Разрешая заявленные требования, районный суд учитывал, что истец неоднократно периодически перечислял на протяжении двух месяцев денежные средства ответчику с указанием получателя платежа, не обратился после совершения как первого, так и последующих платежей незамедлительно в банк по отмене ошибочных платежей. В своем решении суд указал, что осуществление 12 денежных переводов в течении двух месяцев не могут являлся технической ошибкой. Принимаю во внимание количество переводов, а также саму процедуру переводов, которая предусматривает полную осведомленность лица, перечисляющего деньги о имени отчестве получателя и о номере его счета в определенном банке, отсутствие обращения в суд в течении года, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с выводами районного суда не согласилась. Так, суд апелляционной инстанции указал, что соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца, и указать причину, по которой в отсутствие правовых оснований произошло приобретение ответчиком имущества за счет истца или сбережение им своего имущества за счет истца. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, ответчиком не представлено в материалы дела каких-либо доказательств, подтверждающих законность нахождения у него денежных средств, перечисленных истцом на его счет, либо добровольность и безвозмездность передачи денежных средств.
Вопреки выводам районного суда неоднократность перечислений денежных средств ответчику по реквизитам получателя и обращение в суд через год после проведенных операций не свидетельствует о том, что ответчик доказал отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Кроме того, согласно постановлению следователя истец признан потерпевшим в рамках уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела доказан факт перечисления истцом денежных средств на счет ответчика в отсутствие правовых оснований, а также отсутствия законности получения или сбережения ответчиком указанной денежной суммы, следовательно, имеется неосновательное обогащение со стороны ответчика.
Решение районного суда отменено с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Документ: Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2024 по делу N 33-21710/2024 (УИД 77RS0022-02-2022-015081-20)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев