Франс Халс — старший. "Евангелист Марк", 1625-1630 гг.
Звучит немного парадоксально: использовать священное для христиан Писание как неоспоримый источник доказательств для атеистически настроенных ученых. Однако историки обращают внимание на два неоспоримых факта. Первое письменное свидетельство, по их данным, появилось всего через 30-40 лет после смерти Христа. Для глухой римской провинции, где грамоту знало лишь десять процентов населения, скорость довольно феноменальная. Речь идет о Евангелии от Марка — одном из четырех, признанных Церковью (они еще называются синоптическими). Долгое время считали, что его составили в 80-м году нашей эры. Однако последние исследования показали: это произошло еще раньше, примерно в 50-м. Другие евангелия — от Матфея, Иоанна и Луки — появились чуть позже. И, что удивительно, их составляли независимо друг от друга: у каждого благовестия собственная аудитория (и они на разных языках). Однако сведения об Иисусе в них в целом идентичны. "В идеале источники, сообщающие о человеке или событии, подтверждают информацию друг друга как минимум в главном, а то и в частностях. Если бы один древний источник называл Октавиана (Августа. — Прим. ред.) римским военачальником и императором, а другой — африканским крестьянином, который не выезжал за пределы своей деревушки, можно было бы догадаться, что кто-то что-то напутал. Но коль скоро многочисленные источники, почти современные Октавиану, считают его римским императором и приводят более или менее похожие данные, это можно считать надежным историческим свидетельством", — отмечает американский исследователь Барт Эрман, один из самых авторитетных библеистов в мире. Кроме того, как полагает он, был еще один источник, который появился раньше всех, — его следы можно найти в документах ранних христиан. И составили его, судя по стилю изложения, со слов очевидцев.
#наука
https://youtu.be/ZpHTAFNdoZ0?si=mMXm9P2QCQ3kRqVp
Комментарии 1