Традиционный дом ― кхэр ― кочующих цыган: телега, палатка и обычная крыша над головой в период зимовки, продолжающейся с осени до весны. До недавнего времени польские равнинные цыгане обычно передвигались на телегах, крытых холстом, натянутым на арочные луки. Такой воз, называемый ими «вурдэн шатраса» (телега с шатром), а кэлдэрарами ― «ґарнево», служил в принципе только для передвижения, а не для жизни на стоянках. Польские цыгане отказались от возов с холщовым фургоном. Самые богатые из них позже ездили в деревянных фургонах с крышей и окнами, обычно богато украшенных.
В своих кочевьях цыгане поддерживают связь между родственными таборами, находящимися в отдалении. Это связь сохраняется, в частности, благодаря знакам, оставляемым цыганами на дорогах, перекрестках, местах стоянок. У равнинных цыган такой знак называется «шпэра». Это могли быть и пучки соломы, брошенные на дороге у поворота на перекрестке, указывающие направление, и даже более детальные данные, касающиеся табора, сменившего путь следования; надломанные прутья, связанные веточки, привязанная к ветке тряпка, иногда ― кость с насечками. Цыгане также оставляют знаки в местах, где они разбивали палатки; эти шпэры обычно истолковываются окружающим населением, как признаки колдовства и порчи.
Возы кэлдэраров ― больше не привычные ґарнево, но подобные тем, которые также используют польские равнинные цыгане ― похожие на цирковые, но более легкие и гораздо меньшие, называемые «амваго». Они также являются средством передвижения и жилищем в период летнего кочевания. Большие цирковые фургоны ― это только зимний жилой дом, они не ездят в обозе, и если необходимо менять место остановки — их обычно перевозят на большие расстояния по железной дороге, а по небольшому маршруту ― с помощью тракторов. Есть обычные старые фургоны, купленные цыганами у бродячих цирков, а амвага цыгане заказывают в специальных мастерских. Более обеспеченные цыгане, желая отличиться роскошью своих повозок, расписывают их разноцветными узорами, а по углам под крышей размещают декоративных резных грифонов и драконов. Цыганские домики на колесах обустроены внутри, как однокомнатные квартиры: с местами для сна, иногда с обеденным столом и кухней. Это не означает, что жильцы всегда готовят внутри фургона на плите; во время летнего кочевания еда варится на кострах, а жилой фургон часто уступает место палаткам. Цыганская палатка, называемая равнинными цыганами «шатра», а кэлдэрарами –«цэрґа», имеют различные формы и принципы конструкции. Тем не менее, она всегда изготовлена из обычных, длинных и широких холстин, жердей и маленьких колышков, крепящих края полотна к земле с обеих сторон. Палатка польских равнинных цыган обычно ниже, чем у кэлдэраров. У входа в палатку расположена вертикальная стойка с вилкой наверху, на этой вилке располагается вторая, горизонтальная, конец которой лежит на другой вертикальной раздвоенной жерди, находящейся в торце палатки. Поверх этой конструкции натянута льняная ткань. Каждая из несущих жердей называется «беранд» или «соха». Высоты палатки хватает для людей в сидячем положении; для того, чтобы стоять, палатка польских цыган, как правило, слишком низкая.
Типичная палатка кэлдэраров была намного выше, со стрельчатым силуэтом. Угол, который образуют его стенки, сходящиеся на вершине, образуют острый угол, а не прямой, как у польска рома. Каждая из основных жердей имеет свое название: передняя вертикальная (или две диагональные, скрещенные) ― «коверка», верхняя ― «беранд» клалась поперек и упиралась задним концом в землю. Палатка является исключительно летним жильем цыган, потому что практически никто не кочевал круглый год. В начале XIX века, как утверждают источники, только богатые цыгане владели холщовыми палатками; кочующая цыганская беднота строила себе в безлюдных местах шалаши изо мха и веток.
Владельцы цирковых фургонов живут в них зимой. Другие цыгане осенью возвращаются в свои постоянные дома, или, если их нет, снимают себе на зиму угол в деревнях, где живут до весны. Подобное бывало уже несколько десятков лет: "в зимнее время в местах, где они не подвергаются преследованиям, ищут, где приткнуться, по халупам сельчан, на небольшие семейные скопления; где нельзя безопасно зимовать, укрываются в пещерах, землянках и оврагах”. Нагорные цыгане, селившиеся в течение поколений в Подкарпатье, уже не знают ни фургонов, ни палаток. Они живут в деревянных лачужках, а относительно недавно ― еще после второй мировой войны — они селились в землянках. Разница между этими землянками и палатками кочевых цыган заключается в основном в том, что они представляют собой стационарное жилище, но примитивностью и скудостью устройства и оснащения они не отличаются от палатки.
Из книги польского этнографа Ежи Фицовского «Цыгане в Польше»

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев