Преподаватель — о слиянии двух университетов в Екатеринбурге
Фото Владислав Лоншаков / E1 RU. Текст: "E1 RU", автор: Елена Аносова. Один из преподавателей РГППУ раскритиковал объединение своего вуза с УрГПУ. Читатель E1 RU больше двадцати лет учил будущих педагогов и занимал в университете почетную должность. Он привел аргументы в пользу того, чтобы профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге продолжал работать несмотря ни на что. Прочитайте его анонимную колонку.
Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ), потом Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), а затем и Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ) был создан относительно недавно по сравнению с другими вузами города.
Другие университеты всегда смотрели на него как на самого младшего в семье.
преподаватель РГППУ
При этом от него никогда не отстранялись, помогали ему. Например, ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко при случае не без гордости отмечал, что большая часть преподавателей СИПИ-УГППУ — это выпускники УПИ (сейчас УрФУ. — Прим. ред.).
Университет был создан как общесоюзный проект для решения актуальной в то время проблемы — передачи прогрессивно развивающихся технических знаний от технарей-практиков молодым поколениям. Технарям легче было создать что-то своими руками, чем объяснять другим, как это делается.
Важность вуза подтверждается также тем, что ректор СИПИ Евгений Ткаченко был назначен министром образования России.
Для местных жителей этот вуз был непонятен с момента своего создания — не зря в него принимали по направлению от разных производственных и образовательных организаций из разных уголков страны.
преподаватель РГППУ
В какой-то момент профиль вуза поменялся с инженерно-педагогического на профессионально-педагогический. Тогда многие студенты были возмущены тем, что в их дипломах исчезнет инженерная составляющая.
Однако ректор Геннадий Романцев видел в этом положительный момент: инженер — это не единственная профессия, которая нуждается в своих педагогических кадрах. В РГППУ сохранили инженерные направления и открыли новые, связанные с другими профессиями.
Какие-то из них уже закрылись, другие реализуются и пользуются спросом до сих пор.
Слово "российский" в наименовании организации можно было получить только в том случае, если организация соответствовала жестким требованиям правительства России. В том числе в отношении количества вовлеченных субъектов страны и числа приезжающих студентов — таких в РГППУ было много.
Не все выпускники РГППУ работают по специальности. Не все выпускники довольны полученным образованием, но это проблема не только РГППУ. Это проблема всех российских вузов.
преподаватель РГППУ
Среднестатистически только 40% выпускников вузов России работают по полученной специальности. Это, скорее всего, проблема неправильного выбора профессии.
В то же время есть немало выпускников, которыми РГППУ гордится. И есть огромное количество выпускников, которые гордятся своей альма-матер.
Примерно в то же время, когда в России стал обязательным ЕГЭ, начала реализовываться долгосрочная государственная программа развития образования. В соответствии с ней за определенный период количество вузов в стране должно было сократиться на 40%.
Первыми пострадали негосударственные вузы, которым не продлили аккредитацию. Вторыми попали под сокращение некоторые педагогические университеты: часть из них сделали факультетами при местных вузах, часть стала филиалами других.
Объединение коснулось и большого количества вузов разных других профилей. Это выглядело и до сих пор выглядит со стороны как добровольно-принудительный процесс.
Внедрение бакалавриата значительно повлияло на качество образования не в лучшую сторону — и это тоже проблема не только РГППУ.
преподаватель РГППУ
Теперь интересный риторический вопрос: можно ли привлечь к ответственности кого-то из чиновников — инициаторов реформ с негативным результатом? Ответ: это весьма маловероятно, поскольку любые реформы в образовании имеют отложенный эффект.
Только через пять-десять лет можно понять и оценить результат этих реформ. Но к этому времени инициаторы либо уже не работают в сфере образования, либо работают, но на нижестоящих должностях (и сами критикуют эти реформы "снизу"), либо их уже нет в живых.
Российский государственный профессионально-педагогический университет работал в Екатеринбурге с 1979 года. Он включал четыре института, колледж, докторантуру, аспирантуру и филиал в Нижнем Тагиле.
Изначально он назывался Свердловским инженерно-педагогическим институтом (СИПИ) и был первым учебным заведением в своем роде в СССР. Его первым ректором стал Василий Васильевич Блюхер — сын маршала Василия Константиновича Блюхера, в честь которого в Екатеринбурге названа улица в Кировском районе — бывший Березовский тракт. Современное название вуз получил в 2001 году.
Вопрос о получении корочек о высшем образовании, а не самого высшего образования — это далеко не новая проблема, и она не привязана строго к вузам педагогической направленности. Высшая школа экономики в свое время предлагала для тех, кому нужна не профессия, а просто корочка, внедрить что-то наподобие высшего общего образования.
Кстати, в противовес в свое время ректором РГППУ Геннадием Романцевым была написана монография, посвященная вопросам высшего рабочего образования, обоснованная требованиями времени и научного прогресса.
Решения о создании СИПИ и о закрытии РГППУ были приняты на государственном уровне. Приказ о реорганизации УрГПУ и РГППУ был подписан заместителем министра просвещения. Многолетняя практика показывает, что министры сами не подписывают сомнительные приказы, но поручают это своим заместителям.
Подведу итог: по моему частному мнению, начатый в 1979 году проект СИПИ-УГППУ-РГППУ еще не закончен. Закрывать его рано.
Источник: https://www.e1.ru/text/education/2025/01/17/74992619/
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев