«Чужая работа всегда кажется лёгкой », «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю»
(или, как говорил Сократ, «Я знаю, что ничего не знаю»). Эти и многие другие
подобные фразы отражают такую особенность нашего восприятия, которая
по-научному называется эффект Даннинга – Крюгера.Эта когнитивная ошибка
была описана в 1999 году американскими социальными психологами Дэвидом
Даннингом (David Dunning) и Джастином Крюгером (Justin Kruger).
В чём же заключается этот парадокс, как он работает и почему о нём полезно помнить?
В чём эффект Даннинга-Крюгера?
Эффект Даннинга-Крюгера — это искажённое восприятие собственных способностей
и знаний в той или иной области, при котором люди, обладающие низким уровнем
знаний и/или способностей по теме, склонны их переоценивать. И наоборот, чьи знания,
умения и навыки значительны, напротив, принижают их.Конечно,сам по себе закон Даннинга
– Крюгера был известен задолго до этих двух учёных . Подтверждением служит уже то, что
отражающие данный парадокс фразы можно найти в очень древних трудах и учениях,
включая не только Сократа, но и, например, Конфуция. Однако именно Даннинг и Крюгер
провели несколько социологических исследований, представили выводы и описали эффект
с научной точки зрения.Чем объясняется этот парадокс?
С одной стороны, парадокс Даннинга – Крюгера можно объяснить тем, что если вы не знаете
обсуждаемую тему, вы представляете её в общих чертах и в общих же чертах оцениваете свои
знания. Но, чем больше вы погружаетесь в ту или иную область, тем больше деталей вам
открывается и тем отчётливее вы понимаете, как мало знаете. Упрощённый пример:
разведение костра. Казалось бы, дрова положил, спичку поднёс – готово. Однако, когда вы
сами пытаетесь разжечь его, то узнаете, что газеты, тонкие и толстые ветки надо сложить
в определённом порядке, и поджигать костёр нужно не абы как, а чтобы веточки схватились.
Да и подкладывать дрова тоже надо правильно.
Даннинг и Крюгер также отмечали, что люди, не сведущие в рассматриваемой теме, в силу
низкого уровня знаний не могут осознавать свои ошибки(подробнее об этом мы говорим чуть ниже).
Следовательно, они не могут давать профессиональные оценки своим суждениям, и это также
мешает соотнести собственный уровень с уровнем профессионалов.С другой стороны, если вы
профессионал и с лёгкостью решаете различные задачки из вашей области, то можете просто
не понять, почему у кого-то они вызывают затруднения – для вас это очень легко. Вот одна из
причин, почему профессионал склонен преуменьшать свои знания и навыки – он не видит в них
ничего особенного. Часто это становится побудительным мотивом к самосовершенствованию,
дальнейшему обучению, расширению знаний и т.д., что в результате делает компетентного
человека ещё более компетентным. И это очень позитивное следствие парадокса Даннинга
– Крюгера. Другие следствия мы рассмотрим ниже.Несколько важных выводов из эффекта
Даннинга – Крюгера.Помимо стремления компетентных людей к совершенствованию, самые
главные практические выводы, которые можно сделать из исследований Даннинга и Крюгера,
касаются людей некомпетентных. Так, лица с низким уровнем знаний по теме:
- не способны оценить собственный уровень незнания/некомпетентности
и обязательно завышают его;
- не способны оценить уровень знания/незнания, компетентности/некомпетентности других;
- не способны понять свои ошибки и оценить результат работы в целом.
Последний пункт стоит того, чтобы разобрать его подробнее.
Эффект Даннинга – Крюгера: оценка ошибок и результатов...
Вроде всё логично: чтобы понять, где закралась ошибка и насколько хорош результат, нужно
обладать соответствующим уровнем знаний. На практике же такая логика не работает.
Представим, что вы поклеили обои, совершенно не разбираясь в вопросе, а они отвалились
через день. Почему? Вы вряд ли сможете понять, в чём проблема – в некачественном клее,
в плохих обоях или же в том, что вы нарушили технологический процесс. Из-за того что люди
с низким уровнем знаний/компетенций переоценивают их, они не сомневаются в том, что всё
сделали правильно. Как следствие, они часто сваливают всё на некачественные материалы
и инструменты (из перечисленных в нашем примере вариантов остаются некачественный
клей и плохие обои). То есть перед нами наглядный пример народной мудрости
«У плохого танцора всегда пол виноват».
Другая часть той же проблемы – оценка результата. Она становится особенно актуальной
в тех вопросах, где допустимы необъективные оценки. Например, доступность фототехники
(в том числе профессиональной) обусловила появление множества «профессиональных
фотографов», не знающих понятий «выдержка» и «экспозиция». При этом в силу низкой
компетентности они не видят композиционных просчетов или плохую работу со светом,
считая свои снимки гениальными.То же самое касается некачественного дизайна, текстов,
образовательных программ и многих других вопросов, когда несведущие люди пытаются
влезть в чуждую им область. Страдают из-за этого не только те, кто получает некачественный
результат (и возможно также не способен оценить его), но и мастера данной области – их труд
обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном планах. И это не говоря об
«авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или иных проявлениях
данного парадокса, которые могут затрагивать важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.
Даннинг и Крюгер установили, что при погружении в тему оценка собственного уровня знаний
меняется, даже если практических навыков при этом не прибавляется. Поясним на примере.
Во многих фильмах можно увидеть, как главный герой сажает самолёт в сложных условиях,
просто слушая команды диспетчера. Допустим, мы спросим человека на улице, способен ли он
посадить самолёт без автопилота в сложных условиях только с помощью подсказок?
Переоценивая свои способности и исходя из подобных фильмов, наш респондент может ответить:
«Почему нет?» Затем мы знакомим человека с тем, как правильно сажать самолёт , что для этого
нужно знать и уметь, какие факторы нужно учитывать. В результате компетенций и навыков у
человека не прибавляется,а вот уверенность в том,что посадка пройдёт гладко, упадёт на глазах.
Применение закона Даннинга – Крюгера на практике...
Синдром Даннинга –Крюгера касается практически всех сторон нашей жизни,когда мы сталкиваемся
с областями, в которых не сильны. Это могут быть как многочисленные рабочие вопросы, так и
нерабочие – готовка, изучение языков и др. Помнить о данном эффекте стоит во всех случаях:
когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы сами погружаетесь в малознакомую область
или когда пытаетесь оценить чужое «погружение».В первую очередь важно всегда вооружаться
здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже. Вы можете подтянуть
уровень знаний в нужной теме, Эффект Даннинга - Крюгера на практикено задавайте себе вопрос:
достаточно ли их, чтобы давать верные оценки. Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно.
Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается
только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности.
Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.
Под ними мы понимаем ситуации, когда кто-то яро заверяет вас в своём высоком профессионализме.
Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу.
Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя
специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго. Однако также перед
вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать
верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере.
Автор: Елена Милославская
психолог Олеся Демьянова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев