Пасху очень ждали после поста, когда мы могли вдоволь всего поесть. Помню что я ни разу не проспал время прихода матери после молебна , вскакивал и съедал сразу несколько яиц и опять ложился спать. Нас на страстной неделе брали с собой слушать чтения из Евангелия и других толстых книг нам показывали страшные картинки казни Христа про жизнь в аду и другие страшилки для того чтобы мы были послушными детьми. Приходская церковь в Зеленцове была закрыта и молились по домам мне запомнилась тетя Наташа Рябинина (Манина) грамотная при советской власти их семью раскулачили жила в маленьком домике рядом с Шимиными, потом тетя Даша Брянова (Ивохина).,которая жила от нас через дом Она читала до тех пор пока позволяло ей здоровье в 80 годах её забрала дочь Тамара в Степурино. После того как заканчивалась молитва раздавалось 3-4 залпа из 5-7 ружей
Это наверное вместо колокольного звона и салюта . Повзрослев я тоже с ружьем ходил на встречу Пасхи( класс 6-8)
Пожаробезопасность- мероприятие проводилось каждую весну, из пожарного депо вывозили ,установленную на телеге ручной пожарный насос, к Борисову колодцу и начинали её испытывать и проверять на работоспособность. На это мероприятие собирались зрелые мужики со всей деревни, предварительно инициативная группа с корзиной шла по домам собирать средства для обмывания , все хозяйства активно отзывались , подавал кто ,что мог , просили в основном деньги, у кого денег не было брали яйцами, собирались в кружок на Китаевой горе и «оформляли» акт проверки, иногда помпу с усталости не могли ввезти на место и собирались на следующий день продолжать испытание ,было весело
Пожар –самое страшное бедствие для деревень с деревянными постройками, в один миг могла исчезнуть вся деревня , поэтому принимались самые серьезные меры для предотвращения такой беды. Для этого застройка жилых домов велась строго с соблюдением пожарной безопасности , дома ставились парами, т.е. 2 дома вместе расстояние между ними могло быть до одного метра, следующая пара через 20-25 метров и т.д ,в случае пожара 2 дома были обречены , зато могли спасти от пожара следующие дома. В деревне было пожарное депо , возле него стояли на двух колесах 2-е деревянные большие бочки с водой в самом депо противопожарный ручная помпа, было предусмотрено место для дежурной лошади. От лошадей потом отказались т к при тревоге мужики на себе выкатывали помпу и быстро везли к месту пожара даже в соседние деревни катили телегу на себе ,дорога каждая минута, помню как мы бежали бегом за телегой в Степаново, где увидели дым ,которую на себе везли мужики. По ночам организовано дежурство по очереди , я много раз дежурил , ходил с колотушкой по деревне если кто не смог просили кого-то или нанимали, на моей памяти крупных пожаров не было, сгорали бани, сараи, их всегда во время заливали водой
Троица празднуется в 50-й день после Пасхи и всегда выпадает на воскресенье, празднуется Нершеве , где на лугу проходили массовые гулянья, потому ,что около церкви мало места Духов день ,понедельник после Троицы престольный праздник в Зеленцове в честь Святого Духа ,где всегда около церкви и в самом селе проходили массовые гуляния, помню, привозили на машине мороженное , нашей радости не было предела. Этот праздник установлен Зеленцовской церковью , воздвигнутой в честь Воздвижения Креста Господня, второй придел ,в честь Святого Духа, третий придел в честь преподобного Сергия Радонежского. На гулянье собирались со всех окрестных деревень, если у кого была родня в Зеленцове , оставались праздновать на следующий день. Дежурил участковый милиционер , но драки все равно происходили, Вежновская молодежь почти всегда попадала в эти переделки, видимо в генах заложено, но поножовщины не было, драки напоминали кулачные бои в старину
Девятая- престольный праздник в Степанове, где церкви не было и массовое гулянье проводилось в центре деревни, у пожарного депо , мы тоже бегали туда в надежде купить мороженного, его привозили в бидонах и нам подавали в вафельных стаканчиках, лучшего , как мне кажется, мороженного я не ел никогда. Родители выделяли денежки, а мы еще вытаскивали мелочь из копилок.
Гулянья были в Звягине и Гладком Лугу мы на велосипедах туда ездили , в качестве наблюдателей.
Проводы а армию Летом молодежь старших поколений , а потом и мы перед армией собирались компанией находили человека, которому скоро в армию приглашали гармониста и толпой вместе с девчонками шли по деревне под русскую страдальную напевая грустные песни. Такую музыку я больше нигде не встречал с этой мелодией , наверное уходили на войну и в армию наши прадеды и деды и может быть это была их последняя песня
Вот я запомнил несколько куплетов - Я последний день гуляю, я последний день пою Завтра провожают меня в армию, может не вернусь или. Ставь-ка мама самовар, золотые чашечки, напои родного сына может быть в остаточки
Брали бельевую корзину и подходили к каждому дому все давали, кто что мог, большинство подавали яйца иногда если всерьез в армию то деньгами. Потом шли в овраг или в сад, и начиналась веселье под гармонь или баян. Случалось , что в армию провожали одного парня по несколько раз, меня провожали тоже не один раз В мое время бессменным баянистом был Володя Панин (Алясев), до отъезда в Кстово на гармони играл Рюмин Геннадий с которым мы побывали во многих деревнях в том числе в Валтыреве, для старшей молодежи играл Константин Алясев (Зотеев). Если в армию провожали по настоящему то устраивали грандиозные проводы, собиралась вся молодежь пили, веселились до утра, а утром провожали до Вачи до призывного пункта с гармонью, так было всегда, а деревенские родные и большинство деревенских выходили из дома и провожали за деревню где призывник прощался с каждым жителем отдельно , при этом каждый совал в карман денежки кто сколько мог себе позволить.
Свадьбы в Вежнове проводили также , как везде в окрестных деревнях.
Все начиналось с засылкой сватов к невесте, все это , конечно согласовывалось заранее, в дом невесты приходила самая близкая родня жениха ,родители , приглашали крестных отца и мать жениха в нашей местности это мероприятие называлось одним словом пропой т.е. пропивали невесту слова «помолвка» в обиходе не было . Договаривались об условиях и сроках проведения свадьбы, о приданном невесты, где будут жить и т.д., после чего приступали к угощению , которое могло продолжаться до утра. В день свадьбы жених со своей командой шел к дому невесты , на его пути , молодежь, и взрослые ставят всякие препятствия , перегораживают дорогу веревками, жердями или чем другим, требуя от жениха откуп, как правило это деньги или несколько бутылок водки или самогонки, народу показывают приданное невесты .В доме жениха молодоженов встречают с иконой ,хлебом , солью молодые садятся за стол , начинается гулянье, крики «горько» , невесту заставляют веником убирать мусор, битье посуды на счастье , поздно ночью молодых укладывают спать , утром приходит «доктор» и «милиционер» на нашей свадьбе тетя Нина и дядя Саша Крайневы , проверяют постель , на веник вяжут красные банты , в знак целомудренности невесты , начинается второй день свадьбы , жениха и невесту отводят в баню, после чего , продолжается гулянье, здесь гости могут одеваться во что угодно. На нашей свадьбе родные с Горького привезли лапти, какие-то сарафаны и многое другое , которую одели на себя, не смотря на то ,что на улице было снегу по колено и пошли по деревне с баяном , угощая всех встречных из чайника самогонкой. Все о чем я рассказал в точности было на моей свадьбе в 1972г. , когда мы приехали
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3