Выпускался Волжским автомобильным заводом с 1971 по 1985 год. На машину устанавливали три двигателя: ВАЗ-2101, ВАЗ-21011 (модель ВАЗ-21021) и ВАЗ-2103 (модель ВАЗ-21023) рабочими объемами 1,2, 1,3 и 1,5 л соответственно.
Экспортное наименование ВАЗ 2102: — Lada 1200 Kombi/1300 Kombi.
Является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя идентичны таковым у ВАЗ-2101. Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с уровнем пола, что упрощает операции по погрузке и разгрузке. Сплошное заднее сиденье раскладываемое, что позволяет получить горизонтальную грузовую площадку. Номерной знак находится на задней двери, задние фонари расположены вертикально. Технический уровень универсалов в то время отличала слабая герметизация салона от пыли со стороны задней двери и паров бензина через горловину бензобака. Для большего по массе грузопассажирского ВАЗ-2102 пружины подвески и амортизаторы были дополнительно усилены, что позволило сохранить грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами) притом, что собственная масса автомобиля в сравнении с седаном ВАЗ-2101 возросла на 55 кг.
Автомобиль оснащался бензиновым двигателем мощностью 64 л. с., работающим на бензине АИ-93. Вследствие увеличившейся нагрузки на двигатель и сцепление передаточное число главной пары увеличили с 3,9 до 4,4, применив так называемую грузовую шестерню.
В 1978 году был начат выпуск модификации ВАЗ-21021 с четырехцилиндровым 69-сильным двигателем ВАЗ-21011. Она предназначалась преимущественно для экспорта, так же как и ВАЗ-21023 с карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 мощностью 71 л.с. В экспортном исполнении автомобиль ВАЗ-2102 оборудовали стеклоочистителем и омывателем стекла задней грузовой двери, сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.
В дальнейшем завод провел следующую модернизацию автомобилей:
-до 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку;
-в 1983-м проведены изменения электрической части;
-карбюраторы 2101 модернизировали в 1974-м и выпускали до 1976 года, третьей серии (2101-1107010-03) — с 1976 no 1978 год. С 1979 года на машины монтировали новые карбюраторы серии 2106.
-В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01, 2-литровый бачок омывателя стекла и ножное включение смывателя на всех моделях, как на ВАЗ-21011.
-В период с 1982 по 1984 год вместе с рычагом привода клапанов распределительные валы азотировали для обеспечения повышенной коррозионной стойкости, износостойкости и сопротивления знакопеременным нагрузкам. Проблему быстрого износа респредвалов решили только с переходом к технологии с отбеливанием кулачков, что и закрыло тему жуткого дефицита этой детали в конце 1970-х — первой половине 1980 годов. Отличие таких распредвалов — шестигранный поясок между третьим и четвертым кулачками.
-С 1983 года у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-21023 электрооборудование передней части автомобиля выполняли по схеме седана ВАЗ-21013. С учетом западной тенденции с 1986 года устанавливали топливные баки без сливных пробок.
Модификации
ВАЗ-2102 — Базовая модель имела двигатель ВАЗ-2101 рабочим объёмом 1,2 л и мощностью 62 л. с.
ВАЗ-21021 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л и мощностью 69 л.с.
ВАЗ-21021-01 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л. мощностью 69 л.с. и приборной панелью от ВАЗ-2103
ВАЗ-21021-02 — Модификация, оснащенная салоном и двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л. мощностью 69 л.с. и приборной панелью от ВАЗ-21011
ВАЗ-21022 — Модификация с правым расположением органов управления
ВАЗ-21023 — Модификация, оснащенная салоном и двигателем ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1,45 л и мощностью 71 л. с.
ВАЗ-21024 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л. мощностью 69 л.с., приборной панелью от ВАЗ-21011 и правым рулём.
ВАЗ-21026 — Модификация, оснащенная салоном и двигателем ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1,45 л[1] и мощностью 71 л. с. и правым рулём.
ВАЗ-2801 «Электро» — электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47 экземпляров. Нагрузку от никель-цинковых аккумуляторов воспринимала специальная алюминиевая рама.
Технические характеристики
Кузов
Тип кузова универсал
Число мест 5
Число дверей 5
Габариты
Длина, мм 4059
Ширина, мм 1611
Высота, мм 1458
Колесная база, мм 2424
Колея колес спереди, мм 1365
Колея колес сзади, мм 1321
Дорожный просвет, мм 170
Шины 13″
Снаряженная масса, кг 1010
Полная масса, кг 1440
Полезная нагрузка, кг 430
Объем багажника, л 345/1035
Объем топливного бака, л 45
Двигатель
Модель двигателя 2101
Объем двигателя, см³ 1198
Мощность, л.с./об.мин 64/5600
Крутящий момент, Н·м/об.мин 87,3/3400
Клапанов на цилиндр 2
Расположение клапанов и распределительного вала верхнеклапанный с верхним расположением распределительного вала
Компоновка двигателя спереди, продольно
Система питания карбюратор
Скорость
Максимальная скорость, км/ч 135
Разгон до 100 км/ч, с 25
Топливо
Марка топлива бензин АИ-93
Расход, л/100 км 8,5 (90 км/ч)
Привод
Тип привода задний
КПП
Механическая 4
Подвеска
Передняя независимая
Задняя пятиштанговая
Тормоза
Передние дисковые
Задние барабанные
Этот автомобиль приобрел большую популярность не только среди советских автолюбителей, но и неоднократно участвовал в съемках фильмов и сериалов.
Например, в фильме «Сваты», состоящем из нескольких частей, на ВАЗ 2102 ездил персонаж кинокартины Будько. Кроме этого, «двойку» можно увидеть при просмотре сериалов «Спецназ» и «Масквичи», а также в фильмах «Танцевальная машина», «Грозовые ворота» и «Двойной обгон».
В 1974 году, буквально через несколько лет успешного выпуска ВАЗ 2102, Минавтопром принял решение о создании электромобилей. В период с 1980 по 1981 годы на базе «двойки» было изготовлено 47 электромобилей, получивших в дальнейшем название ВАЗ 2801.
Все электромобили не только красовались на выставках по всему Советскому Союзу, но и активно трудились во благо страны, выполняя самую обычную работу: развозили завтраки, почту и т.д.
Главным недостатком экологически чистой модели стал слишком маленький запас топлива и, как следствие, невозможность преодолевать длинные отрезки расстояния без заправки. В связи с этим, выпуск электромобилей был остановлен, а оставшиеся модели укомплектовали карбюраторными двигателями.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев