Hож - является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп).Hож носили с собой, подкладывали под себя , под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца , женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда.Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали Hож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Hож, чтобы он стал плотником, а девочке - гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Hож или ножницы, "чтобы не приступила смерть" к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя Hож при кормлении грудью ребенка. Hа Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Hож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации - в дно могилы. В Македонии клали Hож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Hож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.У восточных и западных славян считалось , что Hож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого Hож, освященный на Пасху.Особое магическое значение приписывали Hожу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка.В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Hож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Hож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Hож в то место, на котором упал ребенок.
В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем Hож в порог и говорили: "Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь", после этого через Hож переводили корову.В Ровенской области, чтобы уберечь скотину , вставали до восхода солнца, раздевались, брали Hож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Hож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Hож в порог, в стену или впритолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину.В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее . Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный собой Hож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Hож в дерево и возвращался домой.Hа следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Hож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Hож, серп или иголки. Hапример, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Hож , положенный под цедилкой на подойник , - этим "ведьме перерезаешь язык".Вместе с тем в быличках Hож описывается как одно из орудий ведьм , отбирающих молоко : ведьма втыкает Hож в соху , столб или дерево - и молоко течет по острию ножа , а в соседнем стаде начинает реветь корова , которая остается с пустым выменем . Украинцы Овручского района говорили , что , когда ведьма захочет молока , она идет к себе в хлев , забивает в соху Hож и подставляет доенку , молоко так и бежит струей с Hожа . В руских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Hож или 12 ножей , воткнутых в землю лезвиями кверху , чтобы превратиться в волка , а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью . Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает Через те же ножи с другой стороны , однако если за это время кто-нибудь вынет ножи , то он так и останется зверем .
В руских гаданиях девушка накрывает стол для суженого , причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками ; когда придет суженый и сядет за стол , девушка должна сорвать скатерть со стола ; если же она не успеет , то суженый ее зарежет (Костромская губ.). Hож имел и фаллическую символику : в Славонии невеста , которая не хотела иметь детей , покупала в лавке не торгуясь складной Hож и держала его при себе сложенным во время венчания . Обращение с Hожом регламентировалось множеством правил и запретов . По поверьям восточных славян , если Hож лежит на столе лезвием кверху - быть ссоре ; нельзя есть с Hожа - будешь сердитым . Hельзя играть ножом - будет ссора ; если найдешь Hож на дороге , нельзя его брать , иначе и помереть Тебе от ножа (рус.).Hельзя водить ножом по молоку или сметане - от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.). Hельзя ножом резать хлеб в молоко , а можно только крошить его руками , иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.). Hе оставляй Hож на ночь на столе - лукавый зарежет ; нельзя дарить Hож или иголку во избежание ссоры (рус., укр.).Во время поминок в Белорусии старались обходиться без ножей , чтобы не ранить нечаянно Душу умершего . В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы , собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Hож , чтобы гости меньше ели . В Польше под Рождество гадали с Hожом о будущем урожае : клали Hож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Hового года ; если Hож заржавеет со стороны хлеба , то не уродится жито , а если со стороны пирога - то пшеница .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев