Впервые с момента распада села Прохладного его жители решили собраться и вспомнить свою малую родину.
Столько объятий, неожиданных встреч, возгласов удивления трудно представить на каком-либо другом мероприятии. В Григорьевском СДК – День села Прохладного. Почти полвека уже нет такого населённого пункта, а выходцы этого края с сыновней любовью вспоминают родной уголок.
«Ой, а это я! У меня нет такой фотографии», «Где нашли такие снимки?», «Я помню этот день», «Как в то время делали столько фотографий?» – так реагировали прохладненцы на фотовыставку, которую подготовили сельские работники культуры к этому дню. Больше часа гости праздника внимательно рассматривали копии пожелтевших снимков, вспоминая трудную, но, по их словам, счастливую жизнь в селе.
– Многие откликнулись и предоставили фотографии своих семей. Мы даже не смогли всё разместить, – рассказывает директор Григорьевского СДК Надежда Мартинкене.
На плане села, подготовленном к празднику, люди находили свои дома, делились воспоминаниями, рассказывали о современных делах.
Большинство выходцев из Прохладного переехали в Григорьевку. Но жизнь раскидала многих в разные концы Оренбуржья, да и всего бывшего СССР.
На праздник приехали из Оренбурга, Гая, Новотроицка, Актюбинска, Туркмении и других уголков. Оттого некоторые и не узнавали друг друга, а затем не могли наговориться.
После концерта, который сопровождался показом фотографий и не мог не тронуть за душу, все отправились на место, где раньше располагалось село.
Из воспоминаний Анатолия Павловича Голубева: «В 1956 году я закончил педучилище и был направлен на работу учителем начальных классов в Прохладненскую семилетнюю школу. 14 августа я на одноконке по просёлочным дорогам отправился из Елшанки в Прохладное. После обеда подъехал к селу. Оно лежало в долине какой-то мелкой речушки, а с северной стороны, откуда я приехал, возвышались холмы. Картина была живописной. Внизу виднелись опрятные землянки, побелённые белой глиной. В самом селе деревьев было мало, но по берегам речушки и на склонах холмов росло много кустарников (дикая вишня, шиповник, волчья ягода).
Село располагалось в 30-35 км от Соль-Илецка и в 20 км от ближайшей станции Чашкан. Автобусы не ходили. До станции нужно было идти либо пешком, либо на лошади. Поэтому в райцентр люди ездили редко, только в случае крайней нужды».
Первым делом все испили воды из восстановленного и облагороженного родника «Пчельник». Установили табличку с названием источника: эти места, несмотря на их удалённость, в последнее время пользуются большой популярностью у туристов.
– Как его только не называют, а у него есть своё имя – родник «Пчельник», – объясняет один из организаторов праздника Руслан Ягофаров.
В колхозном саду уже пыхтели дровяные самовары и ароматно пахло едой: татарские пироги, казачий шулюм, казахские баурсаки – Прохладное всегда было многонациональным и дружным.
Через речку – оставшиеся холмики от их родных домов.
– Там было правление колхоза, а здесь школа и клуб, – рассказывают своим потомкам прохладненцы.
Из воспоминаний Анатолия Павловича Голубева: «Детей в школе училось где-то человек 60-70. Но и они не помещались в одном небольшом здании. 1-4 классы располагались в другом. Директор школы Иван Александрович Кутелев был уроженцем села Перовки.
Местный колхоз «12 лет Октября» возглавлял председатель Зерат Есенжанович Есенжанов, Прохладненский сельсовет – Нуржан Ниталиев. Заведующим клубом был Самих Сыраевич Салихов. Ему было тогда лет 45-50. Работал очень добросовестно. По вечерам в клубе собиралась молодёжь. Танцевали, играли. Мелодии были и русские, и татарские. Водили хороводы, напевая на татарском языке. Приезжала и кинопередвижка.
Население очень доброжелательно относилось к школе и учителям. Под стать взрослым были и дети – доброжелательные, трудолюбивые. С дисциплиной проблем не было.Учителя часто посещали клуб. С.С. Салихов постоянно обращался к нам с просьбой проверить ошибки в стенгазете, написать плакатным пером лозунги».
Из воспоминаний Дании Исмагиловой: «Занимались животноводством и полеводством. Земли там очень плодородные, урожаи были хорошие. Всегда рождалась картошка, было очень много ягод: земляники, ежевики, черёмухи, черники. Пастбища были богатые: скотина паслась 8 месяцев».
Благодатный край, родные места тянут тех, кто вырос здесь. Ностальгия сменялась радостью встречи и счастьем от посещения Прохладного. И пусть от села осталось лишь одно название – его дети будут приезжать сюда вновь и вновь, бродить по «улочкам», вспоминать прошлое и любоваться красотами.
Из воспоминаний Анатолия Павловича Голубева: «Весной 1957 года нам сообщили, что семилетней школы в селе не будет. Останутся только 1-4 классы. Поэтому после окончания учебного года все учителя ушли в отпуск, а потом разъехались кто куда.
Я жил и работал в Соль-Илецке. В начале семидесятых решил съездить в Прохладное за белой глиной. Здесь был карьер, в котором раньше её брали местные жители. На двух мотоциклах июльским ясным днём мы с братом подъехали к месту. Карьер располагался на холме. Я сверху смотрел на то место, где когда-то было село. Виднелись развалины землянок и хозяйственных построек. Ни одного жилого дома. Стояла какая-то гнетущая тишина. Я с грустью смотрел на место, где совсем недавно жизнь била ключом...»
Альфия АЙЖАРИКОВА
Фото автора
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев