Как-то я рассказал Кларе Степановне, что озвучиваю компьютерные игры. Порой одному приходилось говорить за девять персонажей, меняя голос. И она вдруг сказала: «Как я тебе завидую! Всю жизнь мечтала озвучить мультфильмы. Ну хоть какого-то персонажа. Но никогда не было такой возможности». Почему-то люди, создававшие анимацию, в ней не видели мультяшного персонажа. А жаль.
С Кларой Лучко я впервые встретился в 1979 году в Одессе на пробах. Режиссер Александр Бланк приступал к съемкам многосерийного фильма «Цыган». Меня пригласили на роль сына Будулая и Клавдии, которую должна была играть Лучко. Конечно, я оробел, увидев Клару Степановну. Главная моя задача была — не навредить ей и пробам. Несмотря на то что я учился в театральном институте, что такое кинокамера, я не знал и не понимал. И в такой ситуации решил, что лучше расслабиться и получить удовольствие. И хорошо, что это было с Кларой Лучко, она позволила это. С ней было комфортно репетировать и сниматься.
Съемки фильма «Цыган» проходили в Ростовской области, в станице Раздорской и на хуторе Пухляковском. Я запомнил ее милой, доброй, приятной, интеллигентной и всегда улыбающейся. Она была неприхотлива. Могла обойтись бутербродом и чаем. Может, поэтому так шикарно выглядела.
После того как «Цыган» вышел на экраны, на всех обрушилась всесоюзная слава. У меня наступил период «медных труб», которые в моем случае были просто раскаленными. Я тяжело переживал это. Денег на такси у меня не было, поэтому ездить на учебу в Школу-студию МХАТ приходилось общественным транспортом. Меня узнавали, и это было страшно. Приходилось скрываться. Как-то рассказал об этом Кларе Степановне. И ее реакция была спокойной. «Да, я тебя понимаю. Непростое время», — говорила она.
Признание, всенародную любовь испытали все актеры фильма. Зрители завалили Госкино СССР письмами. Им хотелось увидеть, как сложилась судьба Будулая и Клавдии. Снимать продолжение «Цыгана» не планировали. Но прошло шесть лет, и письма зрителей возымели действие. Нас вновь собрали — на съемках ленты «Возвращение Будулая».
Мы с Кларой Степановой объехали много городов и стран, выступали вместе с концертной программой. В первом отделении она рассказывала о съемках в кино, а во втором я пел свои песни под гитару. Она была очень честным человеком, и если бы ей какие-то мои сочинения не нравились, сказала бы — ты эту песню не пой лучше. Но никогда такого не говорила. Когда я вернулся из Новой Зеландии, где жил какое-то время, показал ей новые песни, написанные на чужбине. Клара Степановна послушала и сказала: «Даже если мы с тобой не будем выступать, пой «Гусарский романс» всегда на своих концертах». И я держу обещание, данное народной артистке.
Клара Лучко была трижды казачкой. Первое казачество — от рождения. После съемок в картине «Кубанские казаки» на Кубани ее признали своей. А после «Цыгана» Лучко стала еще и донской казачкой. Она родилась под Полтавой. Отец — директор совхоза, а мама — председатель колхоза. Воспитывала ее тетя, деревенская женщина, говорящая на суржике.
Девочка ходила в драмкружок и мечтала стать артисткой. В 1943 году она поехала в Алма-Ату, где в эвакуации находился ВГИК. Родные не хотели такой судьбы для дочери. Не отпускали ее. Но Клара Лучко всё равно поступила в Институт кинематографии на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Педагоги разглядели в ней талант. Поняли, что в этой девочке есть что-то тонкое, искреннее и настоящее. Ее однокурсниками были Инна Макарова, Сергей Бондарчук, Евгений Моргунов, Людмила Шагалова, Муза Крепкогорская...
Мало кто знает, но какое-то время Клара Лучко была депутатом Московского городского совета, возглавляла комиссию по вопросам культуры. В меру своих возможностей она помогала многим людям. Безупречный человек. Что говорить, ведь и мне она помогла обрести квартиру, которой у меня не было. Хотя я об этом ее не просил. Как-то позвонила и говорит: «Свободен завтра в 10 утра?» — «Да, у меня нет репетиции». — «Ну значит в 10:00 встречаемся у Моссовета». Она шла по своему делу в высокий кабинет и попутно прихватила меня. Решив свой вопрос, указала на меня: мол, этому молодому человеку надо помочь, у него нет жилья. И ее услышали. Когда мне дали ключи, Клара Степановна сказала: «Что бы в твоей жизни ни произошло, только квартиру не теряй». Позже меня просили ее продать, но я ответил отказом. Не имею права, дал слово Кларе Лучко.
Автор — артист театра и кино
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора
Источник: Газета «Известия» 1 июля 2025, 08:00
#ЛюбимыеАктеры
Нет комментариев