✨Неречевой (физический) слух👂 — это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому я предлагаю игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков нужно соблюдать следующую последовательность:
📌звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
📌звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;
📌звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;
📌транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда! скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;
📌звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
📌звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
🌸Игры для развития физического слуха 🌸
👂Послушаем звуки!
✨- развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков приоды — голосов животных и птиц.
✨Гуляя на детской площадке в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы — ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, — собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.
✨После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):
✨На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки — шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, топот ежика в траве и др.
👂Кто кричит?
✨Побывайте с ребенком на ферме или в гостях у бабушки в деревне.
Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и произносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытым глазами (или не выходя из дома).
✨—Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, кто там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал, а теперь? Да, это хрюкает свинья.
👂Звуки дома
✨Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома—тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера и пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:
✨«Найди, тикает,(звенит, жужжит и т.д.)/» или соревнование:
Кто больше звуков услышит?»
В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.
👂Постучим, погремим!
✨Оборудование: различные предметы — бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.Игра проводится в квартире.
✨Познакомьте ребенка с разообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, прошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т.п.
✨После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет — источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате — манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.
👂Тук-тук!
✨Оборудование: стол, кукла и другие игрушки.
✨ Ребенок и взрослый сидят за столом, игрушка спрятана под столом. Взрослый незаметно стучит о край стола.
- Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости.
✨Далее взрослый объясняет, что должны прийти еще и другие гости, потому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь.
✨—Я буду готовить угощение, а ты внимательно слушай: когда услышишь стук в дверь, спроси: «Кто там?»
✨Расстояние от источника стука до ребенка,силу стука можно постепенно менять: расстояние увеличивать, стук делать тише.
✨Другой вариант игры подразумевает наличие третьего участника: второй взрослый или ребенок постарше стучит в дверь и приводит с собой игрушку.
👂Найди такую же коробочку
✨Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.
✨Оборудование: непрозрачные коробочки или баночки с разлими крупами.
✨Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы — горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно использовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное — чтобы издаваемый ими звук отличался от остальных. Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.
✨Один набор коробочек положите перед ребенком, другой оставьте себе. Потрусите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.
👂Звуки улицы
✨Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух различных транспортных шумов.
✨ Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы — сигналы автомоблей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в метро.
👂Погремушки
✨Оборудование: звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.
✨Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вместе с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух.
✨После этого можно организовать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребенок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звучала (можно производить звуки за спиной у ребенка).
☝ В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.
👂Шагаем и танцуем!
✨Цель: развитие слухового внимания; обучение умению различать на слух звучание различных инструментов и реагировать на каждое звучание по-разному.
✨Оборудование: детские музыкальные инструменты — барабан, гармошка.
✨Перед педагогом на столе стоят барабан и гармонь. Ребенок стоит перед столом, повернувшись к педагогу.
✨— Сейчас я буду играть на барабане или на гармони. Под барабан надо маршировать, а под гармонь — танцевать.
✨Педагог показывает, как надо действовать: стучит в барабан —и марширует, играет на гармони — и приплясывает. Затем предлагает ребенку самостоятельно (без показа) двигаться под звуки разных музыкальных инструментов.
✨Усложняя игру, можно предложить ребенку повернуться к столу спиной — в этом случае ребенок различает звучание инструментов только на слух, без зрительной поддержки. Такую же игру можно проводить с другими музыкальными инструментами, количество которых можно увеличивать до 3-4. Движения также могут быть разными: прыжки, бег, взмахи руками и т.д.
👂Маленький музыкант.
✨Оборудование: детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
✨Сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем — четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков используйте ширму (можно использовать перевернутый набок детский столик) или попросите ребенка повернуться спиной. Педагог поочередно извлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли.
✨ В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, выбрать и показать картинку с изображением данного инструмента или, если позволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (возможно звукоподражанием: «та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и т.п.).
✨«Играть» на инструментах может игрушечный зверь или кукла, а педагог спрашивает: «На чем играл зайка?».
👂Солнышко и дождик
✨Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различных звуков бубна — звон и стук.
✨Оборудование: бубен.
✨В этом варианте игры «Солнышко и дождик» я предлагаю научить ребенка переключать слуховое внимание, выполняя разные действия согласно различному звучанию бубна: стучим — держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна.
✨ —Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть — вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать — вот так. Услышишь стук — беги домой! Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз.
Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.
👂Мишка и зайчик
✨Оборудование: барабан или бубен.
✨В этой игре можно научить ребенка определять темп звучания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа.
✨ —Давай поиграем!🐻 Мишка ходит медленно—вот так, а 🐰зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я стучу в барабан медленно — ходи как мишка, когда стучу быстро — бегай, прыгай) быстро, как зайчик!
✨Повторите игру, меняя темп звучания барабана — медленный, быстрый — несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различаются), а после этого поменяться в игре ролями.
👂Маленький барабанщик
✨Оборудование: детский барабан.
✨В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используйся барабан с палочками.Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.
✨Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).
✨После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему определить на слух характер звука.
✨—Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.
✨Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук — поиграть на барабане.
✨Обучение восприятию и воспроизведению различных ритмов требует отдельной серьезной работы.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев