Что такое ВПР ❓
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся последние несколько лет, чтобы оценить результаты перехода школ на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и определить уровень подготовки школьников. Содержание проверочной работы соответствует ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
ВПР по русскому языку нужны, чтобы оценить не только уровень общеобразовательной подготовки по предмету учеников четвёртых классов (предметный результат), но и провести диагностику метапредметных результатов — общих учебных умений, без которых не может быть полноценной учебной деятельности.
Результаты, которые должен продемонстрировать школьник
Прежде всего знания и умения по русскому языку, предусмотренные программой, и одновременно организационные умения: ребёнок должен понимать цель своей работы, планировать и контролировать свои действия, самостоятельно оценивать результат, корректировать его (исправлять ошибки).
Кроме того, ребёнок должен уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, иллюстрациях, владеть умениями смыслового чтения: понимать, зачем он читает, и выбирать вид чтения в зависимости от цели (просмотровое, ознакомительное, изучающее), извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов, определять основную и второстепенную информацию, строить речевое высказывание в письменной форме.
Для контроля выбраны два наиболее важных аспекта школьного обучения: результаты обучения, значимые в повседневной жизни (общеучебные умения, «надпредметный» результат), и необходимые для продолжения образования (предметный результат). Как видим, результаты современного образования — это не только знания, умения и навыки по предмету, как это было раньше.
Как построена проверочная работа ❓
Проверочная работа состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни. В первой части — три задания: диктант и два задания по написанному тексту. Как правило, требуется найти и выделить главные члены предложения и однородные члены. С помощью диктанта проверяется, как ребёнок умеет видеть в словах изученные орфограммы, выбирать правильные написания, ставить знаки препинания в предложениях, проверять себя. Проанализируем текст итогового диктанта (четвёртый класс, 2017 год):
«Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел. Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее! (80 слов)»
Этот текст включает слова со всеми орфограммами за курс начальной школы:
буквы безударных гласных в корне (весеннее, согревает, раздаются, высоко, взлетают и другие);
буквы безударных гласных в приставках (согревает, раздаются, наполняют, появилась и другие);
проверяемые буквы согласных на конце и в середине слова, буквы непроизносимых согласных (радостные, певцы, глазками, чудесный и другие);
мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме и разделительный и разделительный твёрдый знак (трелью, серенькая, воробья и другие);
буквосочетания «чк», «чн» и другие (птичка);
буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов (в небесной сини, в роще, в дружном хоре, согревает, наполняют и другие);
буквосочетания «тся» — «ться» в глаголах (раздаются);
частица «не» с глаголом (не прилетел).
С помощью текста также проверяется, как дети умеют ставить знаки препинания:
точку, восклицательный знак в конце предложения;
запятую в предложениях с однородными членами (в третьем и четвёртом предложениях).
Вторая часть содержит 12 заданий, девять из них относятся к тексту, который ребёнок должен прочитать и понять. Проанализируем текст и задания к нему, которые предлагались для ВПР в 2017 году:
«В мире существует много необычных, удивительных памятников. Есть они и в России, вот, например, памятник букве „ё“ в Ульяновске. Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву „ё“. Он предложил поставить над буквой „е“ две точки. До изобретения буквы „ё“ писали или „ио“, или просто „е“. В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. Монумента заяц удостоился за то, что… спас великого русского поэта. Произошло это так. Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу — Петербург, чтобы повидать друзей. Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. Это было плохой приметой. Суеверный поэт сразу же вернулся домой. А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и, скорее всего, погиб бы. Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е. В. Широниной.)»
Что должен уметь ребёнок, который заканчивает начальную школу❓
прочитать текст и понять его общий смысл, сформулировать и записать главную мысль;
составить и записать план текста;
сформулировать вопрос к тексту, который поможет определить, как читатель понял текст;
объяснить смысл отдельных слов в тексте (в данном случае — слова «столица»);
подобрать синоним, то есть близкое по значению слово (в данном случае — к слову «известный»).
Эти пять заданий к тексту проверяют умения смыслового чтения.
Другая группа заданий проверяет базовые знания и умения по русскому языку:
умение находить в тексте все имена существительные, указывать род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор);
находить в одном предложении все формы имён прилагательных и имён существительных, к которым они относятся, указывать число, род, падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор);
находить в предложении все глаголы и выписывать их в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Задания, не относящиеся к тексту:
поставить ударение в указанных словах;
определить, какие согласные звуки обозначены буквами в указанных словах;
построить связное письменное высказывание — написать, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить устойчивое выражение (в данном случае — выражение «Любишь кататься — люби и саночки возить»).
Если вы хотите понять, готов ли ребёнок к ВПР, можно провести с ним обе части проверочной работы и вместе проанализировать результаты. Обязательно нужно попросить ребёнка объяснить, почему именно так он выполнил каждое задание, и убедиться, что он понимает, что именно и для чего должен был сделать. Если вы обнаружили пробелы в знаниях и умениях ребёнка, есть время их устранить: попросить помощи у учителя, позаниматься с ребёнком самим, пригласить репетитора или выбрать подходящий курс онлайн.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев