Часть вторая.
При сходе на берег встал вопрос, куда пришвартоваться. Босяцкий завтрак, и несколько часов в море на палубе разожгли зверский аппетит.
Проехав Кремль, который решил осмотреть позднее, я выехал к Святому Озеру. Объехав его, нашел уютное местечко на берегу, где и решил поставить палатку. Но прежде разжег костер, зачерпнул из озера воды и поставил кипятить. В крышку котелка закинул лапши, нарезал колбасы с хлебом и откинулся на спину. Но впадению в транс помешал шорох в кустах, из коих вышел здешний охранник. Немного робко, застенчиво, как будто стесняясь своей правоты, он уведомил меня о том, что здесь нельзя разводить костров и разбивать лагерь. Раздосадованный я спросил, где мне поесть и остановиться. Он указал рукой в сторону:
- Вона тама, на склоне, место для «дикарей».
Я вздохнул и приготовился выливать воду.
- Да не, раз уж вскипятили, то поешьте. Только огонь загасите хорошо. А потом вона туда езжайте и располагайтесь.
Хороший дядька. Какой-нибудь столичный охранник, да и любой из крупного города, сделал бы морду кирпичом, да еще мог и палкой стукнуть.
Позавтракав, я поехал туда, где для «дикарей» отведено место. Теперь надо брать разрешение у администрации. И думаю, скоро сделают как на Валааме, куда «дикарям» вход запрещен.
Это была замечательная, большая поляна на склоне с видом на Кремль и на море. Там уже стояло несколько палаток. Я поставил свою у дерева, и скинул рюкзак, что бы ехать дальше налегке.
Ко мне подошли соседи с просьбой одолжить топорик наколоть дрова. Я с удивлением спросил, как же они поехали без топорика. Оказывается, они купили брендовый топорик в специализированном магазине «Экспедиция». Их сеть по всей России, даже в Находке видел. Магазин для мажоров, решивших выйти из «зоны комфорта». Там откровенно смешные товары, больше заточенные для пикника на даче. Топорик моих соседей имел короткую, неудобную ручку и широкое лезвие. Был он красив и как следствие, не приспособлен для рубки веток и дров. Больше смахивал на кухонный. И стоит около 2000. Взамен я попросил соседей позволить с их телефона отправить СМС-ку родным, что я доехал и все в порядке. Тогда на острове ловил только Мегафон, а у меня был Билайн.
Соловецкий архипелаг состоит их шести крупных и порядка сотни мелких островов. Сам Соловецкий остров покрыт многочисленными озерами и разветвлённой сетью каналов проложенных еще во времена оные монахами. Так же много разбитых дорог. Раньше они были уложены из бревен, нынче торчащих в беспорядке, что представляет сложность для перемещения колесного транспорта. Очень я переживал за свой велосипед.
Поселок Соловецкий очарователен в своей запущенности. Люблю я такие, полузаброшенные селения. Много бараков, оставшихся после лагеря СЛОН. Но есть и несколько двухэтажных новостроек. Над всем этим царит белое, бывшее задние управления лагерем, еще царской постройки в стиле ампир. Арочный вход с колоннами, осыпающаяся лепнина. Теперь там находиться больница, аптека, магазин с заоблачными ценами. Бараки, в которых раньше размещались узники, были переоборудованы под обычное жилье. Есть даже гостиница.
Сделал остановку на берегу Святого Озера, для купания. Но едва прыгнул в воду, сразу выскочил как ошпаренный. Вода ледяная! Но здешние дети купаются подолгу и с удовольствием. Потом я сделал попытку искупаться в Белом море с таким же результатом, но можно сказать, отметку, что купался там, поставил.
Ну и как же не посмотреть Кремль. Он поражает. Это настоящее циклопическое сооружение, построенное в XVI-XVII веках из огромных валунов. Все это сложено обычными русскими мужиками. И нет никакого пафоса и заламываний рук, как это происходит с сооружениями древних цивилизаций. Эти глыбы выковыривались из земли, доставлялись на место и укладывались в стены, башни. Кремль был покрыт строительными лесами, но ремонтных работ не наблюдалось.
Жизнь тут неспешная, спокойная. Местные аборигены, туристы, паломники, шаркая по песчаным дорожкам, прогуливаются по улочкам. Против ожидания не встретил ни одного пьяницы. Ярко светит солнце в высоком, безоблачном небе, а в шум моря, крики чаек вплетается стук дизельной станции вырабатывающей электричество для поселка. Свет отключается в 12 часов ночи и включается в шесть утра. Просто идиллия.
И не покидает ощущение, какого то внутреннего света. Все прозрачно. Это как если на чистом, не загрунтованном стекле нарисована картина.
Настоятельно рекомендую к прочтению роман Захара Прилепина «Обитель», действие которого проходит в конце 20-х годов на Соловках. На меня этот роман произвел оглушающее действие.
Облазив поселок и Кремль, поехал далее по острову и вскоре набрел на поляну с голубикой. Огромные, синие ягоды, покрывали обширную площадь, и я все не мог насытиться ими. Потом уже встал на колени и просто ртом, как ковшом собирал их. Голубикой, ароматной, едва сладкой ягодой, невозможно наесться. От нее трудно оторваться. Поэтому собрав волю в кулак, поехал дальше.
Густые леса навевают воспоминания о сказках снятых в 30-50 годы. Так и ждешь, что вот-вот появиться избушка на курьих ножках с хозяйкой, истопившей печь и приготовившей котел для посетителей.
Наконец, какими-то путями выехал к берегу, где обнаружил сараи, ветхий причал и развешанную, сушащуюся морскую капусту. В 30-е годы на Соловках была организована станция для производства йода, добываемого из морской капусты. Станции уже нет, но капусту все равно добывают и сушат. Я побродил по безлюдному, песчаному берегу и так никого не встретив поехал в лагерь. Уже вечерело, и надо было успеть добраться назад, что бы потом не плутать в темноте.
Приехав на место, я обнаружил, что в мое отсутствие, здешние собаки съели мои, скудные запасы еды. Это несколько плавленых сырков и колбаса. Хорошо что, лапшу не тронули. Соловецкие собаки весьма ушлые и знают, где можно полакомиться. Они постоянно околачиваются возле палаточного городка в ожидании удобного момента.
Ночь прошла хоть и впроголодь, но спокойно.
Утром, перекусив в поселковой кафешке, отправился на остров Муксалма, соединённый с Большим Соловецким дамбой XVI-XVII веков.
Я ехал по лесной дороге и из-за поворота, навстречу вышла девушка. Она шла босиком, держа в руке сандалии. Одетая в простое, до пят платье, волосы забранные платком, она шла, мечтательно жуя травинку. Смахивала на паломницу. Она подробно рассказала, как ехать на дамбу, и оставшуюся дорогу я все думал о ней, о ее чистой красоте.
Мне пришлось довольно долго ехать по лесным аллеям, и я уже было отчаялся, как вдруг передо мной будто распахнулись ворота, и я выехал к морю, по которому шла дамба на остров Муксалма.
Возле дамбы я обнаружил вырытую в земле с перекрытием из бревен келью.Судя по табличке, обитал там в древности некий инок. Я заполз туда, с ужасом представляя, каково тут жилось зимой. Таких келий по острову раскидано великое множество. И здешний уход в пустыню в разы экстремальнее аналогичных в Палестине и Северной Африке в раннехристианское время.
Я смотрел на дамбу и вспоминал всю ту грязь, что льют на наш народ, историю, культуру. Таких идиотов надо выдергивать из столичных салонов и водить по таким местам. А если не поможет то….. Ладно, промолчу.
Пьяницы, лентяи, дураки? Как с такими характеристиками можно было освоить такие пространства, уберечь от распада. Как мог бездельник и пьяница построить такое?! Россия, уникальная северная цивилизация. Наши предки смогли создать удивительную культуру, государство в сложнейших климатических и политических условиях.
Дамба построена очень продуманно и так же из валунов. Она извивается и пронизана арками, для прохода воды во время прилива и отлива. Уж сколько ей веков, а она по-прежнему в хорошем состоянии. И еще простоит, если не вздумают на ее месте построить какой-нибудь аквапарк.
Остров Муксалма менее лесист. Здесь располагаются сенокосные луга, а так же несколько заброшенных домов советской постройки.
Уже затемно я вернулся в лагерь. В голове роем носились мысли. Вот она, та самая точка бифуркации. Я твердо решил по возвращении освежить память и восполнять пробелы в знании русской истории, культуры. Не то, чтобы я не знал этого, но было все поверхностно, какой-то россыпью осколков от школьного образования.
Жаль, что такой короткий отпуск, всего две недели, тут и месяца мало, что бы все осмотреть. Да что там месяц, у меня возникло сильное желание остаться здесь. Жить в этом Свете. И кабы не семья, наверное, так и сделал бы. Тянет же меня в такие места, на границе Ойкумены и за ней.
Еще одна, уже последняя ночевка.
Пароход до Рабочеостровска будет только днем. Я пошлялся по поселку и, едва услышав гудок подходящего корабля, быстро собрался и поехал на пристань.
Там я узнал, что есть люди, занимавшиеся частным извозом, и решил добраться до материка этим способом. Столковавшись в цене с частником, зашел к нему на небольшой катер с каютой. Потом присоединилась молодая пара из Москвы. Это были молодожены, отправившиеся вот в такое свадебное путешествие. До Рабочеостровска мы шли пять часов. Москвичи оказались веселыми, хорошими людьми. Была у них бутылочка вина, и мы отлично провели время в пути. Парочка приехала на машине, которая ждала их на берегу на стоянке. Они настойчиво предлагали подвезти меня, куда мне надо, но я с благодарностью отказался от их предложения. Обнявшись на прощание и пожелав хорошей дороги, расстались, полные добрых чувств друг к другу. Обгоняя, они посигналили и исчезли в дорожных сумерках.
Я успел проехать Кемскую ГЭС, и уже когда совсем стемнело, разбил лагерь на берегу темной и немного жуткой в сумерках реки. Развел костер, поужинал и завалился спать.
Завтра меня ждал долгий путь по Мурманской трассе.
Продолжение следует.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев