Три способа мошенничества, на которые могут попасться даже самые осторожные люди.
Судя по новостным сводкам, жертв мошенничества становится все больше — а все потому, что злоумышленники постоянно совершенствуют свое мастерство. Свежие примеры показывают, что мошенники изобретают настолько правдоподобные способы обмана, что в них могут поверить даже самые осторожные люди. Приведу некоторые из таких способов.
1. «Выгодные инвестиции»
Через мессенджеры и электронную почту рассылаются сообщения от имени известных банков (с узнаваемыми логотипами), где адресату предлагается принять участие в работе новой финансовой платформы. Она позволяет делать выгодные инвестиции с доходом «выше среднерыночного».
На сайте «платформы» опубликованы истории успеха и даже виден онлайн-чат, где отдельные «счастливчики» хвастаются своими достижениями. То есть делается все, чтобы человек поверил в серьезность проекта.
Предварительно клиенту предлагают пройти опрос со ссылкой на требования ЦБ РФ (сейчас закон действительно требует, чтобы для доступа граждан к инструментам инвестирования проводилось их предварительное тестирование — Закон от 31.07.2020 № 306-ФЗ).
По завершении опроса клиента поздравляют с тем, что ему открыт доступ к личному кабинету на финансовой платформе и он может сделать первое вложение. Поначалу человек действительно видит, что его вложения растут с каждым днем — причем весьма существенно.
Как правило, это подстегивает вкладывать еще больше. Когда же встает вопрос о выводе средств, начинаются проблемы. Вскоре выясняется, что все доходы были только на экране компьютера, а сделанные «инвестиции» давно перешли к мошенникам.
2. «Проблемы на работе»
Мошенники заранее собирают информацию о том, где человек работает (сейчас многие организации ведут сайты, где представлены их сотрудники с фотографиями и контактными данными). Затем человеку пишут в мессенджер от имени руководителя организации-работодателя.
Сообщение отправляется с поддельного аккаунта, где размещена фотография начальника — так что человек действительно может поверить: это пишет его руководитель. Делается все с расчетом на то, что не каждый сотрудник может свободно перезвонить своему руководителю и уточнить лично, отправлял тот сообщение или нет (особенно, если это непосредственно руководитель организации).
Далее человека начинают запугивать от имени начальника: будто бы поступил запрос из ФСБ в рамках проверки преступных действий (намекают на подозрение в мошенничестве или финансировании запрещенных в России организаций). Если человек «проникся», ему «идут навстречу», предлагая передать доверенному лицу крупную сумму денег.
Есть другой вариант: сообщают, что банковские счета всех сотрудников организации скомпрометированы и нужно срочно перевести все свои сбережения на «резервный счет», указанный работодателем.
3. «Реальный банковский сотрудник»
Через мессенджер поступает видеозвонок от имени одного из известных банков. По видео человек видит сотрудника, который сидит в офисе и предъявляет служебное удостоверение — можно поверить, что это действительно работник банка.
Он поясняет, что видеозвонок обеспечивает идентификацию по биометрии. Далее сообщается, что ваши счета должны пройти обязательную проверку «роботизированной системы диагностики», и предлагается включить режим демонстрации экрана и открыть мобильное приложение банка. После этого мошенники получают доступ к счетам гражданина, видя пароль, номера карт и пр. секретные данные.
Как видно, мошенники сейчас вышли на очень высокий уровень своего мастерства. Поэтому единственное, что может защитить от их уловок — это сохранение спокойствия и критического мышления.
Нет комментариев