружки организовывались при печатных и стенных пионерских газетах и были основой пикорской учёбы. В результате этой работы – каждый пикор и член кружка должен был получить элементарные представления по вопросам печати, приобрести некоторые навыки для своей корреспондентской деятельности.
Итак, с возникновением детских движений одновременно зарождается и пионерская печать. Появились первые пионерские журналы: в 1922 г. – журнал детских коммунистических групп «Юные товарищи», в 1923 г. – журнал «Барабан», в том же году в Петрограде – детский альманах «Воробей» (в 1924 г. он был переименован в «Новый Робинзон»); в 1924 г. журнал «Пионер»; в 1925 г. в Ленинграде вместо «Нового Робинзона» начал выходить журнал «Красный галстук» и др.
Детский журнал «Юные товарищи» издавался Центральным Комитетом Российского коммунистического союза молодежи совместно с Комиссией детских учреждений ВЦИК. Журнал практиковал переписку с читателями.
«Пусть юные товарищи, – писала редакция, – в каком бы глухом уголке страны ни получали наш журнал, смотрят на него, как на своего друга, которому можно доверить все, что интересует, каждому есть, что рассказать своим товарищам, живущим от него далеко, но связанным общими интересами – журналом» [«Юные товарищи», 1922, № 4, с. 6]. Из этого обращения редакции к своим читателям видно, что журнал всячески пытался привлечь своих читателей, к тесному сотрудничеству с журналом, сделать их своими корреспондентами.
Основное внимание журнал уделял вопросам детского коммунистического движения. Но на его страницах мало говорилось об идейном отличии детского коммунистического движения от старого скаутизма, пионерские организации назывались скаутскими. Обращая внимание ребят на основной закон пионеров – «Быть верными рабочему люду», журнал в то же время увлекался описанием обычаев пионеров. Большая роль в детском движении отводилась игре. Испытывая большие денежные затруднения, в 1922 г. журнал прекратил существование.
Еще один журнал юных пионеров назывался «Барабан». Начал он издаваться в апреле 1923 г. в Москве. Журнал был задуман по инициативе самих ребят и первоначально выходил как орган районной пионерской организации. Делался журнал руками комсомольцев. Это был журнал, прежде всего, общественно-политический, он последовательно раскрывал детям идейную сущность пионерского движения. Журнал почти целиком посвящался вопросам пионерской работы, проводил большую работу с деткорами. В № 1 1924 г. редакция сообщала, что «Барабан» имеет 380 пикоров (пионерских корреспондентов).
В 1924 г. вышел в свет первый номер журнала «Пионер» (орган Центрального бюро юных пионеров и ЦК ВЛКСМ). Начал он издаваться тиражом 10 тыс. экз. Журнал «Пионер» ставил перед собой задачу способствовать сплочению детей, вовлечение детей рабочих и крестьян в пионерское движение[«Пионер», 1924. №1, посл. стр. облож.]. Так же, как и журнал «Барабан», «Пионер» проводил большую работу с деткорами.
Журнал «Пионер» совмещал в себе литературный, научно-популярный, публицистический подходы в подаче материалов. Постоянными авторами журнала в эти годы были Л. Пантелеев, А. Кожевников, Б. Житков, В. Бианки, Л. Гумилевский. В отличие от других журналов, «Пионер» использовал новые формы подачи материала: внутри журнала публиковались стенная газета «Пионера» «Бумеранг» (письма деткоров жизни пионеров страны), юмористический журнал «Ерш» (как дополнение к «Бумерангу»).
В октябре 1923 г. в Петрограде начал издаваться ежемесячный детский альманах «Воробей». Предназначался он для детей от 8 до 12 лет. С № 8 за 1924 г. журнал стал называться «Новый Робинзон». «Каждый вдумчивый педагог, каждый родитель, – говорилось в обращении редакции «Воробья», – знает по опыту, что перед ним совершенно новый ребёнок, к которому нельзя подходить с теми методами и приёмами воспитания, которые применялись к тому же возрасту детей в период довоенный… Волшебною сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребёнка – ему нужна другая литература – литература реалистическая, литература черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни. Не творчеством «фантазии» должна быть современная литература для ребёнка, она должна будить в нём творчество мысли, его активность, его самодеятельность» [«Воробей», 1923, с. 3].
Необходимость изменить название журнала в 1924 году была связана с тем, что старое название не соответствовало идеологической направленности издания, и вместо «Воробья» выходил в свет «Новый Робинзон». В 1926 г. вместо «Нового Робинзона» начал издаваться журнал «Красный галстук» (усиление идеологического акцента). Традиции журнала «Новый Робинзон» были продолжены журналом «Ёж» (ежемесячный детский журнал, орган ЦБ юных пионеров и Главсоцвоса). Издавался журнал при Леногизе с 1928 г. по 1935 г., и предназначался для детей среднего школьного возраста (от 11 до 13 лет).
Для этого журнала была характерна склонность к художественным экспериментам. Найдена была удачная форма подачи материала – «Карта с приключениями» (вёл отдел Е. Шварц). В этом отделе помещался самый разнообразный материал – освещались общественно-политические события, сообщались сведения о научных открытиях, рассказывалось о событиях в нашей стране и за рубежом.<…>
В 1920-е годы широкой популярностью пользовались так называемые световые и живые газеты. Световые газеты были двух видов: экранные (демонстрируемые через проекционный аппарат) и рисованные на стекле. Для рисования газет использовалась специальная рама с матовым стеклом, на которую тушью или краской наносился текст либо рисунок, который потом смывался водой. Содержанием световой газеты были новости (оперативная информация) или сатирические материалы, чаще всего карикатуры.
В свою очередь, экранные газеты напоминали кинохронику, киножурнал. Техника их изготовления и показа зависела от имеющегося в распоряжении редколлегии съемочной и проекционной аппаратуры. Тексты, рисунки, карикатуры могли наноситься на пленку или переснимались на экран.
Ещё одна из интереснейших и необычных форм журналистского самовыражения ребят, получившая широкую известность в 1920-е годы, – «живая газета». «Живая» газета состояла из серии сцен, поставленных самими детьми или под руководством взрослых, посвященных единой тематике. «Живгазета» составлялась и разрабатывалась общими усилиями всех её участников. В «живгазете» могли быть номера, связанные с большими событиями, с жизнью СССР и всего мира, но и они должны были связаны с практическими задачами пионерской работы. Больше всего внимания «живгазета» уделяла жизни и работе своего отряда или школы. «Живая» газета, как и печатная, или стенная, жила текущими злободневными вопросами, тем, что особенно волновало её в определенный момент. В «живой» газете быстро менялись темы, разрабатывались новые номера, каждый номер «живгазеты» существовал обычно один–полтора месяца, не дольше, да и то в течение этого времени в номер вносились изменения.
«Живгазета» в каждом номере старалась вести разговор не об одном каком-либо вопросе, а старалась затронуть и актуальные темы. Очень часто «живгазета» включала в свою деятельность зрителей. Использовались разнообразные плакаты, надписи, считалось, что это оживляет номера, делает их понятнее и интереснее. При этом использовались шумовые и световые эффекты, музыка, при этом, к музыке присоединялась физкультура, пляски. «Живгазета» включала в себя сценки, частушки, живое кино, игры. <…>
Интерес был настолько велик, что стали обыденным явлением факты организации и работы «живгазет» без руководителей. Понятно, что живая газета, стала одной из самых распространенных форм художественной работы среди пионеров. Именно зрелищность «живгазеты», злободневность её содержания и огромное агитационное воздействие выводил и её из ряда других форм организации досуга».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев